nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Marian McPartland - Без музыки я бы не дожила и до 80!

Marian McPartland - Без музыки я бы не дожила и до 80!  У американской пианистки и ведущей джазового радио 20 марта был юбилей. Обычно у женщин не принято уточнять возраст, а уж в Америке такое правило соблюдается особенно скрупулезно, но не в этот раз. Во всех поздравительных статьях и заметках либо прямо в заголовке, либо в самом начале крупным шрифтом набрано: Мэриен Макпартленд – 90 лет!

Она вовсе не старушка – божий одуванчик, живущая воспоминаниями. Она живет выступлениями, встречами с молодыми исполнителями, и, что удивительнее всего, популярнейшим среди любителей джаза в США радио-шоу Piano Jazz, которое она до сих пор и бессменно ведет раз в неделю вот уже почти 30 лет подряд! Первый выпуск шоу появился на Национальном Общественном Радио США 4 июня 1978 года. Ее передача – это самая долгоживущая программа культурной тематики из всех радиопрограмм Америки, а Национальное Общественное Радио США – финансируемая из бюджета радиосеть, которая объединяет свыше 250 станций по всей территории страны.

Мэриан начинала свою музыкальную карьеру в конце 40-х прошлого века в Чикаго. Хотя нет, неверно. Надо заглянуть во времени и пространстве раньше и дальше. В довоенную патриархальную Англию… в небольшой городишко недалеко от королевского Виндзорского замка. Там и тогда будущую известную всему миру джазвумэн знали как Маргарет Мэриан Тернер, и в свои 15 лет она блестяще исполняла церковные мессы на органе. И дело даже не в самом этом факте… подобное начало музыкальной карьеры было и у Сары Воэн, и у многих других; а дело в том, что в поклонниках ее таланта ходил не кто иной, как Дюк Эллинтон!

Как это могло случиться? Очень просто. Эллингтон со своим оркестром неоднократно совершал туры по Европе и в том числе и по Великобритании. В 1933 году ему порекомендовали посетить пригородную церковь и послушать мессу с очаровательной юной солисткой. Дюк был в восторге. Он слушал ее несколько раз и, как уверяет молва, разговаривал с Мэриан и подарил ей свои пластинки. В Англии тех лет он, темнокожий, мог это сделать совершенно спокойно… в отличие от своей родной страны.

Мэриан и до этого интересовалась джазом (в Великобритании традиционный джаз всегда пользовался огромной популярностью и не считался второсортной музыкой), ее кумирами были Тедди Уилсон, Мэри Лу Уильямс, Лил Хардин. Она занималась в очень серьезной музыкальной школе в Лондоне по классу фортепиано и скрипки и вполне могла пойти по пути академической карьеры (как мечтал ее отец), но в 1938 году двадцатилетнюю пианистку пригласил в свою труппу Билли Мэйерл, известнейший английский мюзик-холловский шоумэн. Он предложил ей место в особом фортепианном шоу, когда на сцене происходила музыкальная попарная дуэль-перекличка между четырьмя роялями в промежутках между водевильными номерами. Мэриан согласилась и бросила школу, хотя ее отец в отчаянии предлагал ей целую тысячу фунтов (очень большие деньги по тем временам), только чтобы она продолжила учебу. Предугадывать будущее – неблагодарное занятие, но Мэриан оказалась права. Именно специфическая дуэтная форма композиций, которую молодая пианистка практиковала в этом оркестре под сценическим псевдонимом Мэриан Пейдж (а чуть позже аналогичная работа в дуэте с Ромой Кларк) послужила толчком к тому, что она полюбила такой вид музицирования и положила впоследствии его в основу своего знаменитого радиошоу.

Началась война, но шоу не закрылось, а в 1944 году после открытия Второго фронта Мэриан поехала на выступления в расположения частей американо-британских войск в Бельгии. Эта поездка оказалась для нее судьбоносной – на сборных концертах она познакомилась с Джимми Макпартлендом, известным американским корнетистом, приверженцем традиционного новоорлеанского стиля. Уже через год они поженились прямо на одной из военных баз в Германии, а вскоре после войны молодая пара (правда, Джимми был старше ее на 11 лет) уехала в Чикаго.

