nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Dave Brubeck (1920 – 2012) – классики уходят…

стиль:

Dave Brubeck (1920 – 2012) – классики уходят…
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки джазового сообщества, он стал явлением в американской культуре в целом. Он был осыпан всеми мыслимыми почестями, наградами, премиями. Он не был подвержен порокам, которые укоротили жизнь многим талантливейшим музыкантам. Он был счастлив в семейной жизни, воспитал шестерых детей, пять из которых тоже стали музыкантами. И только смерть сыграла с ним злую шутку. 6 декабря 2012 года Брубек в кругу многочисленных гостей и членов своей большой семьи готовился отметить свой 92-й день рождения. Но за день до этой славной даты, отправившись в сопровождении сына Дариуса в кардиологическую клинику для консультации, Дэйв Брубек так и не доехал до места назначения – умер от сердечной недостаточности.

Имя Дэйва Брубека навсегда связано с деятельностью его квартета (1951 – 1967) и самой известной композицией, исполненной этим составом - Take Five. Думаю, до сих пор есть люди, которые считают, что написал эту замечательную тему сам Дэйв. Именно поэтому, размышляя о феномене квартета Дэйва Брубека, я в свое время написал статью не о Дэйве, а о его старом друге, участнике его квартета и авторе Take Five – саксофонисте Поле Дезмонде. Но сегодня нельзя не вспомнить самого Брубека.

Дэйв (Дэвид Уоррен) Брубек родился 6 декабря 1920 года в Калифорнии, в семье со смешанными, как это почти всегда бывает у американцев, корнями: швейцарско-немецко-английскими. Отец и мать «тянули» Дэйва в разные стороны. Отец содержал ранчо, разводил скот и мечтал о соответствующей карьере для сына. Мать, когда-то собиравшаяся стать концертирующей пианисткой и учившаяся музыке в Англии, теперь сама давала уроки музыки, разумеется, приобщив к инструменту и трех своих сыновей. Разрываясь между двумя столь разными направлениями деятельности, Дэйв поначалу решил последовать воле отца и поступил в колледж в Стоктоне, Калифорния, чтобы выучиться на ветеринара. Но сельскохозяйственная карьера его явно не вдохновляла. Гордиев узел Дэйву помог разрубить декан факультета зоологии, откровенно сказавший юноше: «Брубек, ваши мысли не здесь, с этими лягушками и формальдегидом. Они - напротив, через лужайку, в консерватории. Пожалуйста, отправляйтесь туда, не тратьте мое и ваше время.»

Так был окончательно выбран путь. Брубек изучал классику и слушал джаз, бывший настоящей поп-музыкой той эпохи, а также играл эту музыку на фортепьяно в самых разных непрезентабельных кабачках. И джаз, и классика, позже причудливым образом соединятся в его творчестве. Но пока естественный ход событий прервала война. В 1942 году Дэйв попал на службу в 3-ю армию генерала Паттона, но музыкальные таланты вскоре привели его в военный оркестр и … вернули в Калифорнию, где он продолжал числиться в армии вплоть до 1946 года. Кстати, именно в этот период, в 1944 году, он познакомился и с Полом Дезмондом. Ну, а после войны Дэйв продолжил учебу здесь же, в Калифорнии, в Миллс Колледж. К тому времени он был уже женат на ведущей радиопрограмм студенческого кэмпуса Айоле Мэри Уитлок. Брубеку повезло, что война забросила в Штаты многих европейских знаменитостей. Пару уроков дал ему Арнольд Шенберг, но математически выверенная музыка отца додекафонии показалась Дэйву не слишком привлекательной. Куда больший интерес вызвали уроки его основного педагога, французского композитора Дариуса Мийо. Как ценил их Брубек, показывает тот факт, что своего старшего сына он назвал именно в честь Мийо – Дариусом.

Но практическая его деятельность развивалась в совсем не академическом русле. Брубек создал свой октет, а также трио с Кэлом Тжадером и Роном Кротти. Частенько к ним присоединялся и Пол Дезмонд. Стоял Дэйв и у истоков создания лейбла Fantasy Records, организованного в Калифорнии в конце 40-х годов братьями Максом и Солом Вейсами. Время это было для джаза переломным. На Востоке, в Нью-Йорке, Паркер, Гиллеспи и другие темнокожие джазмены развивали новое направление – боп. Там же Майлс Дэвис и Гил Эванс предложили во многом альтернативный вариант развития джаза – кул. В Калифорнии, на Западе, идеи кул-джаза нашли живую поддержку у многих местных музыкантов, преимущественно белых – Маллигена, Конитца, Гетца, Чета Бэйкера, Реда Норво и того же Дэйва Брубека. Эта разновидность кул-джаза получила даже по месту своего рождения особое название – вест-коаст.

