nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Dancing Cat Records - Райская музыка Гавайских островов

стиль:

Dancing Cat Records - Райская музыка Гавайских островов Практически в любой сфере деятельности за названием большой или малой фирмы кроется ее история, в начале которой стоял ОН — создатель, организатор, демиург. Его могли звать Генри Форд, Савва Морозов или Аксель Цезарь Шпрингер — суть не меняется. А вот дальше судьбы компаний обычно шли двумя путями: в одних случаях громкое имя фирмы, некоторые другие — те или иные — обстоятельства оттесняли в тень ее основателя; в других же — имя человека всякий раз возникало в памяти при упоминании компании!

Так и в звукозаписи. Кто может сказать, что "CBS" или "PolyGram" — это конкретный "мистер Х"? Но любой знает, что "Island" — это Крис Блэкуэлл, "ECM" — Манфред Эйхер, а "Dancing Cat" — это... Да-да, Джордж Уинстон.

"Dancing Cat" — фирма не слишком большая, но весьма своеобразная. Она очень тесно связана с известной в области "new age" компанией "Windham Hill". Но мотор, мозг, сердце "Dancing Cat" — конечно же, Уинстон. Об этом чрезвычайно разностороннем и талантливом человеке вы могли прочесть в нашем журнале ("JAZZ-квадрат", № 1(3)'98) в весьма обстоятельном разборе его альбомов в разделе "CD-обзор". Вкусы Уинстона, его пристрастия имеют решающее значение в формировании издательской политики компании. И именно его увлечение одним весьма экзотичным видом музыки привело к изданию специальной серии дисков, ей посвященной. Об этой музыке и об этой серии мы и хотим рассказать вам сегодня.

Новая серия "Dancing Cat":
CYRIL PAHINUI. 6&12 String Slack Key, 1994, 13tks/58mins
LEDWARD KAAPANA. Led Live. Solo, 1994, 15tks/49mins
GEORGE KAHUMOKU, Jr. Drenched By Music, 1997 10tks/64mins
RAY KANE. Punahele, 1994, 12tks/45mins
GEORGE KUO. Aloha No Na Kupuna. Love For The Elders, 1996, 13tks/52mins
KEOLA BEAMER. Mauna Kea. White Mountain Journal, 1997, 15tks/48mins
HAWAIIAN SLACK GUITAR KEY MASTERS. Instrumental Collection, 1995, 11tks/49mins
BOB BROZMAN & LEDWARD KAAPANA. Kika Kila Meets Ki Ho'alu, 1997, 16tks/74mins


Попробуйте вслух медленно произнести слово "П-о-л-и-н-е-з-и-я". Уже в самом сочетании этих букв чудится неумолчный шепот океанского прибоя, аромат нежных экзотических фруктов, залитые солнцем песчаные пляжи, бронзовокожие девушки чуть выше средней упитанности. Это слово и эти края всегда неизъяснимо влекли к себе европейцев. Именно там им чудился рай на земле, там стремились найти спасение от гримас цивилизации. Некоторые обрели там вторую родину — вспомним хотя бы Р. Л. Стивенсона или П. Гогена.

Приглашаю вас тоже, пусть не надолго, отправиться в этот тропический рай, ну а так как наше издание называется все же не "Вокруг света", то мы, естественно, будем путешествовать по миру, так сказать, райской музыки. И находится этот мир в самой северной группе островов Полинезии — на Гавайях.

Для начала позвольте несколько освежить в вашей памяти самые общие сведения о Гавайских островах — гложет меня кощунственная мысль, что некоторые наши читатели имеют о них достаточно смутное представление.

Итак, для "цивилизованного" мира эти острова открыл в 1776 году, в год провозглашения Декларации независимости США, знаменитый английский путешественник Джеймс Кук. Там же и в том же году он был убит в стычке с местными жителями (сюжет песенки В. Высоцкого "Почему аборигены съели Кука" не имеет ничего общего с реальным ходом событий). Острова на перекрестке морских путей стали объектом пристального внимания со стороны Англии, Испании, США. Заплывали сюда и русские купцы с Аляски. В итоге американское влияние оказалось сильнее, США в конце XIX века аннексировали острова, и сегодня штат Гавайи является полноправным, хотя и самым экзотическим членом американской федерации. Сложнее с влиянием культурным. Здесь латинское воздействие оказалось тоже весьма значительным, что имеет прямое отношение к теме нашего рассказа.

