Австрийский ударник Вольфганг Райсингер (р.1955) един в двух лицах. Ценители классической музыки знают барабанщика и перкуссиониста Райсингера, музыканта с академическим образованием, который работает в серьезных и респектабельных оркестрах, вроде Венского симфонического. Поклонники же музыки джазовой уже много лет знакомы с Райсингером - радикальным импровизатором и приверженцем авангарда.
Изданный в прошлом году альбом Refusion записывался в сентябре 2004 года в венском Porgy & Bess. Там Вольфганг выступал с интернациональным секстетом, собранным преимущественно из своих старых друзей. Судите сами, со знаменитым американским саксофонистом Дэйвом Либманом он сотрудничает с 1996 года, когда они сформировали трио, в которое входил еще один участник записи Refusion, французский басист Жан-Поль Челеа (с ним Райсингер впервые играл еще в 1989 году). Старейший же его партнер по секстету – это электронщик и тезка Вольфганг Митерер, первый совместный проект с которым, группа Pat Brothers, объединил их еще в 1986 году.
Если говорить о персональном составе секстета, то весьма интересна здесь еще одна фигура: бас-гитарист Мэтью Гаррисон, сын знаменитого колтрейновского басиста. Не менее любопытен секстет и набором инструментов. Здесь нет фортепьяно, но есть электронные инструменты, наличествует сдвоенная команда басистов – электрический и акустический, а гитарист Марк Дюкре в зависимости от ситуации играет как на акустической, так и на электрогитаре. На острие же атаки – великолепный Либман, который солирует ярко, динамично и порой, я бы сказал, даже брутально, – как в лучшие молодые годы.
Впрочем, музыка Refusion не выглядит этаким крутым алеаторическим фри-джазом. Структура всех композиций прослеживается достаточно четко, импровизация явно подчинена общему замыслу и не является самоцелью. Здесь есть и две пьесы балладного характера – Silence и Pastorale, есть в музыке и отчетливый привкус фьюжн, особенно заметный в пьесе Дэвиса – Либмана For Dave, написанной в период сотрудничества Дэйва с Майлсом Дэвисом в 1973-74 годах. Райсингер и Либман представлены в этой программе как композиторы шире других – у каждого здесь по три пьесы.
Для начала ХХI века то, что делают Райсингер и его партнеры откровением, конечно же, не является. Но достоинств их живой, искренней, насыщенной эмоциями и интересными идеями музыки, это отнюдь не умаляет.
Предыстория проекта Bassworks такова: бас-гитарист Алекс Шуб, родившийся в Красноярске, закончил там же музыкальное училище, играл в середине 80-х в местной хэви-панк-группе «Амальгама», в начале 90-х перебрался в Москву, где играл в группе Attack. ...
Как человеку, писавшему рецензию на второй «аллигаторовский» альбом Эрика Линделла Low On Cash, Rich In Love (см. «Jazz – Квадрат» №2/08), мне было очень интересно послушать, чем же этот музыкант пленил многопытного ...
Саксофониста Хеннинга Граврока сегодня можно причислять уже к ветеранам норвежского джаза. Этот музыкант родился в 1948 году и в джазе работает более тридцати лет. Он переиграл во множестве коллективов самых разных направлений, но преимущественно ...
Две выдающиеся личности мирового джаза представлены здесь в искрометном музыкальном и вербальном диалоге. За уже довольно долгую историю существования нашего журнала диск подобного типа попадает в «CD – Обзор» впервые. Это запись ...
Beatles – это коллективный Моцарт музыки второй половины ХХ века, их произведения давно стали классикой, а для тех, кто как автор этих строк вырос на их музыке – они еще и икона. К иконам свойственно относиться трепетно. Интерпретаций ...
Как можно понять из названия альбома, второй сборник этой минской группы, которая базируется на музыкантах Государственного концертного оркестра Беларуси, по стилистике склоняется к фанку. Профессионализм участников группы не подлежит сомнению, как ...
Вот и дебютный альбом Ли Рокера на «Аллигаторе» добрался до нас благодаря российскому переизданию. Пару лет назад я писал о его следующей работе, Black Cat Bone, а теперь пришлось совершить небольшое путешествие в прошлое (всего на один ...
Уже название альбома – «Ноктюрны и серенады» настраивает потенциального слушателя на определенный лад – и оно не обманывает. Вас ждет почти час медленных лиричных баллад, погружение в атмосферу старого доброго джаза, который ...
Ремиксы – знак нашего времени. Более или менее умелые специалисты превращают самую разную музыку в фон для танцевальных вечеринок в стиле техно. Примеров тому множество, в том числе и в джазе. Но каком-то этапе обнаружилось, что молодые ...
В этом двойном альбоме собраны концертные записи участников и гостей международных детских джаз-фестивалей, которые проходили в Киеве в 2005 и 2006 годах. Альбом издан в рамках поддержки музыкального движения в Украине и несет подробную информацию о ...
Жанр ремикса на популярные джазовые композиции часто даже в гораздо большей степени соответствует природе джаза, чем серьезные современные джазовые проекты, которые можно упрекнуть в излишней педантичности и некоторой надуманности. Замечательно, что ...
После вышедшего в 2004 году часто признаваемого лучшим в обширной дискографии Чарли Хантера альбома "Friends Seen and Unseen" деятельность Charlie Hunter Trio была опять приостановлена. Наверное, один из самых заметных музыкантов современного джаза ...