Дела у музыкантов-молодоженов шли на лад, и в 1949 году они переехали уже в Нью-Йорк, где их в первый же день навестил Луис Армстронг – они с Джимми были приятелями. Работа нашлась быстро, и оба супруга окунулись в джаз с головой, и вместе, и отдельно друг от друга. Вообще, их семейная жизнь складывалась нестандартно для артистической. Два музыканта... постоянная концертная жизнь... такие пары редко бывают устойчивыми, но Мэриан и Джимми прожили вместе до 1970 года, развелись, оставаясь друзьями и даже работая вместе, а потом, когда он тяжело заболел, опять поженились, и она ухаживала за ним до самой смерти! Она до сих пор исполнена благодарности к мужу (умершему в 1991 г.) и за человеческие отношения и за профессиональную помощь, в особенности за то, что он всегда поощрял ее новые знакомства с другими музыкантами. Эти знакомства оказали ей неоценимую помощь, когда она затеяла свое радио-шоу.

В 50 – 60-е годы Мэриан Макпартленд много выступала. И с собственным трио в Hickory House, ночном клубе на легендарной 52-й улице, и с другими составами. Ее даже приглашал в свой секстет Бенни Гудмэн в 1963-65 гг. В Hickory House она имела особенно большой успех – ее концерты приходил послушать весь цвет тогдашнего традиционного джаза... был один вечер, когда на ее выступление пришли одновременно Оскар Питерсон, Дюк Эллингтон, Билли Стрейхорн, Арти Шоу, Баки Пиццарелли, совсем молодой еще тогда Пол Блей. Некоторые из этих концертов записал для лэйбла Savoy Jazz звукорежиссер Руди Ван Гелдер. Тогда это были одни из первых его опытов, но скоро Ван Гелдер стал самым авторитетным специалистом в области звукозаписи в США. Все эти имена сегодня уже давно легенда, а Мэриен ведь играла почти со всеми из них на одной сцене! Леонард Фезэр, придя в Hickory House на ее концерт, позже, шутя, удивлялся в одной из своих статей: «У Мэриен Макпартленд есть целых три противопоказания к тому, чтобы играть джаз – она белая, женщина и к тому же англичанка!». По тем неполиткорректным временам это была удачная шутка, сейчас бы она, что говорится, абсолютно не прокатила....

Ей было интересно услышать любой джаз, который играли в то время в Нью-Йорке. В отличие от мужа, Мэриен стремилась впитать в себя все стили – она по вечерам, когда у нее не было выступлений, ходила по всем близлежащим клубам и слушала... слушала... а послушать было кого! Телониус Монк, Бад Пауэлл, Чапльз Мингус, Дэйв Брубек, Каунт Бейси, Вуди Херман... Она говорила, что «моей целью было услышать ВСЕ, и научиться самой играть большую часть из того, что я услышала». И ей это удавалось! Она приобрела в 50-х репутацию самого гибкого интерпретатора джазовых тем и одного из самых изобретательных импровизаторов. Альбомы с ее записями выходили один за другим. Особенно очарована была Мэриан сочинениями и стилем игры Билла Эванса – это сразу слышно в ее композициях тех лет: With You In Mind, In The Days Of Our Love, Ambience и др.

Но эпоха джазовых клубов и ночных концертов подходила к концу. Начиналась эра рок-н-ролла. В 60-е джаз в самых лучших своих образцах все больше уходил на филармоническую и фестивальную сцену. Ежедневные клубные выступления прекратились, и Макпартленд в большой степени ушла в преподавательскую и студийную деятельность. Ее огромной заслугой было то, что она умудрилась договориться об открытии в Вашингтоне бесплатных детских джазовых школ для негритянских детей. Впоследствии такие школы появились почти везде в США. Помимо прочего, она организовала собственный лэйбл, который просуществовал пятнадцать лет и занялась джазовой журналистикой. Она много писала для разных журналов, в том числе и для Down Beat, в основном это были эссе и исторические джазовые зарисовки. Все они были собраны в 1987 году под одной обложкой в книге All In Good Time, а впоследствии дополнены автором и переизданы в 2003 году под названием Marian McPartland Jazz World.

Мэриан начала вести радиопрограммы еще тогда же, в 60-е. Piano Jazz – это не первое ее радио-шоу. Сначала это была передача на нью-йоркском Pacifica Radio Network, которая представляла собой интервью с музыкантами, «приправленное» записями джаза. А позже, в 1978 году, она задумала и воплотила в жизнь идею радиопередачи, в которой она вживую общается с приглашенным в студию другим музыкантом и по ходу дела музицирует с ним вместе перед микрофоном. Так появилось шоу Piano Jazz, которое сейчас слушают любители джаза практически во всех США и ретранслируют еще в 24 страны.

