nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Аркадий Эскин - 60 лет

стиль:

Аркадий Эскин - 60 лет Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что перечисление имен и коллективов сразу начинает напоминать выписку из трудовой книжки.

Чтобы биографический очерк получился увлекательным (а таким и должен быть настоящий очерк), нужно наполнить его определенным драматизмом. Он должен иметь все классические признаки литературного произведения: завязку, кульминацию, развязку. Но, при всем горячем желании автора, знающего Аркадия достаточно давно, найти этот драматизм в его жизни очень трудно. Ну, что может быть драматичного в жизни обычного музыкального вундеркинда?

И, тем не менее, обойтись без этого перечисления не удастся. Во-первых, потому что история жизни и творчества Аркадия Эскина - это история советского джаза послесталинского периода нашей страны. А во-вторых, потому что именно так и пишутся биографии тех, кто включается обычно в любые джазовые энциклопедии: когда играл, где, с кем и что именно. Остальное - лирика.

Итак, Аркадий Эскин - пианист, композитор, аранжировщик, педагог.

Любителям джаза имя Аркадия Эскина известно с конца 50-х годов, когда его, еще совсем молодого человека, недавнего выпускника Харьковской спецшколы для одаренных детей, включили в состав биг-бэнда, организованного при Академии имени маршала Говорова. К этому времени за плечами юного пианиста уже было 6 лет профессиональной работы.

Музыкальная одаренность Аркадия проявилась достаточно рано, и это неслучайно: его мать Сусанна Михайловна была первой пианисткой в джаз-оркестре Бориса Ренского, а отец Борис Аркадьевич - виолончелистом Харьковского театра оперы и балета. И, хотя мастерству пианиста Аркадия обучала доцент харьковской консерватории Алисия Гольдингер, ученица "самого" Римского-Корсакова, подлинным образованием было (как это часто случалось после шести предшествующих лет "джазового ледникового периода") самообразование. В 1953 году, в 14-летнем возрасте, юный харьковчанин уже был опытным ресторанным тапером. Он выступает с многочисленными малыми составами, его знают завсегдатаи танцевальных площадок, где играли джаз.

В 1957 году Аркадия приглашают в джаз-оркестр, организованный московским дирижером Юрием Петровым. В состав оркестра входили известные по тем временам музыканты: саксофонист Владимир Северков, тромбонист Вилли Носов, гитарист Геннадий Разуваев. Ну, а затем начинается гастрольная жизнь со всеми ее "прелестями". В течение трех лет он возглавляет квинтет, сопровождающий итальянского певца Эпифанио Прицци.

В 1965 году Аркадий оказывается в киевском оркестре "Днипро". Это был высококвалифицированный бэнд "тройного" состава, музыкальным руководителем которого были сначала известный саксофонист Игорь Петренко, а после его ухода - композитор и аранжировщик Гиви Гачечеладзе. И еще два года гастролей по стране. Потом - год работы в оркестре Леонида Утесова (в тот период, когда музыкальным руководителем там был Владимир Старостин) и работа в Тбилиси с вокальным трио, давшим начало популярнейшему в 70-е годы ансамблю "Иверия".

Это было время первых международных джазовых фестивалей в СССР, и Аркадий активно посещает их, принимая участие в концертах и всевозможных джем-сейшнах. Куйбышев, Днепропетровск, Тбилиси, ленинградский фестиваль "Белые ночи"... Трио Эскина с Виктором Некрасовым (бас-гитара) и Борисом Грунским (ударные) на Донецком фестивале 1968 года уступает только квартету Николая Левиновского.

На ставшем впоследствии знаменитым Таллинском фестивале 1967 года Аркадий знакомится с известным американским музыкальным критиком Уиллисом Коновером и музыкантами американской группы саксофониста Чарльза Ллойда. Там же произошло знакомство А.Эскина с Алексеем Баташевым, включившим его в свою монографию "Советский джаз" (1972).

