nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Jay Clayton - Портрет

Jay Clayton - Портрет  "Спустя более 20 лет после ее дебютного альбома All Out ("Все") Клэйтон — все еще самая предприимчи­вая певица в джазе, специалист бессловесной импровкзации, а также является экспертом по поиску и на­хождению новых значений в мелодиях и словах класси­ческой популярной песни".
Фрэнсис Дэвис, The Village Voice, 14 июля 2004

Джэй Клэйтон — всемир­но известная певица, компо­зитор и педагог, чья деятель­ность смело охватывает весь спектр от джаза до новой му­зыки. Передовые исследова­ния Клэйтон в области вока­ла выдвинули ее на передний край фри-джазового движе­ния лофт-сцены 70-х, где она числилась среди первых во­калистов, включивших по­эзию и электронику в свои импровизации. Она создала просущесгвовавший долгие годы союз с известным при­верженцем минимализма композитором Стивом Рейчем (Steve Reich).

Имея более 40 альбомов — сольных и в соавторстве — в своем арсенале, Клэйтон вы­ступает в одном ряду с таки­ми великими музыкантами, как Muhal Richard Abrams, Kirk Nurock, Stanley Cowell, Lee Konitz и Fred Hersch, a также собратьями по вокаль­ному искусству Jeanne Lee, Norma Winstone, Urszula Dudziak и Bobby McFerrin. Клэйтон в настоящее время записывается для Sunnyside, и один из ее последних аль­бомов Brooklyn 2000 был восторженно встречен му­зыкальной критикой. Среди ее многочисленных дости­жений — предоставление грантов от National Endow­ment for the Arts, Meet the Composer и Chamber Music America (2004). Она препо­давала основы вокала тыся­чам студентов в Соединен­ных Штатах и во всем мире.

"Я прошла долгий путь и получила крещение. - гово­рит Джэй. — Мои дети вырос­ли. У меня теперь есть воз­можность путешествовать и проводить мастер-классы, а не занимать профессорскую должность. И я действитель­но лишилась энергии Нью- Йорка".

Ее задача состоит пока в том, чтобы восстановить многочисленное творческие альянсы, в которых расцвела ее карьера, и создать в бли­жайшее время новые. Соглас­но ее цитате из великого сак­софониста Эрика Долфи, ко­торый признавал важность игры со многими музыканта­ми разных направлений, Клэйтон любит пробовать себя в самом широком разно­образии музыкальных тече­ний. Для нее диалог с талант­ливыми партнерами из орке­стра — неисчерпаемый ис­точник вдохновения.

Сольные выступления Клэйтон обозначает на афи­шах как Jay Clayton Project, в то время как совместную ра­боту с другими именитыми вокалистами — Different Voices. Она является одним из лидеров трио Outskirts ("Предместья") с барабан­щиком Джерри Гранелли (Jerry Granelli) и саксофони­сткой Джэйн Айрой Блум (Jane Ira Bloom), такими же новатором в сфере электро­ники. Ее сотрудничество с обоими музыкантами про­должается уже 30 лет. Кроме того, Клэйтон часто выступа­ет с пианистом Кирком Нероком (Kirk Nurock), в дуэтах с гитаристом Джэком Уил­кинсом (Jack Wilkins) и пиа­нистом Арменом Донеляном (Armen Donelian). Среди других частых ее партнеров по сцене — пианисты Джордж Кэблз (George Cables) и Фриц Пауэр (Fritz Pauer), саксофонист Гэри То­мас (Gary Thomas), басист Майк Формэйнек (Mike Formanek), тромбонист Эд Меистер (Ed Meister) и зна­менитая стэп-танцовщица Бренда Бафэлино. Кроме то­го, Клэйтон получает удо­вольствие от приглашений на рискованные сольные вы­ступления.

Итало-американка во вто­ром поколении, Джэй Клэй­тон (a.k.a. Judith Colantone) родилась в Янгстауне, Огайо, в 1941 году. "Моя мама была разочаровавшейся джазо­вой певицей эпохи биг бэндов, — говорит Клэйтон. —
Она выступала, пока была молода, но потом для замуж­ней женщины с детьми уже не было никакой возможно­сти делать карьеру". Юная Джуди начала собирать за­писи стандартов, которые она слышала повсюду, и учи­лась играть на аккордеоне. Вскоре она переключилась на фортепьяно и занималась им в течение нескольких лет. Директор ее средней школы убедил ее пойти в музыкаль­ный колледж, и она потрати­ла лето после окончания школы на поступление в St. Louis Institute of Music.

