nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Billy Eckstine - Here comes the blues

стиль:

Billy Eckstine - Here comes the blues В анналах истории джаза 21 августа 1935 года считается точкой отсчета, с которой началась эпоха биг-бэндов — день, когда оркестр Бенни Гудмэна выступил в лос-анджелесском "Пэломэр". Этот период закончился 19 января 1942 года, когда Фрэнк Синатра пришел в голивудскую студию и организовал несколько джэм-сейшнз, включая пророчески названный "The Night We Call It a Day".

Популярность вокалистов, так же как и сложности управления большими оркестрами в годы войны — экономически невыгодно было гастролировать, и по ряду причин резко уменьшилось число профессиональных музыкантов — все это обусловило развитие популярной музыки в том виде, согласно которому данный период в истории джаза был назван The Sing Era. Так продолжалось, пока Bill Haley и The Comets не записали 12 апреля 1954 года "Rock Around the Clock". Однако и до, и после этого момента лишь несколько вокалистов в джазе были так же популярны, как "The Great Mr. B", Billy Eckstine.

William Clarence Eckstine родился 8 июля 1914 года в Питсбурге. О его жизни до восхождения на джазовый Олимп известно немного. Своего первого успеха он добился в 1939—43 гг., выступая как вокалист Earl Hines Orchestra, написав и исполнив "Jelly, Jelly" — один из лучших хитов оркестра. Великолепный, "кремовый" бас-баритон Билли Икстайна, его великолепная внешность, стильные костюмы светлых тонов и яркие галстуки — все это было залогом успеха, несмотря на то, что поющий баллады афро-американский секс-символ 40 — 50-х годов представлял собой некоторую для тех лет аномалию.

В предвоенные годы многие вокалисты покидали биг-бэнды. Так же поступил и"The Great Mr. B". Вскоре после ухода из оркестра Хайнса Билли Икстайн сформировал свой биг-бэнд.

Спустя несколько лет он вспоминал: "Вокалисты, такие, например, как Синатра и Дарси и многие другие, сделали худшее, что они могли сделать — покинули оркестры, с которыми выступали. Как вокалист, я считаю, что лучший вариант для меня — выступать с оркестром, иметь свой биг-бэнд. Публика не готова воспринимать черных исполнителей, поющих баллады и лирические песни. Это звучит нелепо, но это так. От негритянских певцов ожидают исполнения блюзов или чего-то еще в этом роде. Кроме того, я люблю оркестр."

Позднее биг-бэнд Билли Икстайна оценивался критиками как поистине уникальный. Билли всегда считал себя музыкантом в большей степени, чем вокалистом (он вполне неплохо владел тромбоном), поэтому сформировал свой биг-бэнд, пригласив отличных молодых музыкантов. Его оркестр оказал большое влияние на формирование бибопа. В числе членов этого коллектива оказались такие выдающиеся солисты, как Gene Ammons, Art Blakey, Miles Davis, Dizzy Gillespie, Fats Navarro, Charlie Parker, Leo Parker, Sonny Stitt и Frank Wess. Время, проведенное в оркестре, оказало заметное влияние на творчество молодых музыкантов, нанятых Икстайном (кроме вышеперечисленных, в состав биг-бэнда в разное время входили Wardell Gray, Dexter Gordon, Kenney Dorham, Oscar Pettiford и Tommy Potter). В своей автобиографии " To Be or Not to Bop", изданной в 1979 году, Диззи Гиллеспи писал: "Не было оркестра, который звучал бы как биг-бэнд Билли Икстайна. Наша атака была сильной и мы играли бибоп, новый стиль. Ни одного похожего оркестра не существовало в мире". Икстайн смог поддерживать целостность состава единственно благодаря наличию яркой фигуры, которая привлекала слушателей. Это был сам "The Great Mr. B". Will Friedwalt в своей книге "Jazz Singing", изданной в 1992 году, писал, что популярность Билли Икстайна явилась в результате записи "Stormy Monday" и "Jelly, Jelly"с оркестром Эрла Хайнса в начале 40-х годов плюс добавление блюзовых интонаций к манере исполнения Бинга Кросби, хотя сам Икстайн отрицал такое определение своего стиля.

"Мне всегда было смешно, когда я слышал, как кто-нибудь упоминал Диззи или Майлза, говоря, что они были воспитаны в легендарном оркестре Билли Икстайна. Легендарном! Боже, они критиковали меня каждый раз, когда мы куда-нибудь отправлялись выступать" — вспоминал Mister B. позднее. (Кстати, псевдоним придумал диск-жокей "Symphony" Сид (Sid): музыканты называли Икстайна "B" потому, что он носил заколку для галстука с инициалами "B. E.", а Сид, шутки ради, добавил "The Great Mr."

