nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Khadja Nin - волшебный цветок Африки

стиль:

Khadja Nin - волшебный цветок Африки
Вот и настал момент, долгожданный для всех любителей этнической музыки: Хадья Нин возвращается к нам, и возвращается с новым, блестящим альбомом "YA..."...

Что же особенного в этой темнокожей женщине, приехавшей покорять Европу из далеких африканских лесов? Может, ее какой–то бездонный, колдовской голос в котором свет и тень, радость и неизбывная грусть, женственность и могучая сила. За ним чувствуется человек, который прошел через жесточайшие испытания, но не только выстоял, а вырос и расцвел. История жизни Хадьи Нин полна драматизма и невероятных приключений, о ней можно написать целый роман. Мы же довольствуемся скупым рассказом об этой удивительной женщине.

Родилась Хадья в маленьком африканском государстве Бурунди, что зажато между двумя гигантами — Заиром и Танзанией. У нее семь братьев и сестер. С детства Хадья очень любила петь, но музыка была для нее скорее развлечением, она не думала связывать свою жизнь с ней. После того как ей исполнилось 16 лет, Хадья отправилась продолжать свою учебу в соседний Заир, где через год вышла замуж.

Вскоре они с мужем поселились в лесу, где жили и владели сетью маленьких домиков, в которых останавливались на ночлег приехавшие в поисках приключений туристы. Казалась, наступила идиллия, все было хорошо, у Хадьи родился сын и девушка перестала думать о музыке вовсе.

Так продолжалось недолго, в 1980 году они отправились в Европу и в жизни Хадьи наступил поистине черный период. Сначала умерли ее близкие родственники, а затем, внезапно, и муж. И девушка осталась в чужой Европе, где никого не знала, с маленьким ребенком на руках, практически без средств к существованию. Она работала на самых черных, низкооплачиваемых местах просто для того, чтобы как–то выжить.

Но в 1985 году все опять внезапно изменилось. Хадья встретила талантливого музыканта Николаса Физмана (Nicolas Fiszman), и эта встреча стала новым поворотным пунктом в ее судьбе. Музыка вновь вошла в ее жизнь, а Николас стал для нее не только возлюбленным, но и партнером, аранжировщиком и продюсером. Они стали работать вместе, и потихонечку жизнь стала налаживаться.

В 1991 году музыканты подписали выгодный контракт с BMG и выпустили дебютный альбом Хадьи, который представлял собой необычную смесь африканских и европейских мелодий. Причем, надо сказать, что тогда этническая музыка не пользовалась такой популярностью, как сейчас, и в том, что сейчас эта музыка так известна и постоянно "гостит" на верхних строчках хит–парадов, большая заслуга двух подвижников — Хадьи и Николаса. Дебютный диск был признан критиками, имел даже кое–какой финансовый успех, и это придало музыкантам уверенности в своих силах. Причем они были не только партнерами и возлюбленными, каждый стал как бы частью другого. "Николас — это Нин для Хадьи Нин" — так говорила об их совместном творчестве Хадья.

Затем последовали новые записи. С выходом второго альбома "Ya Pili" Хадья начала активно гастролировать. Это был для нее хороший способ, представить свои песни широкой аудитории и приобрести еще большую уверенность в своих силах.

Настоящая же известность пришла к Хадье после выхода ее третьего диска "Sambolera". Интересно, что клип, записанный на одну из песен альбома, называвшаяся также как и сам диск "Sambolera", взялся раскручивать ведущий французский телеканал TF1, решивший сделать своей визитной карточкой нетрадиционную этническую музыку. Этот выбор был рисковым, но он оправдал себя. Летом 1996 года песня Хадьи появлялась в эфире телеканала несколько раз в день. И альбом "Sambolera" стал так популярен в Европе, что его тираж перевалил за 420000 экземпляров, а исполнительница стала знаменитой по всему Старому Свету. Но популярность ничего не меняла, песни Хадьи были все также искренни, а исполнение завораживающим и необычным.

И вот новый, поистине гигантский шаг в творчестве исполнительницы: в конце осени 1998 года вышел новый, четвертый по счету альбом "YA...", где продюсером и аранжировщиком выступил опять мультиинструменталист Николас Физман. На сей раз для записи альбома музыканты уединились в небольшом домике в живописном местечке близ Южного Лондона, где развернули небольшую мобильную студию. Там они могли полностью посвятить себя творчеству и пригласить поучаствовать в записи своих друзей, таких, как например, интересную исполнительницу Маврини (Muvrini) с Корсики, на одном из африканских языков спевшую вместе с Хадьей знаменитую композицию "Sailing". Сам же альбом получился очень эмоциональным и каким–то особенно обнаженным. В нем отразился весь нелегкий жизненный опыт Хадьи и осталась большая часть ее души.

Для нее самой новый альбом стал еще одним поворотным пунктом, который лучше всего характеризуют слова самой Хадьи Нин: "YA..." отражает большие изменения, произошедшие в моей жизни. Первые двадцать лет были прекрасны, они навсегда останутся в моей памяти. Пришедшие им на смену двадцать лет были очень жестоки, я теряла близких людей, тяжелые времена и одиночество с маленьким сыном на руках, которого надо было вырастить, преследовали меня. Я надеюсь, что следующие двадцать лет будут годами моего нового рождения, дадут мне новую свободу. С этой записью я как бы сбросила свою старую кожу и одела новую. Я отношусь к своему прошлому с уважением, но уже без всякого сомнения я освободилась от своих траурных одежд".

И в этих высказываниях нет печали и жалоб, а есть лишь взгляд на жизнь такую, какая она есть. Хадью Нин отличает удивительная скромность. Она сдержанно относится к своему творчеству, считая, что музыка пришла к ней уже в зрелом возрасте, скорее случайно, как подарок Бога, дарованный ей после тяжелых испытаний. И теперь она может полностью посвятить себя творчеству.

Если где–то по радио или еще где вы услышите вдруг необычно глубокий, завораживающий женский голос, поющий на непонятном африканском наречии знаменитую песню Стинга "Damu Ya Salam" (в оригинале "Russians"), знайте, что это Хадья Нин. В ее творчестве есть что–то от задумчивой мелодичности и меланхолии Стинга, но при этом Хадью Нин не спутаешь ни с чем. Она уникальна и всегда неожиданна.

Вот так из голой, иссушенной земли вырос прекрасный цветок, имя которому Хадья Нин, без коей современная мировая этническая музыка просто немыслима!

Сергей КОЗЛОВСКИЙ

1998


авторы
Сергей КОЗЛОВСКИЙ
музыкальный стиль
африканская музыка
страна
Бурунди
Расскажи друзьям:

Еще из раздела вокалисты
Lowell Fulson - каждый день с ним был блюз Shemekia Copeland - яблочко от яблони.. Frank Sinatra (1915-1998) Bobby McFerrin - голос - это Свобода
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com