nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Diana Crall - Баллада - ее душа

стиль:

Diana Crall - Баллада - ее душа
"Я никогда не отзывалась плохо ни об одном музыкальном стиле, потому что я сама слушаю их все. Большинство артистов серьезно относятся к своей музыке, какой бы она ни была, и я поступаю так же. Если вы выступаете в шумных барах, это не значит, что вы несерьезный музыкант".
Дайана Кролл

Оказывается, джазовые альбо­мы могут сейчас расходиться миллионными тиражами. При этом будучи действительно джа­зовыми, "без дураков". Дайану Кролл не причислишь ни к слег­ка приджазованной попсе, ни к smooth-джазу, ни к новомодному эйсид — она просто продолжает добрую старую традицию. Но делает это в стиле, близком не только одним джазовым фанатам, но всем, кто любит красивый меланхоличный женский вокал.

Канада почему-то никогда не считалась у нас особо джазовой страной. Первое (и зачастую единственное) имя, которое приходит на ум при упоминании об этой стране, — конечно же, Оскар Питерсон. Его чтят на poдине как национальное культурное достояние. На самом деле известных джазовых имен, связанных с Канадой, хватает, но сейчас, вне всякого сомнения, номер один среди них—Дайана Кролл.

На ее счету уже есть и премия Грэмми, и многочисленные номинации, и золотые с платиновыми тиражи ее пластинок в США, Канаде и Европе. Руководство компании Verve, издающей ее альбомы, похоже, радостно потирает руки — мало того, что предыдущий диск Дайаны, When i Loofc In Your Eyes, быстро стал платиновым, так и последний альбом, Look Of Love, идет к аналогичному успеху еще быстрее. Кстати, Кролл—вообще единственная, чьи диски достигли "платинового" тиража на Verve. {Это данные по США, в Канаде ее альбомы продаются еще лучше, а теперь она завовевала и Европу.)

А начиналось все довольно обычно, если не стандартно для музыкальной карьеры девочки из семьи музыкантов. Тридцать с лишним лет назад в канадской провинции British Columbia, в городе Нанаимо, родилась девочка и с самых ранних лет ее окружала Музыка. В четыре года (!) она начала заниматься классическим фортепиано — типичный вундеркинд. Но уже в школе Дайана "заболела" джазом. Она увлеченно разучивала вещи Фэтса Уоллера, который был тогда ее фаворитом (ни за что не догадаться, слыша ее теперешний стиль), играла в школьном джаз-бэнде, пробовала петь.

Ее первое профессиональное выступление состоялось в родном городе, когда ей было всего: пятнадцать. Целых три вечера она играла в местном ресторане под названием NHL (в Канаде от хоккея вообще трудно куда-ни­будь скрыться). Как сейчас шутит сама Дайана: "Я думаю, это было даже символично именно для канадского артиста впервые выступить в заведении, посвя­щенном хоккею".

Хоккей хоккеем, но молодой талант быстро бып замечен. И - отмечен: в 1981 году Кролл по­бедила на Ванкуверском джазо­вом фестивале-конкурсе и получила стипендию для учебы в колледже Беркли. Там она прозанималась полтора года и вернуласъ в родную Британскую Ко­лумбию.Выступала по различным ресторанам и клубам, в том числе и таким, где бывала задвинута со своим роялем в самый дальний угол. Хотя с одним клубом ей особенно повезло.Это был Urderground ’Railroad, владельцы которого опекали Дайану и заботились о ней как о родной дочери.

А потом ей опять повезло — впрочем, она везуча по жизни. В один из обычных вечеров ее ус­лышал Рэй Браун, случайно по­павший в Нанаимо и зашедший в ресторан. Рэй настолько впечатлился, что потратил несколько дней на уговоры и убедил-таки Дайану переехать в Лос-Анд­желес для продолжения учебы. Он также посодействовап в по­лучении ей гранта от канадского Совета по искусствам.