Начиная с первой половины 40-х годов и до наших дней два альбома, записанных с оркестром — "A Cottage for Sale" и "Prisoner of Love", были проданы тиражом более чем 2 миллиона экземпляров. Спустя два года Билли распустил свой оркестр и подписал контракт с MGM. "Это был абсолютно новый коллектив, — вспоминал он. — Они подписали контракт с Art Lund, а потом наняли меня. Я был вторым, кого они приняли". В этот период он записал большое количество джазовых произведений, которые имели впоследствии колоссальный успех и были оценены критиками как подлинные шедевры. Это баллады и джазовые стандарты, исполненные совместно с оркестром Вуди Германа, квинтетом Джорджа Шиэринга, пианистом Бобби Таккером, который впоследствии стал частым аккомпаниатором Билли Икстайна, и вокалисткой Sarah Vaughan. Среди этих произведений такие пьесы, как "Everything I Have Is Yours ", "Blue Moon", "Caravan", "My Foolish Heart", "I Apologize". И хотя все эти темы были записаны в годы наибольшей популярности Икстайна, когда слушаешь их сейчас, полностью стирается ощущение времени. Это не удивительно, ведь его бас-баритон с присущими ему вибрациями, исполненными лиризма, был и остается наиболее чувственным и романтическим голосом за всю историю джаза. Билли Икстайн никогда не платил большую дань сентиментальности, но он придал особую чувственность музыке. Дюк Эллингтон, слушая его, сказал: "B" заставил мои песни улыбаться". Что могло быть лучше для исполнителя, чем столь красноречивая оценка, данная титаном джаза?!

В годы работы на MGM "Mr. B" почувствовал простор, полную творческую свободу. "Мы записывали все, что считали нужным", — вспоминал Билли Икстайн.

Из композиций, которые исполнялись Билли в те годы, следует вспомнить такие, как "Mr. B's Blues", написанный Билли Икстайном специально для своего исполнения на тромбоне; "Temptation" — старый хит Бинга Кросби; "Somehow", первый вариант которой Билли записал еще с Хайнсом в 1941 году; знаменитый хит из репертуара Дюка Эллингтона "Caravan", который, по словам Икстайна, "наверное был исполнен безо всякого лирического лейтмотива". Билли вспоминал: "Я начал исполнять эту тему во время концертов в джазовых клубах, таких, например, как "Blue Note" в Чикаго. Dave Garroway вел тогда ночное радио-шоу в Чикаго и случайно заглянул в "Blue Note". Dave был первым из тех, кто сказал мне: "Запишите это". А мы лишь использовали эту тему для смены темпа".

В этот период были также записаны великолепные баллады "Bewildered", "Body and Soul" и "My Foolish Heart" из одноименного голивудского фильма ("Victor Young принес эту тему мне первому, — вспоминал Билли Икстайн, — и я первый исполнил эту композицию"). В жизни, как и в творчестве этого выдающегося джазового вокалиста, большую роль сыграло знакомство с певицей Sarah Vaughan, которую он называл своей "маленькой сестренкой". История их встречи довольно известна. Sarah выиграла любительский конкурс в Apollo Theater в 1943 году. Билли Икстайн вспоминал: "Я был там, чтобы получить деньги по чеку, и в это время Sarah вышла и исполнила "Body and Soul". Я зашел за кулисы и познакомился с ней. Когда мы давали концерт в Apollo через неделю, она была с нами. А когда я собрал свой собственный оркестр, она оставила Эрла Хайнса и стала выступать со мной". Их совместная работа над различными музыкальными проектами и личные отношения не прекращались до смерти Sarah Vaughan в 1990 году. В те годы, когда "The Great Mr. B" работал с MGM, он записал большое число джазовых баллад вместе с Sarah Vaughan, лучшими из которых, на мой взгляд, являются "Ev'ryday (I Fall In Love)", "I Love You", "Dedicated to You", "You're All I Need" и, конечно, подлинный шедевр — записанная в 1957 "Passing Strangers" из Mercury catalog.

Одним из самых больших хитов Билли Икстайна традиционно считается "I Apologize". Сам Билли часто вспоминал: "Это была старая песня Russ'а Columbo и я никогда не забывал о ней. С момента, как Columbo написал ее, она была забыта лет на 10, а может быть и больше. Но я помнил эту песню". В 1951 году "I Apologize" в течении 2-х месяцев была первой в десятке лучших хитов Америки, и в скором времени ее записали такие исполнители, как Tony Martyn, Anita O'Day, Dinah Washington. Билли Икстайн был необыкновенно популярен в те годы, о нем часто писал журнал "Life". Возникло даже течение в дизайне модной одежды, создателей которого вдохновил стиль Билли Икстайна ("Mr. B roll collars"). В "Harlem Heyday" Jack Schiffman (сын владельца Apollo Theater Frank'а Schiffman'а) писал: "Когда война закончилась, первой новой звездой ... был талантливый Билли Икстайн. Хотя он и не был новым исполнителем, "Mr. B" стал первой настоящей послевоенной звездой". Его диски расходились миллионными тиражами, он снимался в голливудских фильмах.