В 1830 году король Камехамеха III пригласил на Гавайи мексиканских и испанских вакеро (ковбоев), чтобы научить гавайцев обращению с сильно разросшимся поголовьем крупного рогатого скота. Пришельцы привезли на Гавайи свои гитары. Вечерами у костра гавайские ковбои (паниоло) слушали игру и пение своих коллег, впитывали новую для них музыку и исподволь соединяли со своей, традиционной. Потом вакеро уехали, а гитары остались. С тех пор и берет начало гитарная музыка на Гавайях. Именно тогда зародилась своеобразная, присущая только гавайцам техника игры на акустической гитаре — стиль slack key, или по-гавайски "ки хо-алу", что можно приблизительно перевести на русский, как "свободная, ускользающая струна". В этой технике большой палец ведет басовую линию, а остальные играют основную мелодию и импровизируют. Стиль ки хо-алу всегда оставался живой, глубоко национальной музыкой, но долгое время был мало известен за пределами островов. Более того, в 80-х годах прошлого века ряд гитаристов ки хо-алу стал играть, держа гитару на коленях, с использованием самых разнообразных металлических плектров, тогда зародилась техника гавайской акустической steel-гитары ("kika kila"), так называемой национальной гитары, особенной популярности достигшей в 20-х—40-х годах ХХ века, когда Джон Допиера начал выполнять корпуса национальной гитары из никеля. Это звучание получило широкую коммерческую известность во всем мире, и, говоря о гавайской гитаре, обычно имеют в виду именно эту разновидность.

Пробуждение широкого интереса к стилю ки хо-алу началось с 70-х годов, когда ряд фирм стал издавать записи этой музыки. И здесь одно совсем не по-гавайски звучащее имя — Джордж Уинстон является одним из главных. Его фирма Dancing Cat Records с 1994 года взялась за весьма амбициозный проект. Если раньше записи slack key гитаристов можно было услышать только в составе инструментальных ансамблей или как аккомпанемент вокалистов, то Уинстон планирует издать серию из 60 альбомов с сольными записями виртуозов ки хо-алу. На сегодняшний день полтора десятка таких альбомов уже увидело свет. Восемь из них удалось услышать, и о них можно поговорить подробнее.

Здесь представлен практически весь спектр возможностей slack key гитары — это и сольные студийные записи, и концертный альбом (Ледвард Каапана), и сборка лучших вещей разных исполнителей (MASTERS), slack key в 6- и 12-струнном варианте (Сирил Пахинуи), гитара в сочетании с вокалом и дуэты со steel гитарой (Каапана и Брозман) и с маленькой гавайской 4-струнной гитарой укулеле (на CD Джорджа Кахумоку-младшего).

Легко представить всю пестроту ощущений, возникших после почти восьми часов прослушивания доселе незнакомой музыки и ранее неизвестных музыкантов. Однако затем впечатления как-то улеглись, помогло прекрасное оформление CD, снабженных разносторонним и очень подробным справочным материалов, и можно приступать к каким-то обобщениям.

Сразу обращаешь внимание на поразительную древность музыкальных традиций, особенно связанных с пением и танцами. Позднейшие таитянские, испано-португальские, а затем американские влияния творчески усваивались и интегрировались в национальную стилистику. Искусству покровительствовали и островные правители, некоторые из которых и сами сочиняли и исполняли музыку. Поэтому большая часть услышанного — это импровизации на тему и аранжировки композиций старых мастеров или народных мелодий, что весьма напоминает джаз, где "St Louis Blues" или "Maple Leaf Rag" становятся основой для десятков новых версий. Тематика пьес чрезвычайно разнообразна: это может быть и впечатление от яркого цветка гардении ("Pua Sadinia" в исполнении Рэя Канэя), и шумные детские игры ("Manu Kapalulu", сочиненная принцессой Лили-уокалани (1838—1917), в исполнении Джорджа Куо), и гамма чувств брошенного мужа ("Ka Makani Kа'ili Aloha" — Сирил Пахинуи), и размышления у водопада ("Ka Wailele O'Akaka" — Кеола Бимер), и гимн красоте родной земли ("Hawai'i Aloha" — Рэй Канэй). Но, конечно, исполняются и собственные сочинения — их много у Кеолы Бимера или Сирила Пахинуи.

В биографиях гавайских гитаристов заметна клановость, преемственность семейных традиций. Так, Сирил Пахинуи (р. 1950 г.) — сын крупнейшего мастера slack-key гитары Габби Пахинуи (1921—1980 гг.), Ледвард Каапана (р. 1948 г.) — сын музыканта и певицы, племянник другой легенды стиля slack-key Фреда Пунахоа. У Джорджа Кахумоку есть не менее известный брат Мозес, с которым они записывались и выступали в 70-х—80-х годах как THE KAHUMOKU BROTHERS. Что же до Кеолы Бимера, то его род уходит корнями аж в XV век, а прабабушка Хелен (1882—1952 гг.) и мать Винона были видны ми певицами и композиторами. С другой стороны, есть пример и Джорджа Куо (р. 1955 г.), "заболевшего" музыкой ки хо-алу только в годы учебы в университете.

По-разному складываются и личные судьбы музыкантов. Ветеран Рэй Канэй (р. 1921 г.) стал известен за пределами островов уже будучи пенсионером, а до того записывался редко и работал в качестве электросварщика. Джордж Кахумоку — процветающий фермер, сочетающий занятия музыкой с преподавательской и адвокатской деятельностью среди коренных гавайцев. Леонард Кван, представленный в сборном CD, — видный музыкальный теоретик и педагог, редко выступающий перед публикой.

