Австрийский ударник Вольфганг Райсингер (р.1955) един в двух лицах. Ценители классической музыки знают барабанщика и перкуссиониста Райсингера, музыканта с академическим образованием, который работает в серьезных и респектабельных оркестрах, вроде Венского симфонического. Поклонники же музыки джазовой уже много лет знакомы с Райсингером - радикальным импровизатором и приверженцем авангарда.
Изданный в прошлом году альбом Refusion записывался в сентябре 2004 года в венском Porgy & Bess. Там Вольфганг выступал с интернациональным секстетом, собранным преимущественно из своих старых друзей. Судите сами, со знаменитым американским саксофонистом Дэйвом Либманом он сотрудничает с 1996 года, когда они сформировали трио, в которое входил еще один участник записи Refusion, французский басист Жан-Поль Челеа (с ним Райсингер впервые играл еще в 1989 году). Старейший же его партнер по секстету – это электронщик и тезка Вольфганг Митерер, первый совместный проект с которым, группа Pat Brothers, объединил их еще в 1986 году.
Если говорить о персональном составе секстета, то весьма интересна здесь еще одна фигура: бас-гитарист Мэтью Гаррисон, сын знаменитого колтрейновского басиста. Не менее любопытен секстет и набором инструментов. Здесь нет фортепьяно, но есть электронные инструменты, наличествует сдвоенная команда басистов – электрический и акустический, а гитарист Марк Дюкре в зависимости от ситуации играет как на акустической, так и на электрогитаре. На острие же атаки – великолепный Либман, который солирует ярко, динамично и порой, я бы сказал, даже брутально, – как в лучшие молодые годы.
Впрочем, музыка Refusion не выглядит этаким крутым алеаторическим фри-джазом. Структура всех композиций прослеживается достаточно четко, импровизация явно подчинена общему замыслу и не является самоцелью. Здесь есть и две пьесы балладного характера – Silence и Pastorale, есть в музыке и отчетливый привкус фьюжн, особенно заметный в пьесе Дэвиса – Либмана For Dave, написанной в период сотрудничества Дэйва с Майлсом Дэвисом в 1973-74 годах. Райсингер и Либман представлены в этой программе как композиторы шире других – у каждого здесь по три пьесы.
Для начала ХХI века то, что делают Райсингер и его партнеры откровением, конечно же, не является. Но достоинств их живой, искренней, насыщенной эмоциями и интересными идеями музыки, это отнюдь не умаляет.
Честно признаюсь: поначалу прослушивание этого альбома не вызвало у меня практически никаких эмоций. Да, вполне красиво и вкусно сыграно; да, темы пьес вполне изящны и хорошо согласуются как с объявленной концепцией альбома, так и с названиями. Да, ...
Не стоит считать Бони Джеймса неким клоном Кенни Джи, хотя он тоже играет smooth джаз на саксофоне. Бони иногда называют отцом урбан-джаза, понимая под этим термином смесь smooth с хип-хопом. Успехи его весьма значительны, хотя и уступают ...
Взяться за обзор последнего, хоть уже и не совсем нового альбома Chicago подтолкнула довольно вялая реакция на этот релиз наших поклонников знаменитого бэнда, отпраздновавшего в прошлом году свой сорокалетний юбилей. Возможно, слишком затянулась ...
Вполне вероятно, если вывернуть некоторые вещи наизнанку, окажется, что внутри они обшиты бархатом. Эфрат Алони блуждает среди этих странных предметов, порожденных теорией вероятности и своей же собственной фантазией, пытаясь честно описать ...
Допускаю, что кому-то из недавних поклонников джаза имя Франко Амброзетти незнакомо. Специально для них приведу одно высказывание Майлса Дэвиса о своем коллеге по инструменту: «Это единственный белый трубач, звук у которого получается, как у ...
Собственно, на этот диск можно было бы даже вовсе не обратить внимание хотя бы потому, что он является всего-то демо-изданием. Но, во-первых, каждый джазовый альбом в сегодняшней Беларуси, которая впала в пост-евровидийное колдуновское безумие, — ...
Билл Перри в настоящее время один из лучших исполнителей блюза. Музыка Перри пропитана элементами рока и фолка, отражает всю многогранность стиля, его современную интерпретацию. Последний альбом вышедший на Blind Pig/Dixifrog – второй при участии ...
Предпринятый лейблом Voiceprint выпуск серии дисков концертного наследия группы Mountain захватил и некоторые редкости из дискографии участника этого славного коллектива Лесли Веста. Так впервые на CD появился этот альбом, изданный на виниле ещё в ...
Обладая достаточно скромными вокальными данными, Литтл Уолтер, тем не менее, занял достойное место в истории чикагского блюза. Смелый экспериментатор, на каждом своем шагу подвергавший сомнению устои и авторитеты, он был одним из первых, если не ...
Рамона Бортуик, джазовая пианистка и композитор с вполне англосаксонским по звучанию именем, - по происхождению индианка. Она родилась в Бомбее, там же с раннего детства начала серьезно заниматься музыкой, там же увлеклась джазом и даже выпустила в ...
В 2007 году Джеральд Олбрайт разменяет полтинник. Дата серьезная, музыкант зрелый, успешный, состоявшийся, кстати, и постоянным читателям «Jazz-Квадрата» хорошо знакомый, его диски не раз освещались на наших страницах. Казалось бы, все ...
Канадский пианист и композитор Глен Холлз – старый и добрый друг нашей редакции, уже много лет регулярно присылающий в «Jazz – Квадрат» свои новые работы. По этим дискам и по пресс-релизам к ним можно судить не только о ...