В картине Ester Williams "Skirts Aboy" он сыграл самого себя (вокалиста в ночном джазовом клубе). Несмотря на факт такой популярности в те годы, Билли Икстайну приходилось сталкиваться с тем, что постоянно угнетало негритянских джазовых исполнителей: проявлениями расизма. При этом он все время отражал нападки музыкальных критиков, многие из которых обвиняли его в измене духу джаза и называли его музыку чисто коммерческой. Билли Икстайнвысказывался по этому поводу следующим образом:

— Некоторые гады говорят о том, что я оставил джаз для коммерции. Однажды я увидел одного из этих джазовых критиков и сказал ему: "Ты что, обозлился на меня из-за того, что я хочу заботиться о своей семье? Ты хочешь найти меня мертвым в грязном отеле с бутылкой джина в кармане или иглой в руке и растрезвонить об этом в газетах? Ну, в таком случае я останусь бессмертным для тебя". Я сказал: "Этого никогда не произойдет со мной. Я буду работать для своей семьи и предоставлять ей все, в чем она нуждается".

Такая реакция со стороны некоторых критиков была абсолютно необоснованной, поскольку "Mr. B" всегда придерживался канонов джаза. Это подтверждают пьесы, записанные с оркестром Вуди Германа в 1951-53 годах — "As Long as I Live", "I Left My Hat in Haiti", "Here Comes the Blues", "Life Is Just the Bowl of Cherries". Здесь Билли прочно "сидит" на святых традициях свинга. Темы "Wonder Why", "I'm a Fool to Want You" (написанная совместно с Фрэнком Синатрой), нежные и слегка расслабляющие свинговые пьесы "Taking the Chance on Love"и "You're Driving Me Crazy" — вот истинные шедевры джазовой музыки, записанные совместно с квинтетом пианиста Джорджа Шиэринга (Joe Roland — вибрафон, Dick Evans — гитара, Al McKibbon — бас, Denzil Best — ударные). Надо сказать, что Икстайн и Шиэринг — два крупнейших хитмейкера MGM в 50-е годы — нашли общую точку соприкосновения на свинговых мотивах.

14 и 16 июля 1952 года "The Great Mr. B" принял участие в джем-сейшнз, который стал одним из самых удачных за все годы его творчества. Билли записал 8 пьес с великолепным джазовым квартетом Бобби Таккера (Barney Kessel — гитара, Red Callender — бас, Lee Young — ударные). Это известные стандарты "Tenderly", "One for My Baby (and One More for the Road)", "If You Could See Me Now", "Smoke Gets in Your Eyes", "Laura", "I'll Wind (You're Blowin' Me Now Good)", "April in Paris" и необыкновенно чувственный "Mister You've Gone and Got the Blues", написанный Билли Икстайном совместно с Bob'ом Russell'ом. Для тех, кто обвинял "Mr. B" в том, что он покинул джаз, это было наглядное доказательство полной необоснованности их критики.

Еще один пример этому — записанные в1953 году два номера из Metronome All-Stars — знаменитые джазовые стандарты "How High the Moon" и "St. Louis Blues". Каждый из них состоит из двух частей: одна в балладном темпе, дающая возможность продемонстрировать Билли его отточенную технику исполнения и великолепный бас-баритон, другая — в безумном боповом ритме. Солисты показали здесь свой талант импровизации, отменную технику и подачу, плюс все достижения бопа как музыкального феномена, характерные для данного периода в истории джаза. И какие солисты! Roy Eldridge, Max Roach, Kai Winding, Teddy Wilson, Billy Bauer, Terry Gibbs, John LaPorta, Warne Marche, Eddie Safranski и Lester Young (его исполнение вместе с вокалом Билли Икстайнf просто захватывает). Они, конечно же, стали победителями 1953 Metronome Jazz Pole. Эти музыканты не просто были безумно популярны в те годы. Они внесли свои имена в анналы джаза, стали поистине бессмертными.

Возможно, глубочайшей иронией по отношению к творчеству Билли Икстайна стало то, что он часто ассоциировался у большинства слушателей с одной из самых популярных его песен — "I Apologize". Икстайн не просил ни у кого прощения, он твердо и упорно держался "on the road", исполняя свои легендарные темы день за днем в дымных ночных джазовых клубах и на джэм-сейшнз, пока внезапный приступ болезни не оборвал его творческий путь. Когда это случилось, он все еще оставался энергичным, красивым, стильным и гордым джазменом.

Он не проглотил горечь оскорблений, необоснованной критики, расистских преследований — всего того, что сопутствовало его популярности. Когда он умер 8 марта 1993 года, смерть не застала его с бутылкой джина в кармане или иглой в руке, как это предсказывали ему многочисленные недоброжелатели. Он стал легендой без такой драматической кончины. "Все это было странно временами, — сказал "The Great Mr. B" несколько лет назад, — но я говорю вам, все это было очень увлекательно".

ДЕНИС КОВАЛЕВ


авторы
Денис КОВАЛЕВ
музыкальный стиль
свинг
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела вокалисты
Bobby McFerrin - голос - это Свобода Angelique Kidjo - La Diabolique из Африки Bessie Smith - Жизнь и смерть императрицы блюза Diana Crall - Баллада - ее душа
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com