Занималась она у Джимми Роупза (Jimmy Rowles), переиграв­шего в свое время со многими знаменитостями от Бенни Гуд­мена до Эплы Фитцджеральд. Кстати, вплоть до того времени она была преимущественно чис­той пианисткой и пела в основ­ном не для публики, а для собст­венного удовольствия. Роулз ус­лышал ее пение и настоял на том, чтобы Дайана занималась еще и вокалом. Тогда-то (в сере­дине 80-х) и сложился ее джазо­вый образ, знакомый нам сейчас — слегка меланхоличный, заду­шевный и теппый. Никаких "ско­ростных" вокапьных упражне­ний, форсирования голоса — баллады, баллады и лишь ино­гда среднетемповые вещи.

И это оказалось именно тем, чего так хотелось подавляющему большинству простых люби­телей джаза. В манере Дайаны парадоксальным образом переплелись внешняя легкость пода­чи стандартов и глубокий, даже где-то умудренный смысловой оттенок. Слушатели удивля­лись: молодая женщина, почти девчонка, а поет традиционный репертуар с таким чувством и пониманием, как опытнейший мастер. А она, всегда считавшая себя прежде всего пианисткой, также с некоторым изумлением обнаружила, что вдруг стала модной певицей.

Правда, эта ее известность в конце 80-х начале 90-х была, что называется, из разряда "в узких кругах*. Выручил все тот же ее давнишний поклонник (но с мировым именем) Рэй Браун. Он поддерживал и вдохновлял молодую исполнительницу как мог, особенно после ее переезда в 1991 году в Нью-Йорк. Да, как ни крути, а Нью-Йорк был трамплином для большинства нынешних джазовых знаменитостей. Хорошо это или плохо, вопрос сложный, спорить можно часами и не прийти к единому мнению. Но факт остается фактом — джаз по-настоящему развивается только в больших мегаполисах с соответствующей культурной "прослойкой". То же самое и у нас - все, кто сделал реальную карьеру, стремится в Москву. Джазу противопоказана "варка в собственном соку", если музыкант не пребывает постоянно в большой джазовой тусовке, он не развивается. Исключения крайне редки.

Дайана работала над собой и над своими программами с редкостным упорством. Что касается музыки, она не шла ни на ка­кие компромиссы с совестью и скорее жертвовала деньгами или условиями. Вот что она сама сейчас говорит о том времени: "Я всегда считала, что артист прежде всего должен делать своих слушателей счастливее. Я никогда не отказывалась от выступлений, которые' могли мне помочь расти, как музыканту. Даже в тех случаях, когда владельцы заведений заставляли меня ужинать за свой счет в отдель­ном кафетерии и запрещали общаться с посетителями. Доходило до того, что они не давали мне выпить чашку кофе и торопили на сцену. Такое отношение к артисту часто коробило, но я стремилась к тому, чтобы сделать клуб "своим" местом и терпела. И еще я всегда старалась подобрать себе самую луч­шую команду".

Короче, в 1993 году она запи­сывает свой первый альбом Stepping Out на лейбле Justin Time Records вместе с Рэем Бра­ком, Джеффом Гамильтоном и Джоном Клейтоном. Компания более,чем достойная для дебюта мало кому известной за пределами Нью-Йорка вокалистки. Впрочем, главную роль в успехе сыграл все же ее талант, иначе никакой Рэй Браун не вытянул бы.

Дебют был замечен. И не кем- то, а одним из ведущих джазовых продюсеров Томми Ли Пумой, работавшим на известнейшее трио лейблов GRP / Impulse / Verve. Он недолго присматривался к Дайане и предложил ей сотрудничество. В 199& году на 'GRP вышел ее альбом Only trust Your Heart. И опять c великолепным составом: Рэй Браун, Крисчен Maкбрайд; Льюис Нэш и Стенли Таррентайн.

Чтобы закрепить успех, опытный Ли Пума сразу же подводит Кролл к созданию еще одного альбома, на этот раз тематического. Диск All For You, вышедший в 1996 году на Impulse, Дайана посвятила одному из своих кумиров—Нат Кинг Коулу. Она спела песни из его репертуара настолько удачно, что джазовая критика внезапно встрепенулась и обратила пристальное внимание на исполнительницу. Все отметили тот факт, что она единственная из музыкантов своего поколения действитель­но адекватно передала то носталыгичное очарование, которое производил в свое время на слушателей Коул, но сделала это не подражая ему, а вполне в своем стиле. Единственный четкий общий штрих — это составы. Nat King Cole Trio — фортелиано/вокал, гитара (Oscar Moore) и бас (Johnny Miller). Diana Krall Trio — те же фортепьяно /вокал, гитара (Russell Malone) и бас (Paul Keller).

