nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Центр имени Кима Назаретова приглашает

стиль:

Центр имени Кима Назаретова приглашает
15 сентября в Ростове-на-Дону стартовал IY между­народный джазовый фес­тиваль «Центр имени Кима Назаретова приглашает», который на этот раз про­длится до 29 мая 2008 года. На первый взгляд - бес­прецедентный джазовый марафон, а с другой сторо­ны - явление для города, справедливо считающегося «Южной джазовой столи­цей» России, вполне зако­номерное.

Немного истории


Международныйджазовый фестиваль «Центр им. К На­заретова приглашает» про­водится четвертый раз, и ка­ждый имеет свою специфику. У Первого фестиваля (2003) была двойная задача: собрать живущих в других городах друзей-джазмэнов, с кем по той или иной причине утра­чены прочные творческие контакты, и по возможности максимально представите ростовскую джазовую школу.

В фестивале, продлившимся четыре дня, приняло участие около ста музыкантов из Мо­сквы (трио Bril’s family народ­ного артиста России Игоря Бриля, квартет «Мы из джаза» народного артиста России Анатолия Кролла, квартет «Зеленая волна» заслуженно­го артиста России Алексан­дра Осейчука), Сочи (трио Сергея Кокорина, квартет за­служенного артиста Кубани Виктора Климашевского), Владикавказа (квартет «Ала­ния» заслуженной артистки РСО-Алания Елены Кабоевой), Одессы (молодежный биг-бэнд п/у Николая Голо­щапова).

Ростов был представлен 11 коллективами: муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова, биг-бэнд духового оркестра штаба СКВО п/у заслуженного ар­тиста России профессора Виктора Бударина, студен­ческий биг-бэнд РУН п/у Михаила Радинского, New- Centropezn джаз-квартет, трио Jazz-cosmosis, секстет Prestige Андрея Мордасова и пять детских составов.

Второй фестиваль (2005) - Salute big band - проходил на двух площадках: вечер­ние филармонические кон­церты сменялись ночными джэм-сешнами. Трехдневный фестиваль предоставил возможность послушать во­семь биг-бэндов, в том числе - три ростовских. Впервые солисткой муниципально­го джаз-оркестра Кима На­заретова была вокалистка Мэлба Джойс, долгое время работавшая в легендарном оркестре Каунта Бэйси. Любителям джаза довелось чуть ли не первыми позна­комиться с «Академик-бэндом» Российской Академии музыки им. Гнесиных п/у Народного артиста России Анатолия Кролла, в составе которого - кстати! - было немало ростовчан.

На Третий джазовый фес­тиваль (2006), проходивший в рамках празднования Дня Города, Центр имени К На­заретова пригласил джазмэнов из городов-побратимов Дортмунда (Германия) и Глазго (Соединенное Коро­левство Великобритании). На этот раз муниципальный биг-бэнд возглавили пять ди­рижеров: ростовчане Юрий Кинус и Андрей Мачнев, одессит Николай Голощапов, американец Деннис Роуланд (это уже вторая совмест­ная работа с вокалистом оркестра Каунта Бэйси) ’ и шотландец Том Банкрофт. А солистами были француз­ский трубач Жан-Лу Лоньон и немецкий вокалист Франк Шееле. Программа фестива­ля включила международные мастер-классы в PГK им. С.В. Рахманинова и трехдневный джаз-теплоход. Ростовчане и гости города смогли послушать как малые составы, так и джаз-оркест­ры. И все же главным дейст­вующим лицом фестиваля стал родившийся год назад интернациональный проект биг-бэнд «Ростов - Дор­тмунд», объединивший джазмэнов немецкой Академии Глена Бушманна и оркестра Кима Назаретова с приглашением музыкантов Королевства Нидерланды, США и Чешской Республики. Совместная почти десятидневная работа оказалась весьма результативной. Отыграв большую праздничную программу ко Дню Города и пару джем-сэшнов по клубам, сводный биг-бэнд поехал на фестиваль «Джазовая платформа" в Самару и затем в Волгоград, чтобы принять участие в Днях российско-немецкой культуры.Спустя пару месяцев интернациональный коллектив совершил гастрольный тур по пяти городам Германии, который завершился записью диска, через полгода вышедшего в Дюссельдорфе.

На этот раз...