Музыкантов, играющих в стиле ки хо-алу, можно весьма условно разделить на два направления. Одно, более консервативное, представлено самым пожилым (Канэй) и самым молодым (Куо) гитаристами. В их игре стиль выражен чище и, может быть поэтому, более сложен для восприятия. Ухо и мозг ждут каких-то привычных созвучий, ищут аналогии — и не находят. Эту супераутентичную гавайскую музыку надо принимать такой, какая она есть, и тогда вы в какой-то мере (боюсь, что полностью нам это не дано) оцените прелесть мелодий "Old Paniolo" или гавайского вальса "Honesakala" у Куо или "Сладких воспоминаний" ("Nani Ho'omana'o") у Канэя. Еще раз хочется подчеркнуть, что последний сегодня является самым почитаемым мастером ки хо-алу. В 1973 году он первый дал сольный гитарный концерт, а в 1990 году играл в знаменитом Карнеги-Холл.

Второе направление воспринимается легче, понятнее. При всей верности национальному стилю, в нем явственнее влияние американской музыки, в первую очередь джаза и кантри, а также европейской классики. Очень характерны для этого направления композиции Сирила Пахинуи — "Young Street Blues" с виртуозной перекличкой баса и основной темы, чуть схожей с фламенко "Lullaby For Pops". Ледвард Каапана называет себя большим поклонником Чета Аткинса и Веса Монтгомери, с блеском демонстрируя свою дань этим влияниям в "Whee Ha Swing" или "Ka'a Ahi Kahului", посвященной первой железной дороге на островах (1879 г.). Несколько особняком стоит CD Кеолы Бимера, тонкого лирика, играющего в основном спокойную, медитативную музыку, изливающего в звуках свои семейные воспоминания и впечатления детства. Богатство и разнообразие звучаний сближает его с современной академической традицией.

Весьма яркое и специфическое впечатление производит и манера пения гавайских исполнителей. Как правило, это пение в стиле, называемом "йи-йи вокал", фальцетом, чем-то напоминающим тирольские йодли. Выглядит такое пение очень экспрессивно, хотя и чересчур экзотично. Канэй и Каапана демонстрируют этот стиль вокала особенно убедительно.

Отдельно надо сказать о CD "Kika Kila Meets Ki Ho'alu". Здесь возникает еще одно негавайское имя. Американец из Нью-Йорка Боб Брозман (р. 1954 г.), как и Уинстон, влюблен в гавайскую музыку, очень много делает для ее популяризации и сам стал настоящим виртуозом гавайской акустической steel-гитары. Его дуэты с Ледвардом Каапаной слушаешь буквально на одном дыхании. Но, на мой взгляд, сама по себе эффектность звучания инструмента Брозмана — плавные, тягучие глиссандо, металлическая звонкость — затеняет эмоциональную глубину игры Каапаны. Терпкий аромат одного из этих инструментальных "цветков" в букете несколько глушит не менее приятный, но более тонкий запах другого.

Описывать музыку словами — дело весьма неблагодарное в принципе. Особенно когда речь идет о музыке малознакомой. Здесь хочется процитировать Уинстона: "Slack key трудно описать людям, которые его никогда не слышали. Это не фолк, это не старый джаз или рэгтайм, это не блюз, это не кантри, но это музыкально близко всем перечисленным традициям. Будто пытаешься описать зеленый цвет тем, кто его не различает, говоря, что это не желтый и не голубой в радуге, а что-то посередине". Именно поэтому лучше приобрести один из CD серии и составить собственное мнение. Если кого-то стиль ки хо-алу заинтересует поглубже, Кеола Бимер и Рэй Канэй издали и специальные учебные видеокассеты для совершенствования в игре в этом стиле. Но для начала ки хо-алу надо услышать. Кстати, мой пятилетний сын, весьма индифферентно относящийся к разнообразной музыке, звучащей в доме, как-то сразу выделил CD этой серии, сам просил поставить послушать еще разок. Чем-то "зацепила" его гавайская музыка, что-то в ней, наверное, есть близкое человеку, еще не обремененному грузом понятий, в чем-то притупляющих остроту восприятия.

А в заключение — еще один любопытный факт. Полное имя патриарха slack key Рэя Канэя выглядит так: Рэймонд Калеоалоапойно-олеохелеману Канэй. Средняя часть этого имени переводится так: "Голос любви, который приходит и уносится как птица, никогда не будет забыт". Раз услышав гавайских виртуозов, вам также будет очень трудно их забыть.

Леонид АУСКЕРН


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
гавайская музыка
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фирмы
Солид-рекордз - Джаз в каталоге 40 лет Stony Plain Records 60 лет Verve Records Musikmesse 2015: гитарные радости
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com