nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

ЯR - Экспериментальный этно-джаз

стиль:

ЯR - Экспериментальный этно-джаз Группа ЯR дебютировала в 2002 году на фестивале "Свежае паветра". После удачной премьеры о ее участницах - Маше "Яр" Лагодич (во­кал) и Наталье Петрович (виолончель) - заговорили как о самобытном явлении на национальнай пост-фолковой сцене. От концерта к концерту, от фестиваля к фестивалю учасницы дуэта ЯН удивляли, ошеломляли своей экспрессией, неор­динарными музыкальными экспериментами, сплавом фолка, вокальной джазовой импровизации, авангард­ного музыкального мини­мализма...

Статус самого оригиналь­ного пост-фолк-коллектива участницы R подтвержда­ли на всевозможных между­народных фестивалях: FIMU (Франция), Singetreffen, Burg Waldek (Германия), Mikolajki folkowy (Польша). Когда же на белорусском лэйбле BMAgroup был из­дан дебютный альбом груп­пы R «Вясна красна», то ни у слушателей, ни у критиков не осталось сомнений в том, что дуэт - первый на Бела­руси представитель редкого стилистического направле­ния этно-джаз.

В рецензии на этот аль­бом авторы книги «222 аль­бомы беларускага року i ня толью...» В. Мартыненко и А. Мельгуй отмечали: «Ори­гинальность альбома в том, что, пожалуй, впервые на звуковых дорожках бело­русского фолк-модерн-диска представлен такой ред­кий музыкальный стиль, как этно-джаз. Музыка, записан­ная на альбоме «Вясна крас­на», скорее эксперимен­тальная. Звуковое полотно соткано с помощью вокала Маши Лагодич и мелодий в исполнении виолончелист­ки Натальи Петрович... Син­тез виолончели с вокалом вносит в звучание группы HR элемент эксперимен тальности».

Уже на протяжении пяти лет исполнительницы не изменяют избранному пути. Сегодня мы беседуем с Ма­шей Лагодич чтобы выяс­нить, что дает ей и Наталье силы для экспериментов в наше непростое время, как музыкантам видится буду­щее такой неординарной группы, как ЯR. Но сначала просим Машу рассказать, как возник ее интерес к пе­нию, к белорусскому фольк­лору.


Маша «Яр»: В таких слу­чаях говорят: начала петь с детства. Действительно, у меня музыкальная семья, в которой все очень любят музыку и пение. Мы вместе пели песни, которые были популярны в свое время. А моя прабабушка и бабушка любили белорусские фольк­лорные песни. Наверное, в них я и пошла со своей лю­бовью к народному пению.

Я закончила Брестский музыкальный колледж по классу «Теория музыки» и Белорусский государст­венный институт культуры по специальности «культу­ролог». Что касается моего увлечения фольклором, то это пришло как само собой разумеющееся. Случилось это где-то на втором курсе колледжа. Просто раз - и я начала пегь! Пришло пони­мание, что пение - это мое, и пением я буду занимать­ся долгие годы. Голос мне никто не «ставил». Думаю, когда есть вкус и желание петь, то можно достичь лю­бых результатов.

Анатолий Мельгуй: Маша, что вам, как во­калистке, дала работа в известной белорусской фолк-рок-группе UR’IA?

Участие в группе UR’IA - один из творческих эта­пов, когда происходило мое становление, как певи­цы. До UR’IA я пела в брест­ской фолк-группе «Кола». А когда приехала в Минск, то однажды увидела, как по коридору Института культу­ры, где я училась, шел лидер UR’IA Юрий Выдронак - он там работает. Я побежала за ним и сказала: «Добрый день, Юра! Я Маша, послу­шайте нашу кассету!». Он послушал и после пред­ложил петь в его группе. С тех пор я выступала с UR’IA выезжала с концертами за пределы Беларуси. Когда же у нас с Выдронком начались творческие разногласия, я пришла к твердому убеж­дению, что нужно делать что-то свое. После того, как из UR’IA ушла и виолонче­листка Наталья Петрович, мы объединились и создали группу ЯR.

Мы очень серьезно подо­шли ко всем организаци­онным нюансам: собирали деньги на издание демо-записи, рассылали демо-кассеты на фестивали... Так впервые нас пригласили на X международный фестиваль этнической музыки Mikolajki folkowy - 2002 в Польшу, где мы сразу стали обладателями Гран-при.