Четвертый фестиваль объединит 17 концертов и 7 международных мастер- классов. Сентябрьские концерты, посвященные 30-летию ус­тановления породненных связей с Дортмундом, охватили чуть ли не весь город, Выступления на открытых площпдках сменялись филармоническими. А заключительный концерт прошел на центральной эстраде парка им. Горького.

В программе фестиваля немецкий диксиленд «Пилспиккер джаз-бэнд», Интернациональный биг-бэнд "Ростов - Дортмунд» п/у Андрея Мачнева - Уве Платта и трио Петера Беетса из Королевства Нидерланды. Открытие фестиваля состоялось на теплоходе. И было достаточно необычным. Четырехчасовой концерт начала ростовская команда Dixie Friends. Ее сменил «Пилспиккер джаз- а закончилось все джэм-сешном, в котором приняли участие практически все присутствующие джаззмэны.

Как известно, ранние образцы диксиленда поя­вились в Америке в конце XIX века. Считается, что в Советском Союзе первый ансамбль традиционного джаза зазвучал в 1958 году: его организовал москов­ский трубач Владислав Гра­чев. С тех пор эта необычай­но жизнерадостная музыка неизменно присутствует на отечественных джазовых фестивалях, прекрасно уживаясь рядом с множест­вом современных стилей и направлений.

По мнению Дж Коллие­ра, жизнестойкость дикси­ленда заключается в том, что он «остается единст­венной джазовой формой, в рамках которой решена проблема спонтанной им­провизации исполнителей. Именно диксиленд обошел ловушку, в которую попада­ли последующие джазовые стили: ординарная последо­вательность не связанных между собой соло, расчле­ненных столь же несвязны­ми рифами». Интересно и живописное высказывание английского музыковеда У. Меллерса: «Музыка яркая, же­сткая, упрямо бодрая, неис­правимо веселая. В ее меха­ническом облике есть даже нечто элегантное, заставляющее даже вспомнить негра-денди в кокетливо сдвинутом набок котелке». К этому стоит доба­вить: музыка с повышенной эмоциональностью и пре­обладанием эксцентрики. Познакомимся поближе с двумя командами из страны Дикси.

Dixie Friends - это шесть молодых людей, которые почти 15 лет всячески про­пагандируют старую доб­рую атмосферу Америки периода танцевального бума и повального увлече­ния рэгтаймом. Коллектив вырос из учебного, который организовал преподаватель фортепиано Александр Александрович Усенко - бу­дущий директор ростовско­го училища искусств.

Dixie Friends всегда вы­глядят эффектно. Вероятно, потому, что их объединяет не только желание играть вместе, но и определенная музыкальная идея. По соб­ственным словам, «Друзья Дикси» стремятся показать этот музыкальный стиль как серьезное, требующее боль­шого мастерства искусство, но вместе с тем стараются продемонстрировать яркое и жизнерадостное зрелище.

Музыканты активно ис­пользуют различные шоу-трюки: играют в масках, на мундштуках, ногой на ку­лисе тромбона, используют пандус вместо сурдины или канотье вместо барабанов... И всегда это выглядит легко, свободно и запланировано непредсказуемо.

«Пилспиккер джаз-бэнд» - команда менее экзальти­рованная, но очень эмоцио­нальная. В течение трех дней немецкие музыканты, стар­шему из которых уже за 70, без устали перемещались по Ростову с площадки на пло­щадку' поражая изобрета­тельностью в импровизаци­ях и неиссякаемой энергией.

Название «Пилспиккер» появилось более 35 лет назад и вышло оно, в буквальном смысле, из-за «пивного» сто­ла. По своему' происхожде­нию оно подобно названию «МАККинис Коттон Пиккерс» -очень популярного в 20-е годы джазового оркест­ра. «Коттон Пиккерс» - сбор­щики хлопка из дельты Мис­сисипи. А в городе пивоваров Дортмунде - центре «сбор­щиков пива» (с нем. «пиле»), хлопок не растет, но здесь «произрастает» превосход­ный «пиле». Поэтому днем рождения любительского коллектива (в повседневной жизни у каждого музыканта есть своя любимая профес­сия) можно считать день, когда ему было придумано название. Благодаря своему исполнительскому мастер­ству коллектив из Дортмун­да познакомился с большей частью стран Европы от Рос­сии до Ирландии, от Швеции до Испании. Но чаще всего, конечно, ансамбль выступа­ет у себя на родине, в земле Северный Рейн-Вестфалия, где он очень популярен.

А затем...


