nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Diana Krall - "Love Scenes"

стиль:

Diana Krall -  Love Scenes Сегодня вы имеете возможность познакомиться с номинанткой на премию "Грэмми" в категории "лучшее джазовое вокальное исполнение" Дайаной Кролл. Почему с ней, а не с обладательницей приза — Ди Ди Бриджуотер? Кролл, стоящая сейчас на верхних строчках всевозможных опросов во всех джазовых изданиях, заслуживает более пристального внимания.

Как удалось добиться такого успеха певице с репертуаром, состоящим из одних стандартов? Значит, она сумела затронуть в каждом слушателе какую-то скрытую струну, которая отзывается не на внешний блеск и богатство красок, а на звук подлинного чувства. Конечно, ее альбом "Love Scenes" не все приняли с одинаковым восторгом. Но полностью равнодушным он никого не оставил, а многие, прослушав его еще разок, вдруг обнаружили, что упустили что-то важное... Значит, не так уж она проста, джазовая леди Дайана.

Дайана, джаз, dreams

Просто песни о любви? Ну да, а разве, скажем, несравненная Билли Холидей пела о чем-нибудь другом? Не хотелось бы углубляться в сравнения, право слово, но обе они во многом близки друг другу. Их нельзя назвать чисто блюзовыми певицами, как, например, Дайану Уошингтон или Этту Джеймс, но и "скэтовый" джазовый вокал Эллы Фитцджеральд и Сары Воэн — тоже не их стихия.

Дайана Кролл, как и Билли, умеет превращать простенькую, даже подчас банальную песенку в настоящее смятение чувств, прорывающееся сквозь ее приглушенный, внешне неброский голос. Его сила — во внутренней напряженности, присущей подлинному блюзу, а его красота — в классических эстрадных мелодиях. Сочетание этих двух элементов приводит к внешне традиционной, но очень лиричной и страст-ной манере. Если человек равнодушен к прочувствованному пению и ему интереснее виртуозность, новизна вокальных приемов, то здесь ему "ловить" нечего: Дайана ничего не изобретает, она просто умеет убедить слушателя в искренности чувств своих песенных персонажей. Ее голос проходит насквозь и воздействует на уровне эмоций, а не рассудка.

Одного перечисленного было бы достаточно для нескольких "Грэмми", но, увы, второй год подряд альбомы Дайаны Кролл удостаиваются номинации, но не главного приза. В чем здесь причина? Наверное, в необычной для молодой девушки спокойной неброской манере, а также, конечно, в достойных соперниках. Ди Ди Бриджуотер, перешедшая ей дорогу к награде в этом году, сама получила ее после трех- или четырехкратного участия в номинациях.

Во всяком случае, то, что публика любит Дайану, сомнения не вызывает. Это подтверждается результатами опросов, опубликованными в различных западных джазовых журналах и на Web-сайтах. Во всех них она присутствует обязательно, причем везде на первых и вторых местах, чего не скажешь об остальных певцах и певицах, кроме разве что Кассандры Уилсон.

Кролл не только интересная вокалистка, она к тому же подыгрывает себе на фортепиано, и оно у нее даже еще более блюзовое, чем голос. Инструментальная и вокальная манера Дайаны гармонируют и не соперничают друг с другом, а в своих недлинных простых соло она выступает не в роли импровизатора, а, скорее, выполняет задачу иллюстративную, как бы обозначая тему и предоставляя возможность остальным музыкантам поддержать и развить ее. Но в пьесе Ирвинга Берлина "How Deep Is The Ocean" она показала, что умеет свинговать на фортепиано ничуть не хуже, чем петь.

Совершенно необходимо упомянуть прекрасный аккомпанемент двух чернокожих музыкантов: Кристиан Макбрайд (Christian McBride — контрабас) и Рассел Мэлоун (Russel Malone — электрогитара). Без ударных и духовых инструментов "бархатный" саунд ансамбля как нельзя лучше подходит к голосу Дайаны, подспудно усиливая и оттеняя его. Контрабас Макбрайда очень упруг и солиден и не дает общему звучанию излишне расслабляться даже в медленных, меланхоличных вещах. Мэлоун же, напротив, легок и изящен, его гитара почти невесома и "порхает" между контрабасом и фортепиано, связывая их в единое целое. В результате получается на редкость гармоничный аккомпанемент.

Вообще, это слово — "гармоничность" — лучше всего подходит для описания этой музыки. В ней нет ничего бьющего через край, но нет ничего и аморфного, равнодушного. Я ничуть не удивляюсь, давая такую же характеристику, например, последним альбомам Джона Ли Хукера, но откуда у молоденькой певицы с ненамного более старшими коллегами-аккомпаниаторами такая музыкальная умудренность и глубина переживания? Когда она поет: "How much do I love you?/I'll tell you no lie./How deep is the ocean?/How high is the sky", ей можно верить сразу и безоговорочно. Если вы сомневаетесь, это значит, что ваши чувства или уже умерли, или еще не прошли испытаний временем.