Группа ЯR целенаправ­ленно готовилась к этому творческому конкурсу. То­гда мы с Наташей решили: нам необходим только глав­ный приз! Если мы этого не сделаем, то ЯR скорее всего, существовать не будет. А ко­гда наша цель была достиг­нута, у нас появилась вера в то, что мы - сильный и перспективный творческий коллектив.

У вашей группы сразу появилась музыкальная концепция? Или вы мо­жете определить этапы ее развития?

Мне кажется, что cлово "концепция" к музыке груп­пы ЯR не очень подходит. Музыка - есть музыка! По­этому я всегда говорю: кон­цепция творчества группы ЯR пока не определена: у группы есть собственные композиции, этнические импровизации, вокализы, а теоретическое осмысление музыки, наверное, еще впе­реди...

Значит, говорить о каких- то этапах в нашей истории пока рано. Мы еще моло­дая группа. Правда. пять лет -тоже срок, хотя это не де­сять и не пятнадцать лет. ко­гда нужно подводить итоги, писать мемуары. Радостно, что у группы ЯК сразу все «пошло», и сейчас это дви­жение вперед продолжает­ся.

Не кажется ли вам не­сколько неконкретным термин «этно-джаз», ко­торым обозначают сти­листическое направле­ние группы ЯR?

Нет, название музыкаль­ного стиля «этно-джаз» - наиболее подходящее для музыки группы ЯR Вообще, «этно* и «джаз* - это два музыкальных направления, которые мне очень близки. Поэтому, когда наiшу музыку называют «этно-джаз*, мы с Наташей это только привет­ствуем.

Что же касается одной из особенности этно-джаза - импровизаций, то в пес­нях группы ЯR они запла­нированные. Например, мы всегда точно знаем: через несколько тактов в такой-то композиции вокалист или инструменталист должен импровизировать. Также у нас есть музыкальные заго­товки, каркас, на который накладывается импрови­зация. Большинство таких музыкальных моментов - вокальные. Хотя импро­визационности в нашей му­зыке могло быть и больше, если бы мы смогли добить­ся большей внутренней сво­боды. А это сложно, ведь ЯR - дуэт, и на сцене мы лишь вдвоем! Но мы будем рас­ширять инструментальный состав группы. Первый шаг уже сделан: у нас появились барабанщик Игорь Мос­каленко и перкуссионист Андрей Сапоненко. Есть желание добавить в состав группы еще одного инстру­менталиста, возможно, это будет саксофонист.

Песни какого бело­русского фольклорного цикла, с вашей точки зрения, наиболее подхо­дят группе ЯR?


Her таких песен, которые бы нравились больше всех остальных. Например, обря­довые или бытовые песни в каждой области отличается друг от друга. Лично мне им­понируют песни свадебного цикла из разных регионов Беларуси. Может нравиться и песня из района Браслав­ских озер, и, в то же время, полесская свадебная песня.
И если при прослушивании появляется чувство, когда песня, что называется, кла­дется «на уши», тогда она становится частью нашего репертуара.

Отражаются ли эти му­зыкальные пристрастия на вашем творчестве, как композитора?

Первые мои собствен­ные композиции были эт­ническими, но, в каком-то смысле, и этно-джазовыми. Стремление к написанию песен у меня появилось, ко­гда я вплотную начала зани­маться этнической музыкой. И сейчас у меня пишутся но­вые песни. У нас есть много композиций, которые груп­па ЯR еще не исполняла. Это мощные, классные песни, большинство из которых ждет своего времени для концертного исполнения. Надеюсь, оно не за горами.

Как происходят ваши репетиции, и до какой степени совершенства вы работаете над аран­жировкой каждой пес­ни?

Репетиции у нас теперь случаются довольно редко. Наталья живет в Могиле­ве, работает в музыкаль­ном лицее. Поэтому, как у большинства аналогичных групп, наши репетиции проходят непосредственно перед концертами. Напри­мер, мы узнаем, что через месяц у нас запланировано выступление на фестивале или гастрольный тур, тогда все оставшееся время перед концертами мы активно работаем. Бывает, что ка­ждый день собираемся на репетиции. Когда у нас есть свободное время, мы его посвящаем новым песням. А также совершенствуем аранжировки. Аранжиро­вать песню можно просто, а можно и усложнить ее, по­дойти к делу с фантазией. У нас с Наташей в этом вопро­се полное взаимопонима­ние - мы прислушиваемся к мнению друг друга. Часто это происходит на интуи­тивном уровне.