В 1970 году Аркадия приглашает к себе Гюлли Чохели. В ее ансамбле "Чанги" играли выдающиеся джазовые музыканты 60-х годов саксофонист Владимир Пресняков (его сменил Сергей Гурбелошвили), басист Владимир Воронецкий, барабанщик Владимир Васильков, трубач Константин Носов (его сменил Вячеслав Янса, будущий музыкальный руководитель Государственного джаз-оркестра Литовской ССР под управлением Юозаса Тишкуса).

В 1973 году Аркадий Эскин приезжает в Минск, и с тех пор вся его жизнь связана с коллективами, составившими славу белорусской эстрады.

Еще в 1972 году в Ленинграде Аркадий знакомится с популярным белорусским эстрадным певцом, народным артистом Беларуси Виктором Вуячичем, который сделал предложение создать ансамбль для совместной работы. Аркадий переезжает в Минск, и с августа 1972 года в Белгосфилармонии появился новый коллектив - ансамбль "Тоника".

Семь лет Аркадий работает пианистом и музыкальным руководителем ансамбля Виктора Вуячича. Рядом с ним - прекрасные музыканты: саксофонист Сергей Гурбелошвили (после него Анатолий Радюков), барабанщик Николай Гончаров (позднее Александр Кутырев), трубач Иван Васильев (его сменил Виталий Барма), тромбонист Валерий Гурдизьяне, гитарист Юрий Мариновский. Именно в "Тонику" Аркадий Эскин пригласил ныне заслуженного артиста РБ трубача Валерия Щерицу. В 1978 году ансамбль становится лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады среди инструменталистов.

С "Тоники" началась гастрольная жизнь Аркадия по ближнему и дальнему зарубежью, включая страны Африки и Латинской Америки, которая продолжилась и во время работы пианистом знаменитого ансамбля "Песняры" в его самые звездные дни.

Шесть лет отдал Аркадий Эскин "Песнярам" и, хотя это была очень интересная работа, хотелось играть джаз. И вот в 1987 году он садится за фортепиано в составе Государственного концертного оркестра под управлением Михаила Финберга. И в составе биг-бэнда, и в составе собственного трио (Бронислав Сармонт - контрабас, Владимир Федотов - ударные) он принимает участие в крупнейших джазовых фестивалях в Ялте. Джазовый квартет Аркадия Эскина "Классик-джаз-бэнд" - непременный участник многочисленных фестивалей, филармонических концертов, его охотно записывают на радио и телевидении.

Последние годы (1994-1997) были отмечены для Аркадия успешной работой в Голландии в составе Уральского диксиленда (руководитель - Игорь Бурко). Кроме него, все остальные музыканты - из Челябинска. Продюсер Саша Ван-Эсдонк "прокатала" коллектив по Голландии, Франции, Бельгии, Англии, Шотландии, Ирландии. Концерты в джаз-клубах Парижа (ежедневно в течение 20 дней), Лондона, Ливерпуля, участие в джазовых фестивалях в Голландии (Гаага, Эйндховен), Швеции (Гетеборг), Дании, Шотландии (Эдинбург)... Записано 3 компакт-диска (45 пьес), в том числе один - с участием негритянской певицы Берри Брайтон и бывшего трубача, а ныне вокалиста Ната Гонелло.

Любопытнейшим эпизодом богатой творческой биографии Аркадия Эскина явилась его поездка в Японию, где в течение трех месяцев в паре со скрипачом Борисом Бернштейном он играл джаз на самых разных концертных площадках.

К своему 60-летию Аркадий Эскин подошел в качестве музыканта заслуженного коллектива - Государственного концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга. Он к тому же работает и с малыми составами, которые существуют при Концертном оркестре. Группа студентов Белорусского университета культуры под его руководством овладевает искусством джазовой импровизации. Так что... жизнь продолжается!

Яков БАСИН

1999


авторы
Яков БАСИН
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела пианисты, органисты, клавишники:
Keith Jarrett – Одиночество импровизатора Marian McPartland - Без музыки я бы не дожила и до 80! Максим Пугачев: Моя жизнь – это роман с музыкой Alice Coltrane - Божественная любовь Элис Колтрейн
© 2016 Jazz-квадрат