Этот альбом продержался в верхней десятке биллбордовского классического джазового чарта целых 70 недель и принес Кролп первую номинацию на "Грэмми". Неудивительно,'что следующий ее проект, Love Scenes, выщедший в 1997 году уже на Verve, был сделан тоже в формате трио без ударных. Только басиста Пола Келлера заменил молодой и близкий ей по духу Крисчен МакБрайд. Масса всевозможных призов и тираж, переваливший за 500 тысяч только в США - результат говорил сам за себя.

Трио Дайаны Кролл становится желанным гостем на многих джазовых фестивалях, все постепенно привыкают к тому, что малые составы - конек вокалистки. Однако, 1999 год приносит новый поворот в ее стиле, и, как всегда, удачный. Альбом When I Look In Your Eyes записан с симфоджазовым сопровождением. Правда, не целиком - в половине вещей к комбо присоединяется симфонический оркестр. В этом видна рука умудренного опытом Томми Ли Пумы - нечто вроде пробы пера: если не очень пойдет, неудача не должна быть полной.

Неудачи не было. Наоборот: альбом стал платиновым и при­нес Дайане долгожданную "Грэмми". Все правильно. Ее го­лос идеально ложится на струн­ный аккомпанемент, а аранжи­ровки ненавязчивы и вполне джазовы. Эдакая золотая сере­дина между популярной класси­ческой эстрадой и собственно джазовым мэйнстримом. Глав­ное достоинство песен в испол­нении Дайаны Кролл — безу­пречный вкус. Она отсекает все лишнее — всяческие "красивос­ти", музыкальные украшения, которые так любят использовать многие популярные исполнители. В ее версиях стандартов ос­тается только то,без чего нельзя обойтись. В итоге то, что она по­ет, доступно всем, но при этом не опускается на уровень попсы. Очень редкое явление. Вот и последний ее альбом 2001 года The Look Of Love явился очень предсказуемым по стилю, но от этого стал не менее популярным, Теперь уже все аранжировки сделаны с участием Лондонского симфонического оркестра (плюс, разумеется, бессменные Рассел Мэлоун, Крисчен Макбрайд и еще несколько музыкантов). Но как здорово записано! Оркестр присутствует только фоном, где-то сзади, но при этом всегда отчетливо слышен, А аккомпанирующее Дайане комбо выставлено на первый ппан наравне с ее голосом и фортепиано—эти три звуковые пласта существуют как бы отдельно друг от друга, не смешиваясь, но существуя в почти идеальной гармонии друг с другом. Браво продюсеру Ли Пуме, а также, звукоинженеру, Элу Шмидту.

А еще Дайана сейчас делает то, о чем мечтала раньше - много путешествует. Выступает перед публикой всех пяти конти­нентов. В прошлом году она да­же дала несколько совместных концертов с вокалистом, кото­рого считает одним из самых-самых в джазе — Тони Беннетом. Ее слова — это слова человека, которому пока все удается; "Я пою и играю только потому, что мне это нравится. Джаз — музы­ка моего сердца, она позволяет мне выразить себя целиком. Когда я только начинала, я не думала о славе и карьере. Но я счастлива, что любимая музыка дает мне столько новых возмож­ностей, и я благодарна всем мо­им великим учителям — Рэю Брауну, Джимми Роулзу и Роз­мари Клуни. Я очень любозна­тельна и люблю то, что делаю, —думаю, это и есть ключ к успе­ху".

Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №5/2001



авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Канада
Расскажи друзьям:

Еще из раздела вокалисты
Billy Eckstine - Here comes the blues Angelique Kidjo - La Diabolique из Африки Bessie Smith - Жизнь и смерть императрицы блюза Frank Sinatra - мерзавец продолжал петь
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com