Что происходит с пес­нями группы ЯR на кон­цертах, понимают ли их ваши слушатели?

Известно, что во время «живого» выступления не­ожиданно могут выявиться недостатки той или иной пес­ни, а бываег, что именно на концерте все звучит идеаль­но, реально ощущаешь позитивный заряд исполненной композиции. Это зависит от того, как исполнитель чувст­вует себя на данный момент, как подготовлен к контакту с аудиторией. Естественно, многое зависит от публики, Особенно для нас, с нашей экспериментально-аван- гардной музыкой. И когда мы ощущаем, что нас слуша­ют сердцем, понимают, что мы несем слушателям наше видение фольклора и джаза, тогда и концерт получается, как говорят в Беларуси, фай- ным!

Сохранится ли на но­вом альбоме группы ЯR этно-джазовая, экспери­ментальная стихия?

Временами мне кажется, что диски издавать нет смысла - слишком много вкла­дывается работы над зву­ком, над собой, и слишком много необходимо средств, чтобы диск появился. Пока мы не можем похвастаться, что зарабатываем большие деньги своими концертами. Поэтому для группы ЯR вы­ход нового диска остается под вопросом. Когда же мы созреем для нового альбо­ма, то у нас есть, чем его на­полнить - уже есть запись, которую мы сделали во вре­мя концерта в одном из клу­бов Франкфурта-на-Майне. Сейчас наш звукорежиссер занимается ее мастерингом, много эксперименгируег со звуком. Вторую же полови­ну' альбома хотелось бы до­писать уже расширенным составом группы ЯR

Маша, вы недавно вер­нулись из Германии, где стали участницей круп­ного международного музыкального проекта. В чем его суть и его важ­ность для вас лично, для группы, для нашей куль­туры вообще?

Действительно, мне дове­лось стать участницей се­минара Liederbuchseminar, который проводится в рам­ках международного музы­кального проекта Rythmus global. Его цель - собрать музыкантов из различных стран континента, чтобы совместно создавать музы- куна стыке европейских му­зыкальных культур. Песни участников этого проекта публикуются в специально изданных сборниках, к ко­торым прилагаются аудио- CD с записями песен, пред­ставленных в проекте. Так, в теперешнее издание войдут белорусские фольклорные песни, которые мы записали с польской группой Ensi Репсе. Кроме этого, во вре­мя семинара мы наиграли общие композиции, в кото­рых можно будет ощутить влияние музыкальных и ме­лодических традиций раз­личных народов Европы.

Маша, многим бело­русским слушателям вы известны своей автор­ской программой «Каля Рока», которая постоян­но звучит на FM-радио­станции «АвтоРадио». Много ли вы уделяете внимания белорусским исполнителям джазовой музыки, джазу вообще?


На самом деле я большая поклонница джазовой му­зыки. Хотя, до работы на «АвтоРадио» плохо разби­ралась в джазовых стилях, не знала исполнителей, не ощущала прелести этой му­зыки. Работа на «АвтоРадио» дала понимание того, что моя любимая музыка - джаз в различных его трансфор­мациях. И когда я готовлю передачи, то с большой ра­достью предлагаю для эфира произведения белорусских джазовых музыкантов. Также с удовольствием приглашаю наших джазовых музыкан­тов на интервью в рамках передачи «Каля Рока». Я считаю, что джазовая школа в Беларуси очень хорошо развита, все время появлется много интересной музыки и классных исполнителей, которым под силу не толь­ко джазовые стандарты, но и исполнение своих собст­венных неповторных джа­зовых композиций.

Поэтму на волнах «Авто- Радио» частыми гостями бы­вает, например, джаз-группа Apple Tea. Также у нас высту­пали группа Павла Аракеля­на, замечательная джазовая вокалистка Евгения Летун, группа интуитивной музы­ки «Князь Мышкин». А не­давно замечательный бело­русский инструменталист и педагог Александр Сапега представил слушателям мо­лодых участников традици­онного фестиваля исполни­телей на ударной установке «Барабанный 6iT-2007»...

Анатолий МЕЛЬГУЙ

Jazz-Квадрат, №6/2007


авторы
Анатолий МЕЛЬГУЙ
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с ансамблями
Alvin Atkinson &The Sounds Merchants Мирайф Karpatt - Шансон is (из) Karpatt ArtaSax
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com