Австрийский ударник Вольфганг Райсингер (р.1955) един в двух лицах. Ценители классической музыки знают барабанщика и перкуссиониста Райсингера, музыканта с академическим образованием, который работает в серьезных и респектабельных оркестрах, вроде Венского симфонического. Поклонники же музыки джазовой уже много лет знакомы с Райсингером - радикальным импровизатором и приверженцем авангарда.
Изданный в прошлом году альбом Refusion записывался в сентябре 2004 года в венском Porgy & Bess. Там Вольфганг выступал с интернациональным секстетом, собранным преимущественно из своих старых друзей. Судите сами, со знаменитым американским саксофонистом Дэйвом Либманом он сотрудничает с 1996 года, когда они сформировали трио, в которое входил еще один участник записи Refusion, французский басист Жан-Поль Челеа (с ним Райсингер впервые играл еще в 1989 году). Старейший же его партнер по секстету – это электронщик и тезка Вольфганг Митерер, первый совместный проект с которым, группа Pat Brothers, объединил их еще в 1986 году.
Если говорить о персональном составе секстета, то весьма интересна здесь еще одна фигура: бас-гитарист Мэтью Гаррисон, сын знаменитого колтрейновского басиста. Не менее любопытен секстет и набором инструментов. Здесь нет фортепьяно, но есть электронные инструменты, наличествует сдвоенная команда басистов – электрический и акустический, а гитарист Марк Дюкре в зависимости от ситуации играет как на акустической, так и на электрогитаре. На острие же атаки – великолепный Либман, который солирует ярко, динамично и порой, я бы сказал, даже брутально, – как в лучшие молодые годы.
Впрочем, музыка Refusion не выглядит этаким крутым алеаторическим фри-джазом. Структура всех композиций прослеживается достаточно четко, импровизация явно подчинена общему замыслу и не является самоцелью. Здесь есть и две пьесы балладного характера – Silence и Pastorale, есть в музыке и отчетливый привкус фьюжн, особенно заметный в пьесе Дэвиса – Либмана For Dave, написанной в период сотрудничества Дэйва с Майлсом Дэвисом в 1973-74 годах. Райсингер и Либман представлены в этой программе как композиторы шире других – у каждого здесь по три пьесы.
Для начала ХХI века то, что делают Райсингер и его партнеры откровением, конечно же, не является. Но достоинств их живой, искренней, насыщенной эмоциями и интересными идеями музыки, это отнюдь не умаляет.
Как человеку, писавшему рецензию на второй «аллигаторовский» альбом Эрика Линделла Low On Cash, Rich In Love (см. «Jazz – Квадрат» №2/08), мне было очень интересно послушать, чем же этот музыкант пленил многопытного ...
Саксофониста Хеннинга Граврока сегодня можно причислять уже к ветеранам норвежского джаза. Этот музыкант родился в 1948 году и в джазе работает более тридцати лет. Он переиграл во множестве коллективов самых разных направлений, но преимущественно ...
Две выдающиеся личности мирового джаза представлены здесь в искрометном музыкальном и вербальном диалоге. За уже довольно долгую историю существования нашего журнала диск подобного типа попадает в «CD – Обзор» впервые. Это запись ...
Beatles – это коллективный Моцарт музыки второй половины ХХ века, их произведения давно стали классикой, а для тех, кто как автор этих строк вырос на их музыке – они еще и икона. К иконам свойственно относиться трепетно. Интерпретаций ...
Как можно понять из названия альбома, второй сборник этой минской группы, которая базируется на музыкантах Государственного концертного оркестра Беларуси, по стилистике склоняется к фанку. Профессионализм участников группы не подлежит сомнению, как ...
Вот и дебютный альбом Ли Рокера на «Аллигаторе» добрался до нас благодаря российскому переизданию. Пару лет назад я писал о его следующей работе, Black Cat Bone, а теперь пришлось совершить небольшое путешествие в прошлое (всего на один ...
Уже название альбома – «Ноктюрны и серенады» настраивает потенциального слушателя на определенный лад – и оно не обманывает. Вас ждет почти час медленных лиричных баллад, погружение в атмосферу старого доброго джаза, который ...
Ремиксы – знак нашего времени. Более или менее умелые специалисты превращают самую разную музыку в фон для танцевальных вечеринок в стиле техно. Примеров тому множество, в том числе и в джазе. Но каком-то этапе обнаружилось, что молодые ...
В этом двойном альбоме собраны концертные записи участников и гостей международных детских джаз-фестивалей, которые проходили в Киеве в 2005 и 2006 годах. Альбом издан в рамках поддержки музыкального движения в Украине и несет подробную информацию о ...
Жанр ремикса на популярные джазовые композиции часто даже в гораздо большей степени соответствует природе джаза, чем серьезные современные джазовые проекты, которые можно упрекнуть в излишней педантичности и некоторой надуманности. Замечательно, что ...
После вышедшего в 2004 году часто признаваемого лучшим в обширной дискографии Чарли Хантера альбома "Friends Seen and Unseen" деятельность Charlie Hunter Trio была опять приостановлена. Наверное, один из самых заметных музыкантов современного джаза ...
Перед нами не просто альбом биг-бэндового джаза, а настоящий аудио-отчет о деятельности за 2006-й год очень симпатичной «фирмы». Европейский молодежный джазовый оркестр – один из основных проектов базирующейся в Дании организации ...