nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

III Международный ереванский джаз-фестиваль

стиль:

III Международный ереванский джаз-фестиваль
Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания ар­мянские любители джаза не слышали целых 5 лет. По­следний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом был пе­риод обманутых ожиданий и несбывшихся надежд. И вот. вдруг и, наконец, — есть фес­тиваль!

На сей раз организаторы фестиваля — Джаз-клуб "Малхас" и компания "Паризян Сурч" решили ограни­читься двумя концертными днями — "армянским" и гос­тевым. Правильное, в общем-то, решение, так как в случае смешанных концерт­ных мероприятий публика обычно ждет — не дождется, когда же "наши ребята" отыг­рают и уступят место гостям. И дело тут не в качестве ис­полнения, а в обычном чело­веческом любопытстве и вечном стремлении к новиз­не. А растягивать фестиваль на три дня, с двумя армян­скими" — нецелесообразно.

Итак, день первый. Сразу надо отметить, что ввиду то­го, что составов набралось с десяток, а то и больше, орга­низаторы предоставили каждому коллективу минут по двадцать. В результате кто-то играл одну длинную композицию, кто-то три ко­роткие, постоянно чувство­валась некая нервозность ("Гитара не строит? — ниче­го, по ходу настроишь, давай, публика ждет"), спешка и яв­ная неудовлетворенность — у музыкантов творческая (не смогли показать все, на что они способны), у зрителей — потребительская (пусть еще поиграют). Кроме того, как обычно бывает в таких слу­чаях, достаточно длинные паузы между сменами соста­вов приходилось заполнять вечному ведущему всех джа­зовых мероприятий — ком­позитору, пианисту и одно­му из руководителей оркест­ра радио и телевидения Мар­тыну Вартазаряну. Надо за­метить, что это у него не все­гда получалось хорошо, и к концу концерта (а длился он около 4 часов) зрители уже с трудом воспринимали его вымученные шуточки.

Программа оказалась об­зорной. Выступили практи­чески все имеющиеся на се­годняшний день и достойные внимания коллективы. Начать хочется с того, что высту­пили сразу четыре биг-бэнда. Сам факт того, что на такой маленькой территории су­ществует сразу 4 бэнда, уже достоин внимания. А если учесть, что два из них — вели­колепные, картина будет пря­мо-таки радужной. Первый и самый сильный — Государст­венный джаз-оркестр Арме­нии п/у композитора Армена Мартиросяна — играет как джазовую классику, так и мо­дерн-джаз — композиции Чарлза Мингуса (Charles Mingus), Боба Берга (Bob Berg), Дэйва Холланда (Dave Holland), и, конечно, произ­ведения своего руководителя в этно-джазовом стиле. Силь­ная и серьезная программа. Второй состав — джаз-ор­кестр радио и телевидения п/у Ерванда Ерзнкяна. Это классический свинговый танцевальный оркестр в сти­ле 30-40-х (Chattanooga Choo Choo, Caravan, Basin Street Blues и все такое прочее.). Тре­тьим был "Оркестр 70-х", со­ставленный из музыкантов, игравших в оркестре Кон­стантина Орбеляна и в дру­гих различных джазовых комбо периода расцвета со­циализма и становления джа­за в Армении. Те самые люди, которые страдали за свою любовь к джазу, те самые, ко­торых исключали из комсо­мола за длинные волосы и джинсы, те самые, кто рос, слушая передачи Уиллиса Конновера (Willis Connover) по "Голосу Америки". Соот­ветственно, репертуар этого коллектива составляют ком­позиции, популярные в те времена — Chameleon, Feelings, Black Magic Woman.... И, наконец, последний, са­мый молодой бэнд из столи­цы Нагорно-Карабахской Ре­спублики Степанакерта — "Арцах-бэнд". Существую­щий всего лишь год, коллек­тив этот, не мудрствуя лукаво, пошел по линии наименьше­го сопротивления, подгото­вив программу из простых, доходчивых и ударных ком­позиций, которые "прозву­чат" почти в любом исполне­нии — Sweet Georgia Brown, Night in Tunisia и т.д. Конечно, коллективу еще работать и работать, но если музыканты не будут лениться, из них выйдет толк Кроме четырех бэндов, по одной-две композиции сыг­рали этно-джазовый квин­тет Time Report, как всегда отыгравший интеллигентно, с каким-то лоском, не­много бесшабашный и без­башенный джаз-рок септет ’Катунер", чопорный свинговый квинтет "Чико и дру­зья", трио модерн-джаза ли­ванского пианиста Артура Сатяна, абсолютно класси­ческий и немного старомод­ный квартет московского саксофониста Александра Закаряна и дудукист из Франции Левон Минасян, игравший народную армян­скую песню под аккомпане­мент смешанного джаз-рок коллектива. Одним словом, некий отчет звезд армянско­го джаза перед своими слу­шателями. Если быть объек­тивным, то надо отметить, что получилось слегка па­фосно и скучновато. Какая-то обязаловка, хотя, никаких претензий ни к кому конкретно быть не может. Про­сто раньше это называлось "партийный концерт".

