Этот человек не был музыкантом или композитором, продюсером или менеджером. Но без него миллионы любителей джаза не услышали бы A Love Supreme Колтрейна, Walkin’ Майлса Дэвиса, Saxophone Colossus Роллинса, Maiden Voyage Хэнкока, Mister Magic Гровера Вашингтона, Song for My Father Силвера и сотни других джазовых пластинок во всем блеске записанной на них музыки. Его звали Руди Ван Гелдер (Rudy Van Gelder) и он был самым великим звукоинженером в истории джаза. 25 августа 2016 года он умер в своем доме-студии звукозаписи в Энглвуд Клиффс в Нью-Джерси в возрасте 91 года.
Рудольф Ван Гелдер родился в городе Джерси Сити в Нью-Джерси 2 ноября 1924 года. Его родители, Луис Ван Гелдер и Сара Коэн, содержали магазин женской одежды. Джазом Руди заинтересовался с юных лет, играл на трубе, но достаточно рано понял, что музыканта из него не получится. Зато уже в 12 лет он заинтересовался технологиями записи звука, был оператором школьного радио. Тем не менее, в качестве будущей профессии он выбрал оптометрию, получил соответствующее образование и много лет работал врачом-отптометристом, т.е. специалистом по коррекции зрения.
Однако параллельно Ван Гелдер активно занимался в свободное время и звукозаписью, оборудовав себе студию в одной из комнат родительского дома в Хакенсэке, Нью-Джерси. Руди разработал передовые методы записи звука, использовал особые способы расстановки микрофонов, да и много внимания уделял и самим микрофонам, добиваясь особой чистоты звучания. Кстати, работал он всегда в перчатках, ему казалось кощунством касаться голыми руками техники, которую он боготворил. Ван Гелдер выработал то, что стало со временем называться The Van Gelder Sound, превратилось в эталон качественного звучания. В него поверили ведущие джазовые лейблы – в первую очередь Blue Note, а также Prestige, Impulse – это в 50-е и 60-е годы, в 70-х он много записывал для CTI Records. Сам Ван Гелдер описывал свои чудеса звукозаписи очень простыми словами: «Когда люди говорят о моих альбомах, они часто утверждают, что в них у музыки есть «пространство». Я старался внести это чувство пространства в общую картину звука».
Лишь в самом конце 50-х, когда его имя уже гремело по всей Америке, Руди Ван Гелдер оставил профессию оптометриста и полностью посвятил себя звукозаписи. Все заработанные к тому времени деньги он вложил в возведение суперсовременного дома-студии в Энглвуд Клиффс, построенного в духе архитектуры Фрэнка Ллойда Райта и ставшего Меккой для всех, кто был связан с записью джазовой музыки. Там он работал до конца своих дней. В 1999 году Руди начал работу над переводом своих старых сессий для Blue Note на компакт-диски.
В 2009 году Руди Ван Гелдер был удостоен звания Jazz Master, академия звукозаписи удостоили его специальной награды за достижения в течение всей жизни в 2012 году, такую же награду он получил от Общества аудиоинженеров в 2013-м.