Первая в семье, кто окон­чил колледж, Клэйтон посту­пила на учебу по музыкаль­ной программе в Miami University of Oxford, Огайо. В итоге она сосредоточилась на образовании, рассчиты­вая на "безопасную" карьеру для женщины. Естественно, как во многих колледжах в то время, единственно доступ­ным было обучение класси­ческой музыке. Однако не­гласно Клэйтон изучала са­унд Джона Колтрэйна и Майлза Дэвиса. "Мы очень се­рьезно слушали джаз, — объ­ясняет она. — Я видела Колтрэйна в крошечном баре в Цинциннати. Способ, кото­рым он соединял каждые две ноты - брал мелодию и сов­сем незначительно ее изме­нял, усиливая или упрощая, — поразил меня. И то, что де­лал Майлз, когда пел в трубу. Эти исполнители на духовых глубоко запали мне в душу".

Хотя она не могла знать, что ждет ее впереди, образо­вание Клэйтон проявилось неожиданно, когда она при­ехала в Нью-Йорк в 1963 го­ду, время беспрецедентного экспериментирования. В то время, когда она зарабатыва­ла на жизнь дневной рабо­той в офисе, по вечерам Клэйтон исследовала эту волнующую новую сцену. Она продолжала учиться пе­нию, беря частные уроки; Пол Бэйн (Paul Bain), фолк- сингер и мастер классичес­кой техники, занимался с нею в течение пяти лет. Еще одним ее учителем был сак­софонист Стив Лэйси (Steve Lacy). Благодаря ему Клэйтон постепенно стала понимать, что она вовсе не нуждается в выборе между ста ндартами и фри-музыкой, а может со­хранять влияние традиции и все же не ограничиваться этим. Лэйси помог ей позна­комиться со своими едино­мышленниками: благодаря его басисту Луису Уореллу (Louis Worell), Джэй встрети­ла трубача Марка Левина (Marc Levin) и своего будуще­го мужа барабанщика Фран­ка Клэйтона (Frank Clayton). (Записи самых ранних ее импровизаций можно услы­шать на Songs, Dances, and Prayers — "Песни, танцы и молитвы" — Левина).

Поскольку клубная джазо­вая сцена приходила в упа­док с расцветом интереса к рок-н-роллу, лофты стали важными сце­нами для музыкантов. В 1967 году Клэйтон и ее муж Франк организовали Jazz at the Loft в их доме на Lispenard Street. Это был один из первых в се­рии лофт-концертов. Среди выступавших там музыкан­тов были Sam Rivers, Cecil МсВее, JoAnne Brackeen, Dave Liebman, Pete Yellin, Hal Galper, Jeanne Lee, Bob Moses, Jiunie Booth, John Gilmore и Jane Getz. Клэйтон также ста­ла зарабатывать репутацию авангардной певицы, разви­вая свой собственный бес­словесный словарь.

В 1971 Клэйтон начала проводить собственные се­минары по вокальной им­провизации и исследовани­ям вокала, а также семинары по звуку и ритмике совмест­но с Мишель Берн (Michelle Berne) и Джин Ли (Jeanne Lee). Она выступала с Мьюэлом Ричардом Эбрэмсом (Muhal Richard Abrams) в Joseph Рарр Public Theater, за­писала проект под названи­ем Spihumonesty (Black Saint, 1979) с группами Interface Джона Фишера (John Fischer) и Unity Байрона Морриса (Byron Morris). По­скольку независимая артист­ка уже имела опыт проведе­ния собственных шоу, Клэй­тон выступила в качестве ху­дожественного руководите­ля самого первого фестиваля Women in Jazz Festival, орга­низованного Коби Нэритой (Cobi Narita) в 1979 году. Она же была консультантом од­ноименного телефильма Women in jazz для канала ABC Cable, отбирая отснятый ма­териал для сериала. В 1980 году состоялся выпуск ее первого сольного альбома All Out ("'Все До Конца"), за­писанный с участием таких музыкантов, как Jane Ira Bloom, Harvie Swartz, Larry Karush и Frank Clayton.