Евгений ДОЛГИХ

Продолжение традиции: всем ли это интересно?

Данный альбом не произвел на меня особо уж сильного впечатления. Не хочу сказать, что альбом неинтересен, но все это уже было в джазе, и не один раз, так что подобным музыкальным проектом трудно кого-либо удивить. Хотя добротность музыки, истинно джазовая традиция, опытность исполнителей и, в первую очередь, самой Дайаны Кролл, несмотря на ее молодость, несомненны. Прочувствованное, исполненное лиризма джазовое пение не оставит равнодушными настоящих музыкальных гурманов.

Что касается самой Дайаны, то, безусловно, нельзя не отметить у нее наличие прекрасной школы традиционного джазового вокала и отменных голосовых данных (для белой вокалистки). Однако очевидное отсутствие так всеми любимой "негритянской" манеры заставляет известные стандарты звучать несколько непривычно. Мне кажется, что некоторые любители джаза охарактеризовали бы данную работу как "наглый белый" вокал. И, думаю, никто не станет спорить, если я позволю себе заметить, что представленные на диске темы в свое время звучали в более удачном исполнении.

Как пианистка Дайана Кролл мне понравилась несколько больше. Она прекрасно себе аккомпанирует и солирует в некоторых эпизодах, хотя особой оригинальности и блеска у нее нет. Она скорее привлекает внимание своей подлинно блюзовой манерой. И именно приятная блюзовость, несомненная грамотность музыкантов, живой пульсирующий свинг и хороший джазовый вокал — все это радует слух.

Денис КОВАЛЕВ

Торжество традиции

Перед очередных сеансом "Фотоувеличения" ("Blow Up") я нахожусь в несколько более щекотливой ситуации по сравнению со своими коллегами. Дело в том, что, волею судеб, именно этот альбом Дайаны Кролл достался мне несколько месяцев назад для рецензирования в рамках "CD-обзора" (см. #1/98). Это уже потом выяснилось, что "Love Scenes" попал в номинацию на премию "Грэмми", потом по итогам Всемирного джазового опроса в "Internet" за 1997 г. она была признана лучшим новым джазовым артистом. Вроде бы надо присоединяться к хору восхищенных голосов и петь дифирамбы?

Еще раз внимательно прослушан диск, перечитан еще раз и собст венный предыдущий опус. Да нет, пожалуй, менять оценки не хочется. Могу вслед за Мартином Лютером повторить: "На том стою и не могу иначе". Общее впечатление от альбома "Love Scenes" не изменилось. Однако появилась возможность поразмышлять над некими более общими вопросами, связанными с причинами популярности Дайаны Кролл и этого ее диска.

Маркус Миллер в своем интервью для "JAZZ-квадрата" (см. # 2/98) очень тонко подметил две основные тенденции в современном джазе. Одну представляют музыканты (назовем их условно "хранителями"), занятые преимущественно осмыслением джазового наследия и возвращением к нему на витке временной спирали. Другой отряд — это музыканты (назовем их условно "искателями"), продолжающие экспериментировать с новыми звучаниями, ищущие новые гармонии, новые способы обработки звука и т.д. Похоже, в последнее время "хранители" решительно берут верх над "искателями". Авангардные поиски выходят из моды. Вкус к поискам новизны заметно ослаб после смерти Майлса Дэвиса. Нет Бога кроме традиции и Уинтон Марсалис пророк ее — так мог бы выглядеть девиз джазовых 90-х годов. Результаты присуждения "Грэмми", особенно в сфере вокала, только подтверждают это. Ведь не только альбом Кролл с классическими вокальными номерами, в основном 30-х годов, был номинирован, "Грэмми" в данной категории достались еще одной "хранительнице" — Ди Ди Бриджуотер — с опять-таки классическим репертуаром Эллы Фитцджеральд. Понятно, что мнение американской Академии звукозаписи это еще не истина в последней инстанции. Возьмите киноискусство: лауреаты Каннского фестиваля и "оскароносцы" — это, как правило, разные люди. Но консерватизм как доминирующая тенденция на крупнейшем джазовом рынке мира все же налицо.

