"Черный" парижанин Джеки Террассон - джазмен одновременно и европейский, и американский. Европейский по рождению, месту жительства и особому музыкальному шарму, а американский по настроению и стилю. И это сочетание притягивает к нему внимание коллег и слушателей со всего мира.
Все началось в 1993 году, когда Джеки получил I приз на престижнейшем конкурсе пианистов им. Телониуса Монка в Вашингтоне. Этот успех облегчил ему путь к первому альбому на лейбле "Blue Note", названному просто "Jacky Terrasson", а после этого привел напрямую к работе с мировыми джазовыми звездами.
Он начал сразу с совместных проектов с Бетти Картер, Дайаной Ривз, Ди Ди Бриджуотер и Джимми Скоттом. Журнал "New York Times" включил его в список тридцати самых перспективных джазовых музыкантов (рядом с Патрисией Барбер и Уинтоном Марсалисом). Очередные альбомы Террассона "Reach" (1995), "Alive" (1997) и "What It Is" (1999) получали похвальные рецензии в большинстве джазовой мировой прессы. С особенным энтузиазмом джазовая публика восприняла его совместный с Кассандрой Уилсон альбом "Rendezvous" (1997).
Последний альбом пианиста "A Paris..." принес слушателям коллекцию джазовых обработок самых известных французских песенных мелодий. Здесь и Жак Брель, и Эдит Пиаф - это чистая лирика, навевающая атмосферу Парижа 50-х гг.
Jacky Terrasson: Я начал думать об этом проекте еще шесть лет назад, но потребовалось очень много времени на то, чтобы собрать все замыслы воедино и оформить их в альбом.
Przemek Psikuta: Зато в результате у тебя вышел, пожалуй, самый мелодичный и красивый джазовый альбом, посвященный Франции. Ты в глубине души чувствуешь себя французом?
- Да, именно французом. Мой отец - француз, правда, родился я в Берлине, но во Франции живу уже 23 года. "A Paris..." - это те мелодии, на которых я вырос. Они стали для меня чем-то большим, чем просто стандартным музыкальным окружением, я сросся с ними. В детстве я слышал их в кино, на улице... да попросту везде! Я хотел сделать так, чтобы в моем альбоме эта музыка звучала в виде, максимально приближенном к тому прежнему, который я помню. Поэтому очень много вещей на моем альбоме сделаны в обычном песенном формате - по 3-4 минуты. Свои соло я ограничил до самого необходимого минимума!
Весь диск можно описать просто как коллекцию красивых мелодий в джазовом изложении. Мне приятно, что ты сразу заметил это.
- Во время четырех дней в студии вы записали, кажется, больше 20 пьес, а на диск вошло только 14 самых красивых. Уже поговаривают о продолжении альбома.
- Да, мы записали кроме этих несколько гораздо более ритмичных композиций, но в альбоме я хотел показать именно лирическую сторону французской музыки. А насчет продолжения... могу только сказать, что я еще не закончил рассказывать эту музыкальную историю.
- Почему твоя любимая ритм-секция (Ugonna Okenwo - b, Leon Parker - dr) играет в этом альбоме только в трех вещах? И вообще зачем ты пригласил в проект так много музыкантов?
- Каждый новый музыкант привносит свой колорит. Мне хотелось получить разнообразное звучание. Скажем, Террион Галли - один из самых классных французских барабанщиков. И мне хотелось обратиться больше к европейским музыкантам, использовать их классические традиции, их чувствительность. Только по этой причине я не сделал весь альбом со своим трио.
- Как и у многих других пианистов, твоя карьера поначалу была сильно связана с джазовыми вокалистками. Кто из них произвел на тебя наибольшее впечатление?
- Да, очень многие пианисты начинают свою карьеру аккомпаниаторами у известных певиц. В Париже у меня чаще всего была просто рутинная работа, а самым важным для себя я считаю сотрудничество с Бетти Картер. Мне тогда было 27 лет. 9-месячное турне - достаточно времени для того, чтобы хорошо узнать друг друга. Главными событиями были концерты, потому что настоящим музыкантом можно стать только на сцене, а не в студии, как некоторые думают. Бетти - великая певица, но это ничуть не мешало ей быть частью нашего ансамбля и подчиняться общим требованиям.
- Самой популярной твоей пластинкой до сих пор была "Rendezvous", которую ты сделал с Кассандрой Уилсон. Ты собираешься продолжать работать с ней?
- Я счастлив слышать такие отзывы о нашей работе, но боюсь, что в ближайшее время продолжения не последует. Мы только записали альбом и не смогли вместе поехать в турне. А жаль. Но кто знает, может быть, в будущем...
- "A Paris..." - твой пятый сольный альбом на "Blue Note". Для многих любителей джаза это лейбл номер один. В последнее время он изменил свой имидж, основное внимание уделяя современным направлениям. Для тебя имеет большое значение то, что ты принимаешь участие в "перестройке" знаменитой фирмы или ты рассматриваешь все только как выгодный контракт?
- Очень трудный вопрос. Признаюсь, что я никогда не размышлял над тем, существует ли вообще этот новый образ "Blue Note". Для меня самым важным является тот факт, что я здесь имею полную свободу действий, никто не вмешивается в мою работу. Что касается традиций, то, думаю, "Blue Note" всегда ассоциировался с бопом и, скажем, Джо Ловано остается и сейчас последователем этого направления.
- На твоем новом альбоме есть одна композиция французского классического композитора Франсиса Пуленка "Les chemins de l'amour". Ты когда-нибудь играл классическую музыку?
- Я действительно изучал классику целых 10 лет, но мои интерпретации Шопена или Моцарта никогда не выходили за пределы моей комнаты. Любовь к классике мне привил отец, когда учил меня играть на фортепиано. Классика всегда была для меня чем-то вроде психологической терапии, а также воспитывала пианистическую дисциплину. Но тут всегда возникала одна и та же проблема - я не мог доиграть пьесу в ее оригинальном виде до конца. Мне было просто невозможно удержаться от импровизации и в результате классическая вещь сразу приобретала черты блюза, буги-вуги или чего-нибудь еще. Люблю эту свободу и из-за нее окончательно выбрал для себя джаз.
- Кто из музыкантов повлиял на тебя больше всего?
- Остановлюсь только на пианистах. Всем, что умею, обязан великой тройке: Бад Пауэлл, Билл Эванс и Телониус Монк. Но кроме них, есть музыканты, которых безгранично люблю и очень многому у них учусь. Это Кейт Джарретт, Хэрби Хэнкок, МакКой Тайнер, Ахмад Джамал и Глен Гульд. Да, и еще меня очень вдохновляет кино, в особенности европейское. Сам хочу когда-нибудь написать музыку к фильму.
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...
Мне выпала счастливая возможность попасть на концерт этого исполнителя. О нем я узнала два года назад, когда Москву посетил со своим бэндом всемирно известный флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Чуть позже удалось послушать несколько альбомов этого ...
...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...
Как "бывшие наши джазмены" чувствуют себя на родине джаза, какова их судьба, планы, возможности? Эти вопросы всегда волновали и любителей, и профессионалов от музыки. Сегодня вы имеете возможность заочно "пообщаться" с музыкантом, ранее прекрасно ...
Предлагаем вашему вниманию интервью, недавно взятое у одного из ведущих питерских джазменов, которого давно и хорошо знают не только в его городе, но и во всей России и за рубежом. Андрей Кондаков ныне - арт-директор санкт-петербургского JFC-клуба, ...
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...