Когда ее карьера в джазе достигла расцвета, Клэйтон появилась одновременно и на сцене новой музыки. В 1971 году приверженец ми­нимализма композитор Стив Рейч (Steve Reich) искал джазового певца, умеющего хорошо читать музыку. Клэй­тон, чей лофт был удачно расположен за углом недале­ко от квартиры Рейча, в са­мый раз подходила для его программы. Она появилась на записях нескольких его оригинальных работ, вклю­чая Drumming, Music for Eighteen Musicians и Tehillim. (Многие из этих записей бы­ли недавно переизданы на Nonesuch). Клэйтон совер­шала туры со Steve Reich and Musicians в течение более де­сяти лет и до сих пор иногда выступает на одной сцене с этим коллективом.

Многосторонность талан­та Клэйтон повлияла также и на то, что она записала часть первых циклов вокальной музыки композитора Джона Кэджа (John Cage). Даже при том, что Кэдж в то время не особенно интересовался за­писями своих работ, он слы­шал, как Клэйтон исполнила She's Asleep. Эта запись была сделана под руководством продюсера Хейнера Стэддера (Heiner Stadler).

В 1982 году Клэйтон уеха­ла вместе с семьей из Нью-Йорка ради профессорской деятельности в Cornish College в Сиэтле, где она от­крыла учебную вокальную джазовую программу. Не­смотря на большое удаление от джазовой столицы вос­точного побережья, Клэйтон нашла новых партнеров сре­ди своих коллег по факульте­ту. Она организовала Quar­tette с тромбонистом Джулиа­ном Пристером (Julian Priester), басистом Гэри Пи­коком (Gary Peacock) и бара­банщиком Джерри Гранелли (Jerry Granelli). Журналист Пол де Барростак написал об этой группе: "Они возносят мгновенную импровизацию группы до уровня, к которо­му всегда стремились — зре­лого, звучного, диалогового и управляемого понимани­ем формы, которая является одновременно и логичной, и интуитивной".

Обучая вокалистов, высту­пающих в акапельных груп­пах, в течение многих лет своей преподавательской деятельности, Клэйтон так­же сама организовала ан­самбль мастеров вокальных импровизаций. В 1982 году она была приглашена на во­кальный джазовый форум в Германии, организованный знаменитым европейским продюсером Йоахимом-Эрнсгом Берендтом (Joachim-Ernst Berendt), проде­монстрировать то, что могут сделать импровизирующие голоса. В результате этой встречи родился междуна­родный акапельный ан­самбль Vocal Summit. В раз­ное время его членами были Urszula Dudiziak, Michele Hendricks, Jeanne Lee, Bobby McFerrin, Lauren Newton, Norma Winston и Bob Stoloff. Несмотря на то, что группа эта уже расформирована, Клэйтон видит потенциал для возрождения сотрудни­чества с Dudziak, Hendricks и Winstone, принимавшими участие в записи ее альбома Conference of the Birds.

В течение своей карьеры Джэй Клэйтон выступала и за­писывалась повсюду в Соеди­ненных Штатах, Канаде и Ев­ропе. Начиная с 1990-х, она выпустила несколько альбо­мов, включая Live at Jazz Alley (ITM 1995), Beautiful Love (Sunnyside 1995), запись дуэта с известным пианистом Фре­дом Эршом (Fred Hersch), Circle Dancing (Sunnyside 1997) и Brooklyn 2000 (Sunnyside 2001), An American Garden (Solo Winds 2002), Beautiful Love (Sunnyside 2002). Она выступала на та­ких престижных площадках, как Lincoln Center, The Kennedy Center, Town Hall, Jazz Alley, The Kitchen, Sweet Rhythm, The Tin Palace, The Metropolitan Museum of Art и на главных европейских джа­зовых фестивалях, включая North Sea, Montmartre и Donaueschingen.

Являясь отличным препо­давателем, Клэйтон создает такую атмосферу в аудито­рии, которая позволяет сту­дентам испытывать музы­кальную свободу, и дает им возможность создавать свои собственные звуковые сло­вари. В дополнение к ее ра­боте в Cornish College, Клэй­тон в течение нескольких се­местров преподавала в New ’fork's City College, Universitat fur Musik в Граце, Австрия, и Bud Shank Jazz Workshop. Она организовала вокаль­ную программу для Banff Center, где преподает совме­стно со своей коллегой вока­листкой Шейлой Джордан (Sheila Jordan); Джордан, ко­торую она встретила на нью- йоркской сцене в 1970-х, Джэй считает своим давним наставником. Кроме этого они вдвоем нашли возмож­ность вместе преподавать в Vermont Jazz Workshop, Jazz in July (в Университете штата Массачусетс в Амхерсте) и на их собственном вокальном реабилитационном курсе в Willow Lane Farm в Berne, NY. Клэйтон проводит свои мас­тер-классы в Manhattan School of Music, Peabody Conservatory, а также в Кёль­не, Берлине, Мюнхене, Ми­лане. В 2001 году Advance Music издало ее книгу Sing Your Story: A Practial Guide for Learning and Teaching the Art of Jazz Singing.