Вернемся, однако, к альбому и его создательнице. Сам по себе талант Дайаны очевиден и сомнений не вызывает. Теплый, какой-то матовый по окраске тембр голоса, отличная техника и прекрасная, истинно джазовая фразировка делают Дайану Кролл действительно явлением в женской вокалистке. Вслед за великими джазовыми певцами прошлого она превращает в подлинный джаз достаточно пустые и сладенькие тексты. Кстати, примерно в том же ключе был сделан и ее предыдущий альбом "All For You", посвященный трио Нэт Кинг Коула. И приверженность традиции, хотел бы быть правильно понятым, вовсе не недостаток в моих глазах, а просто констатация определенного явления и определенной тенденции.

О значительном вкладе, который внес в успех диска великолепный басист Крисчен Макбрайд, я уже писал раньше. А вот продюсер Томми Ли Пума тогда упомянут не был. Исправляю эту оплошность сейчас. Ли Пума — один из виднейших современных продюсеров в джазе, обладающий сверхъестественным чутьем на яркие таланты. И то, что именно он работает с Дайаной Кролл, говорит о многом.

А в заключение — мой "пьедестал почета" на этом альбоме: 1. "My Love Is", 2. "All Or Nothing At All", 3. "How Deep Is The Ocean (How High Is The Sky)". Неудачных композиций в "Love Scenes" я не услышал. Приятного прослушивания всем, кто приобретает этот диск!

Леонид АУСКЕРН

Новое старое

Дайана Кролл, безусловно, запоминается каждому, кто слушал ее записи. У нее — яркая индивидуальность, умение точно и вкусно изложить музыкальный материал, не прибегая при этом ни к каким дешевым штучкам. В своей музыке Дайана полна достоинства и изящества, она в полной мере артистка, потому что неповторима. Но ее неповторимость не базируется на том, что она как бы возвышается над слушателями, ощущает собственное превосходство. Нет, она близка и понятна, такое впечатление, даже тем, для кого джаз не самая любимая музыка. Утонченное, в чем-то даже эстетское мастерство позволяет певице заставить слушателей позабыть, с чем они, собственно, имеют дело. Тут уже не имеет значения, джаз это или что-то другое. Дайана Кролл создает просто красивую музыку, делая это на очень достойном уровне.

Сравнивать два ее последние альбома непросто, поскольку в целом по стилистике, подаче материала и собственно материалу они очень похожи. Это словно два отдельных тома некоего собрания сочинений. И вместе с тем разницу между двумя этими альбомами уловить можно.

Альбом "All For You" посвящен памяти трио Нэта Кинг Коула. Надо думать, что и репертуар его основан на тех темах, которые Коул исполнял чаще всего. И Дайане Кролл удалось-таки сделать из многих этих песен настоящие шедевры. Отмечу, в частности, очень личную версию песни "Gee Baby, Ain't I Good To You" и прекрасно поданную балладу "Boulevard Of Brocken Dreams". Но сам альбом несколько локален по характеру, а его тематическая заданность ощущается заметно.

Следующая по времени работа Кролл оказала на меня большее впечатление. Боюсь согрешить против истины, но замена басиста показалась мне решающим фактором. Крисчен Макбрайд — молодой виртуоз. Сверхопытнейший продюсер Томми Ли Пума, видимо, почувствовал, что Макбрайд не просто аккомпаниатор, а еще музыкант оркестрового стиля в том смысле, что один способен создать могучий фон, очень уютный для в общем-то небогатого и не сильного голоса солистки. Кроме того, фортепианные партии Кролл также требуют изрядной поддержки: пианистка она все же не выдающаяся. Таким образом, чутье продюсера позволило путем замены одного только музыканта закрыть многие проблемы. Правда, в трио один музыкант — это уже очень много... Вот почему, наверное, при каждом прослушивании этих альбомов слышишь для себя нечто новое.

Трудно загадывать, какой материал ляжет в основу следующей работы Дайаны Кролл. В любом случае, ожидать ее буду с нетерпением. Но если очередная работа для фирмы "Impulse!" будет выдержана в том же стиле, что и предыдущие, я лично буду разочарован. Ибо Дайана не является представителем классического джазового вокала. Она наша современница, и, если начнет повторять сделанное в целом задолго до нее, вряд ли достигнет этим того, что удалось ей в прошлом году. Думается, в свой утонченный стиль исполнения она просто обязана включить все, чем характерна сегодняшняя музыка, и не только джазовая.

Впрочем, я не Томми Ли Пума, сделавший из певицы ту Дайану Кролл, которую мы сегодня имеем радость знать. Могу лишь отметить, что из новых джазовых певиц, которых я услышал в последние два года, запомнились мне именно Дайана да еще Кассандра Уиллсон.

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ


авторы
Денис КОВАЛЕВ, Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ., Евгений ДОЛГИХ, Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Канада, США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела релизы
Оттенки джаза на лазерном диске Michael Adkins. Infotation Неправильный обзор Рецензия на альбом "Князя Мышкина" в журнале Salon Audio Video
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com