Музыка Брубека и его единомышленников отличалась широким применением необычных размеров и тональностей, явной связью с академическим модернизмом, холодноватым блеском при несомненно импровизационном характере. Одним из ярчайших ансамблей этого стиля стал квартет Дэйва Брубека, организованный в 1951 году. Постоянными участниками его были пианист Брубек и саксофонист Дезмонд. Ритм-группа долго не могла стабилизировать свой состав, музыканты часто менялись, пока, наконец, к концу 50-х годов она не приобрела свой лучший вид с ударником Джо Морелло и темнокожим басистом Юджином Райтом. Кстати, Брубек еще в годы военной службы впервые в истории, не задумываясь вводил в состав бэндов темнокожих музыкантов, а, руководя квартетом, решительно отказывался выступать в клубах, для хозяев которых Райт был «нежелательным гостем».

Успех квартета Брубека нарастал стремительно. На Fantasy вышли его успешные альбомы Jazz at Oberlin (1953), Jazz at the College of the Pacific (1953), а в 1954 году квартет дебютировал на таком мэйджорном лейбле, как Columbia Records с альбомом Jazz Goes to College (1954). В том же 1954 году журнал Time, ведущее иллюстрированное издание Америки, вышло с портретом Брубека на обложке (мы воспроизводим эту обложку в качестве иллюстрации). Попадание на обложку Time – символ успеха, несбыточная мечта для многих и многих известных личностей. Брубек стал всего лишь вторым за всю историю джаза человеком, удостоившимся этой чести (первым был Луис Армстронг в 1949 году). Сам Дэйв был очень смущен, говорил, что у Эллингтона куда больше прав на такую честь. Но, с Фортуной, когда она поворачивается к тебе лицом, не спорят. Не стал этого делать и Дэйв Брубек.

Были периоды, когда квартет выпускал по три-четыре альбома за год, при этом активно гастролируя по всему миру. Не все они отличались одинаково высоким качеством. Но диск 1959 года Time Out стал безусловной вершиной, как в творческом, так и в коммерческом плане. Большинство композиций альбома отличались необычными размерами - 9/8, 5/4, 3/4, 6/4, среди них были такие шедевры, как Take Five, Blue Rondo à la Turk и Three To Get Ready. Time Out оказался первым джазовым альбомом, распроданным в количестве более миллиона экземпляров, а Take Five в качестве сингла также превзошел этот рубеж – оба диска стали платиновыми.

Среди последующих карьерных «пиков» квартета надо отметить Time Further Out: Miro Reflections (1961) с живописью Жоана Миро на обложке, Countdown: Time in Outer Space (1962), посвященный первому американскому астронавту Джону Гленну, концертный диск At Carnegie Hall (1963) и Time In (1966). Дэйв Брубек не был выдающимся пианистом, многие считали его манеру игры излишне помпезной, но его достижения в качестве бэнд-лидера и композитора надо признать действительно исключительными: можно вспомнить, к примеру, такие композиции, как In Your Own Sweet Way, Unsquare Dance и The Duke. Последним альбомом квартета стал Anything Goes (1966).

В 1967 году Брубек распустил квартет и решил заняться преимущественно композиторской деятельностью, а также больше времени уделять семье. Он сочинил такие заметные произведения больших форм, как ораторию The Light in the Wilderness для баритона, хора и органа и кантату The Gates of Justice (обе на религиозные темы, причем в последней звучат также отрывки из речей Мартина Лютера Кинга). Личные духовные поиски привели его, долгие годы бывшего атеистом, к католицизму в 1980 году (Брубек говорил : «Я не перешел в католическую религию. Мне не от чего было переходить. Я просто присоединился к католической церкви»). В 2000 году вместе с женой Айолой Дэйв основал в родном для них обоих Тихоокеанском университете Брубековский институт, сочетавший функции архивного учреждения с помощью студентам, изучающим джаз. Время от времени Брубек гастролировал, выступал он и в России. Часто в такие гастроли он выезжал, а также записывался вместе с сыновьями (старший сын Дариус также стал пианистом, Дэн играет на перкуссионных инструментах, Майкл, умерший в 2009 году, был саксофонистом, Крис – мультиинструменталист, младший сын Мэттью – виолончелист, и только их сестра Кэтрин не связана с исполнительской деятельностью).

Перечислить все награды, которых удостаивался Брубек, просто невозможно. Упомяну только ключевые. В 1996 году ему была вручена премия Грэмми за достижения в течение всей жизни. Двумя годами ранее его ввел в свой Зал Славы престижный джазовый журнал DownBeat. В 2008 году губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер объявил, что Брубек введен в Зал Славы этого штата. Брубек – почетный доктор многих университетов в США и Европе. Когда в 89-й день рождения Брубека в 2009 году ему вручалась очередная награда в Кеннеди-Центре, президент США Барак Обама вспоминая концерт Брубека в Гонолулу в 1971 году, на котором он побывал, сказал: «Вы не можете понять Америку, не понимая джаз, и вы не поймете джаз, не понимая Дэйва Брубека».

Я не большой поклонник Обамы, но сказано здорово. Трудно сказать лучше. Покойся с миром, Дэйв..Любящие джаз тебя понимают и помнят.

Леонид Аускерн



авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
кул, мэйнстрим
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела пианисты, органисты, клавишники
David Kikoski - Уикэнд в Мадриде Gary Husband - Вещи, которые я вижу Brian Auger - Изменчивое постоянство Брайана Огера Тигран Амасян - Браво, Тигран!
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com