Следующие два дня фес­тиваль проходил в Большом зале ростовской обласгной филармонии. Первый день был отдан Интернацио­нальному биг-бэнду «Ростов - Дортмунд», в составе которого, помимо музыкантов из России и Германии, музыканты из США, Королевства Нидерланды, Индонезии (вокалистка Диан Пративи) и Чешской Республики. Как всегда порадовали выигрышный репертуар, немецко-нидерландская медь и блестя щие соло тенорисга Анджея Штверачека. Не меньшее удовольствие доставило и исполнение Диан Пративи (о ней уже писал JK): низкий баохатный голос с легкой характерной хрипотцой и хорошим чувством свинга.

Второй день был отдан впервые приехавшему в Россию голландскому трио Петера Беегса в составе: пианист Петер Беетс (Peter Beets), контрабасист Мариус Беетс (Marius Beets), испол­нитель на ударных Йоост ван Шайк (Joost van Schaik).

Йоост - самый молодой в команде, ему 32 года. Но он уже успел заявить о себе как самый перспективный музы­кант и талантливый педагог. Унаследовав от отца-трубача любовь к джазу, Йоост еще не сворачивал с этого пути. Не то, что Мариус Беетс, начавший свою карьеру в качестве рок- и поп-музыканта. Правда, в 20 лет он увлекся джазом и стал осваивать контрабас. Мариус не раз делил сцену с такими корифеями, как Тедди Эдвардс (Teddy Edwards), Джэймс Моод (James Moody), Бад Шэнк (Bud Shank), Джон ни Гриффин (Johnny Griffin), Херб Геллер (Herb Geller), Джордж Коулмэн (George Coleman). Параллельно Мариус играет в различных академических оркестрах и преподает в консерватории Роттердама. К тому же, он достаточно известен как аранжировщик и компози­тор.

Вообще сыновьям Беетс повезло. С детства они были погружены в музыкальную среду: мама преподавала классическую музыку, а кумирами отца (врача по специальности) были такие гиганты джаза, как Оскар Питерсон и Арт Блэйки. В начале 70-х семья Беетс, включающая трех будущих джазмэнов - гитариста и контрабасиста Мариуса (1966), тенор-саксофониста Александра (1968) и пиани­ста Петера (1971) - пере­ехала в Гроенло (Groenlo), где братья получили музы­кальное образование.

Петер занимается джазом около 20 лет. Ему не раз до­водилось играть с такими общепризнанными мировы­ми звездами, как Чик Кориа, Ди Ди Бриджиуагер, Джон­ни Гриффин, Джордж Коул­мэн, Кёртис Фуллер (Curtis Fuller), Джон Клэйтон (John Clayton)... Первый шумный успех пришел к нему в 2001 году вместе с выпуском диска New York Trio.

Сегодня Петер Беетс хо­рошо известен в джазовом мире. Он аккомпанировал Деборе Браун, Дии Даниеле и первой джаз-леди Голлан­дии Рите Рейз (Rita Reys), побывал с концертами в Германии. Швейцарш I, Фин­ляндии, Польше, в течение недели выступал как «спе­циальный гость» в Birdland - легендарном клубе Нью- Йорка. Его исполнение по­лучило высокую оценку та­ких мастеров современного джаза, как Рой Харгроув и Уинтон Марсалис.

Музыканты показали весь­ма интересную программу. В репертуаре оригиналь­ные авторские композиции и джазовая классика. Не обошлось и без знаменитой ми-минорной прелюдии Ф. Шопена. Конечно же, пора­зил Петер. Великолепный пианист с блестящей техни­кой, тонкой нюансировкой и бережным отношением к формированию звука.

Первое посещение России не обошлось без казуса: мало того, что музыканты остави­ли весь багаж в Москве, они еще умудрились потерять и бирки от него. Спасибо работникам ростовского багажного отделения. Благо­даря их оперативности и на­стойчивости к утру все былс доставлено. Так что на сцену джазмэны вышли в концертных костюмах. И даже барабанщик на протяжении всего выступления был застегнут на все пуговицы.
Ольга КОРЖОВА

Jazz-Квадрат, №6/2997


авторы
Ольга КОРЖОВА
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2005 - 2007 года
Джаз над Волгой. Девять дней одного года, или куда "труба зовет" Джаз над Волгой. Некоторые сюжеты фестиваля Первый Минский Международный Фестиваль «KlezmerШОК!» Грузинское чудо в Саулкрасты
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com