Ушла эпоха. 11 июня 2015 года в Манхэттене, где он жил последние годы, умер Орнетт Коулмэн ( Ornette Coleman), саксофонист, композитор, великий новатор джаза. Ему было 85 лет, сердце отказало. Коулмэн родился в Форт-Уэрт, Техас в 1930 году. Самоучка-саксофонист, он уже в 14 лет играл в ритм-энд-блюзовых группах. В 50-х годах Коулмэн работал лифтером в Лос-Анджелесе и параллельно интенсивно изучал музыку.
Результаты его штудий проявились во второй половине 50–х, когда Коулмэн организовал квартет со своими друзьями-единомышленниками Доном Черри, Эдом Блэкуэллом и Чарли Хэйденом. Коулмэну был скучен бибоп, он решительно отказывался от тональностей и традиционных куплетных форм, его импровизации были непрерывными, а ритм – асимметричен. Выступления в нью-йоркском клубе Five Spot, альбомы The Shape Of Jazz To Come (1959), This Is Our Music (1960), Free Jazz- Collective Improvisation (1961) перевернули джазовый мир, а последний из упомянутых дисков дал имя новому направлению – фри-джаз.
В 1966 году Down Beat назвал Коулмэна музыкантом года, в 2007-м он получил Грэмми за достижения в течение всей жизни. Между этими датами было множество других наград и свершений. Коулмэн много писал музыки для кино, выступал с симфоническими составами и камерными ансамблями, экспериментировал с этнической (африканской) музыкой, с роком, выдвинул свою новую, так называемую гармологическую теорию музыки.
Коулмэна многие считали шарлатаном, говорили, что он и играть толком не умеет, что его техника крайне слаба. Многие же восхищались им, сравнивали вклад Коулмэна в джаз со вкладом Шенберга в академическую музыку. При этом сам Коулмэн всегда стоял в джазе особняком, не особенно сближаясь с другими музыкантами, ставшими под знамя фри-джаза. Этот кот всю жизнь гулял сам по себе, сам себе устанавливал творческие правила и не обращал внимания на то, что об этом думают другие. Он был Личностью.