И сама Мэриан и ее передача получили множество наград и призов, а на шоу с ней за это время перебывал весь цвет американского джаза, да и не только джаза. Диапазон ее гостей простирался от Билла Эванса и Чика Кориа до группы «Стили Дэн» и певца Элвиса Костелло. «По следам» передач было выпущено много альбомов – фортепианных и не только фортепианных дуэтов со всеми ее гостями. Только на известном джазовом лэйбле Concord Records Мэриан выпустила больше 60 альбомов, и во всем мире они пользуются популярностью. Список ее наград и почетных музыкальных степеней состоит более чем из двадцати пунктов, в их числе и чисто джазовые премии, и общественные, и Грэмми.

У нас Мэриан не пользуется такой уж большой популярностью и известностью – по не вполне понятным причинам. Ее альбомов на русскоязычной территории вышло совсем немного, они как-то теряются на фоне многих ярких имен, сольных проектов я вообще не встречал, попадаются лишь те, где рядом соседствуют известные имена. А это зря. Если кому попадется в руки подобные альбомы, прислушайтесь повнимательнее к ним. Например, чтобы не быть голословным, на чисто дуэтном диске с Чиком Кориа Мэриен со всей очевидностью переиграла своего маститого партнера – она звучит гораздо свежее и интереснее. А с Биллом Эвансом играла абсолютно на равных.

Она по-прежнему принимает участие в живых выступлениях, отыгрывая больше часа полноценной вечерней программы и даже ездит в Англию на гастроли. Свое 90-летие Макпартленд отмечает в Джаз-Линкольн-центре, и дает там же концерт – вместе с Региной Картер, Норой Джонс, Карин Эллисон, Биллом Чарлапом и другими приглашенными гостями.

Кстати... для особо дотошных знатоков, залезших в энциклопедию и нашедших там год рождения Мэриан – якобы 1920, скажу по секрету – ну сбавляла она себе всю жизнь пару лет, теперь-то это уже неважно, но тогда во все справочники и попала неверная цифра. Поздравим ее от всей души с юбилеем и пожелаем музыки, музыки, и еще больше музыки.

Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №3/2008


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
Великобритания, США
музыкальный стиль
боп


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела пианисты, органисты, клавишники

  • стиль: джаз, джаз
Одним из самых приятных и волнующих моментов за время моей недавней поездки в Западную Европу была встреча с пианистом и композитором Дэвидом Кикоски (David Kikoski), с которым я уже успел неплохо познакомиться во время его визита в Москву ...
  • стиль: джаз, джаз
Мы привыкли к властной и от­кровенно жесткой манере игры, которую демонстри­ровал Гэри Хасбэнд уже боль­ше двух десятилетий в каче­стве неутомимого ударника. Это было хорошо слышно в его игре с группой Level 42, где он играл вместе с басис­том ...
  • стиль: блюз, блюз
"Брайан Огер — один из самых лучших исполнителей на В-3, которых я когда-либо слышал. Его техника потрясающа, а энергетика не имеет себе равных. Это огромный талант и удивительно теплый и привлекательный человек — просто идеальное ...
  • стиль: джаз, джаз
Тысяча девять­сот девяносто восьмой год. Первый Ереван­ский междуна­родный джаз- фестиваль. Идут последние приготовления к проведению фестиваля, организаторы уточняют списки участников. К ним обращаются и предлагают послушать 11-ти летнего мальчика ...
  • стиль: джаз, джаз
Утром 12 августа после тяжелой продолжитель­ной болезни в возрасте 67 лет скончался знамени­тый белорусский пианист, композитор, аранжиров­щик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешне­го года на сцене минского Дворца ...
  • стиль: джаз, джаз
Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с де­рева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона все­мирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот очерк состоялся благо­даря появившемуся на стра­ницах Интернета исследо­ванию новосибирского джа­за С. Беличенко и В. Котель­никова "Замороженный джаз". Воспоминания ново­сибирцев позволили расши­рить географию продвиже­ния одного из ...
  • стиль: джаз, джаз
29 мая в Минске выступил музыкант, которого бело­русская публика ждала уже давно. Пианист, компози­тор, аранжировщик, пре­вративший произведения Шопена в джаз. Если я добав­лю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера. Лешэку ...
  • стиль: джаз, джаз
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых ...
  • стиль: джаз, джаз
Нередко в обзорных статьях различных изданий, посвященных той или иной стране, встречаешь неведомо какими опросами сформированные списки пяти (десяти, пятнадцати) самых известных людей этой страны. Если говорить о Кубе, то на сто процентов такой ...
  • стиль: джаз, джаз
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
  • стиль: джаз, джаз
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com