JIapa ПЕЛЛИГРЕНЕЛЛИ
Jazz-Квадрат, №1/2006


стиль
джаз
страна
США
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела вокалисты

  • стиль: джаз, джаз
Королева джаза и блюза. Всегда стоявшая особняком, независимая, но, тем не менее, любимая и слушателями, и критиками. Из дешевых песенок она творила шедевры своим интимным и неповторимым голосом. Ей не пытался подражать никто из джазовых вокалисток ...
  • стиль: блюз, блюз
— Блюз — мои корни, — говорит Коко Тейлор. И эта фраза совсем не дежурная блюзовая банальность, а чистая и теперь уже редкая правда. Время беспощадно уносит тех, чьи корни питались в блюзовой земле американского Юга блюзовых времен 30-х и 40-х. Коко ...
  • стиль: джаз, джаз
В феврале в некоторых городах России выступит американская джазовая и блюзовая певица Отелла Даллас. Сегодня мы представляем вам небольшой очерк о жизни и творчестве этой легенды "черной" музыки XXвека — ей довелось выступать с теми, о ком сейчас ...
  • стиль: блюз, блюз
"Когда я услыхал его, я сказал: вот это по мне. Это то, в чем душа человеческая никогда не умирает… Он, бывало, сиживал у меня, вытянув свои ножищи, так что не пройти, наигрывая что-то на губной гармошке, и скажу я вам: лучшее шоу, которое можно ...
  • стиль: блюз, блюз
Давным-давно, когда я еще был старшеклассником, а потом первокурсником, рок-музыка переживала свои золотые дни. Тогда она была действительно креативной - постоянно появлялись новые имена, новые музыкальные направления, свежие идеи. И хотя информация ...
  • стиль: блюз, блюз
При жизни все как-то стеснялись признать, что личность Чеслава Немена, безусловно, является ключевой не только для истории польской популярной музыки, но и во всеобщей истории популярных жанров музыки той части Европы, которую ранее называли ...
  • стиль: блюз, блюз
"На свете бесчисленное множество музыкантов, которые любят себя показать. Во всем блеске пластики, телодвижений, очаровательных улыбок. Понять их можно. В шоу-бизнесе продается все – от голоса до сверхмодной одежды или отсутствия ее. Но вот что ...
  • стиль: джаз, джаз
Остался в прошлом двадцатый век. Негритянский народ Америки обогатил его многими художественными удачами. И добился свободы: расизм остался в прошлом. В оба этих несомненных достояния нашего столетия внесла весомый вклад Лена Хорн . Она родилась в ...
  • стиль: джаз, джаз
Так назывался великолепный долгоиграющий альбом с "вечнозелеными" балладами, который выдающийся негритянский певец Нэт "Кинг" Коул записал летом 1958 года в голливудской студии фирмы "Capitol". Этот стройный симпатичный негр всегда был любимым ...
  • стиль: блюз, блюз
Поскольку блюз - личная музыка, рассказ о нем имеет смысл только в лицах. Из лиц современного блюза Пол Блэк, американский певец-гитарист, - один из наиболее оригинальных исполнителей 90-х в технике "слайд", которую он сам характеризует как ...
  • стиль: блюз, блюз
Историю блюза можно расчертить как генеалогическое древо. Люди, составляющие его ветви, частенько бывали и кровными родственниками. Но на деле родство их кроется глубже: на генетическом уровне, в их крови, в ДНК, в неопределенном наукой качестве ...
  • стиль: этно, этно
Вот и настал момент, долгожданный для всех любителей этнической музыки: Хадья Нин возвращается к нам, и возвращается с новым, блестящим альбомом "YA..."... Что же особенного в этой темнокожей женщине, приехавшей покорять Европу из далеких ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com