Зато следующий день был прямой противоположнос­тью. Играл американский ансамбль с длинным и слегка запутанным названии — Earth, Wind & Fire Experience featuring A1 MacKay All Stars Band. В начале это вызвало массу недоразумений -теле­визионщики, например, не удосужившись уточнить, да­ли информацию, что в Ере­ван едет Earth, Wind & Fire, одна центральная газета на­писала о том же... И лишь по­сте вмешательства "третьих сил" в вопросе наступила яс­ность. Было разъяснено, что гитарист и основатель груп­пы А1 MacKay All Stars Band сам мистер Эл Макей был од ним из основателей и "мото­ров" группы Earth, Wind & Fire с 1971 по 1983. А затем, помыкавшись, в 1990 году создал свой собственный коллектив, некий двойник Earth, Wind & Fire, и назвал свою программу именно тем длинным и сложным назва­нием, введшим в заблужде­ние в первый момент армян­скую общественность. Но это все никак не отразилось на самом концерте и том грандиозном шоу, которое устроили музыканты.

На моей памяти в Ереване было два выступления по­добного уровня: в 1978 году концерт Б.Б. Кинга и нынеш­нее. Довольно-таки много­численная группа (4 духови­ка, два клавишника, два бара­банщика, два гитариста, три чистых вокалиста) была со­здана по образу и подобию своего оригинала. И компо­зиции она играла те же — Fantasy, Let's Groove, September, Sing a Song и все такое прочее. Пели прекрас­но (буквально "убил" ереван­скую публику первый тенор Tim Owens), играли еще луч­ше, и, так как ереванцы не слышали живьем настоящий Earth, Wind & Fire, то некий бутлег и клон вполне подо­шел. Народ оттягивался по полной программе — весь концерт простоял на ногах, хлопая, подпевая, подыгры­вая артистам. Девчонки лез­ли на сцепу танцевать с тем­нокожими певцами, (и, ко­нечно, пытались продемон­стрировать все, чему их на­учило MTV — вилять бедра­ми, делать "обтирание", а главное — демонстрировать бесконтактный секс (куда же сегодня без него!). Обычно чопорная и снисходительно взирающая на старания му­зыкантов и их призывы при­нять участие в затеянной иг­ре ереванская публика до­вольно живо отозвалась на клич музыкантов и подыгра­ла им на все сто.

Сумасшествие, которого никогда не видел Большой концертный зал Армфилармонии имени Арама Хачтуря- на, продолжалось около двух часов. Люди пели, танцевали, обнимались, целовались (!!!) и всячески демонстрировали свою сопричастность к музы­кальному действу.

После концерта все с виз­гом вывалили на улицу и дол­го не могли успокоиться. По­том начались обсуждения увиденного и услышанного. Хотя, все в один голос заявля­ли, что "конечно, это не ЕW&F, но кайф получен доста­точный". Но организаторы могут быть спокойны: суще­ствовавшие до концерта опасения, что "царь не на­стоящий", не оправдались. Может, музыканты и не голу­бых кровей, но энергия и ка­чество у них явно царские.

Армен МАНУКЯН

Jazz-Квадрат, №5/2006

-







авторы
Армен МАНУКЯН
страна
Армения
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2005 - 2007 года
Фестиваль Джаз-Транзит, Екатеринбург, апрель 2007г. - часть 2 Фестиваль Джаз-Транзит, Екатеринбург, апрель 2007г. - часть 1 II фестиваль "Русский стиль. Усадьба. Джаз" Vilnius Jazz 2007
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com