nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Юбилейный фестиваль в Сибири

стиль:

Юбилейный фестиваль в Сибири
В кузбасском Новокузнецке состоялся 3-дневный джазовый фестиваль. Самый амбициозный и, заслуженно носящий звание международного. Ежегодный фестиваль перешагнул 20-летний рубеж под аккомпанементы прославленных музыкантов, отметив свой юбилей.

Продюсер, музыкант и автор единственного джаз-фестиваля за Уралом Анатолий Берестов, традиционно порадовал ценителей элитарной музыки звездным составом приглашенных исполнителей. 1 и 2 июня 2005 года прошли встречи с именитыми джазменами США, Италии и России. Открытие фестиваля украсил наш соотечественник виртуоз контрабаса Виктор Двоскин вместе со своим новым трио: гитаристом Пол Пайпером и вокалисткой Анной Бутурлиной. Это, безусловно, творческая импровизация в плане состава. Будучи яркими представителями джазового сообщества, каждый из музыкантов контрастировал и, по-хорошему разно выдавал общую программу. Полуакустическая гитара Пола Пайпера чутко реагировала на глубинный диапазон исполнения. Без малейшего напряжения кисть Пола парила по грифу, не "забалтывая" ни единой ноты, а эмоциональная яркость исполнения джазовых композиций, контрастировала с внешней клэптоновской отрешенностью Пайпера.

Пол Пайпер, музыкант "от бога", начал творческую карьеру в 1986 году, изучая классическую гитару и специализируясь на джазе. Быстро вырвавшись на передовые позиции, он уже в 1995 г. становится лауреатом престижного джазового конкурса Мира имени Телониуса Монка (аналог конкурса Чайковского). Примечательно, что при всей сверхчеловеческой технике, Пайпер выбирает амплуа лирического музыканта. И тем монолитней звучал композиционный тандем с Бутурлиной, исполняющей лирическую пьесу на русском. И все же не сыгранность ощущалась в тандеме Пайперса и Двоскина, что впрочем не умоляло их личные заслуги.

Поглядывая с отеческой теплотой во время выступления на Пола, Виктор Двоскин, пожалуй, нет-нет, да и вспомнит их совместную встречу несколько лет назад. Они начали "сыгрываться" еще в США, где Двоскин занимается преподавательской деятельностью по классу контрабаса в университете штата Вирджиния. С красавицей Анной, Виктор познакомился еще позже, выступая на ''Джазовых вечерах с Даниилом Крамером''. Анна зажила активной джазовой деятельность будучи студенткой Российской академии музыки им. Гнесиных. Дебютировав на большой сцене фестиваля "Московская осень", молодая талантливая 19-летняя вокалистка становится солисткой легендарного биг-бэнда п/у Анатолия Кролла. Ее неоднократно приглашали в знаменитый оркестр Олега Лундстрема. В настоящее время Анна является солисткой биг-бэнда Игоря Бутмана. Забавно, в век высоких технологий Анна Бутурлина и Пол Пайпер, разделенные расстоянием и занятостью, смогли репетировать совместные выступления через интернет. Программа трио была составлена как из классики мирового джаза - ''Lullaby of birdland'', и композиций, Жилберто, Линца, Жобима так и собственных произведений. Экспериментальный подход Виктора Двоскина был оценен новокузнецкой публикой.

Продолжил премьерный день известный во всем мире джазовый трубач, композитор и вокалист Рекс Ричардсон приехавший в Россию впервые. Свое "русское турне" он открыл в Новокузнецке, чтобы затем выступить в Москве 4 и 5 июня. Ричардсон так же является профессором по классу труба в Университете Вирджиния (США).

Автор сольных пластинок и участник десятка джазовых альбомов, в Сибири продемонстрировал виртуозную работу с задержкой дыхания на несколько минут ради чистоты звука. В этот день юные музыканты из Осинников и Калтана, привезенныеСергеем Неверовым, смогли прикоснуться к прекрасному и получить незабываемый урок божественного звучания. В свои молодые годы Ричардсон дает сольные концерты и мастер-классы в синхайской консерватории в Китае, университете Мельбурна и Сиднейской консерватории (Австралия), Университете Тессалоник (Греция), Королевском музыкальном колледже (Англия).

В последние годы музыканта часто приглашают выступать именно в качестве джазового и классического вокалиста в лучшие джазовые ансамбли всего мира, такие как симфонические оркестры Гуанчжоу (Китай), Токио и Осаки (Япония), U.S. Navy Band and Orchestra (США, Вашингтон), All Stars Big Band (Австралия, Сидней). Неудивительно, что журнал Downbeat включил Рекса в девятку лучших трубачей мира. Вот под эти феноменальные аккомпанементы Ричардсона, ученица Анатолия Берестова Елена Жилина вышла с волнением сдавать свой "главный экзамен" в жизни. Шутка ли, вокалировать мастеру такого уровня. Тем отрадней, достойное исполнение белого вокала с неподражаемо - богатым по звучанию голосовым диапазоном сибирячки. Будем надеяться, что Анатолий Михайлович справедливо оценит экзамен и будет снисходителен к Е. Жилиной. Ведь это была ее "звездная" премьера.

"Пробы" Джеймса Оуэнса.

Первый день выступления так и завершился бы в рамках официальной ноты, если бы Берестов не был Берестовым. Появившись в конце вечера на сцене в своем амплуа творческого хулигана, неожиданно для всех предложил трио Двоскина и Рэксу Ричардсону сделать легкий сейшн. Каким-то непонятным образом в этот геликоновский вихрь автор проекта ненавязчиво втянул и анонсировал ветерана джаза Джеймса Оуэнса. Корифей времен расцвета джаз-культуры готовился ко второму дню, но вызов принял. Ричардсон с готовностью предоставил свои инструменты и темнокожий трубач извлек из них доселе выжидавшую бравурность технического и музыкального фейерверка. Многие тогда вспомнили озорную эпатажность вкупе с взрывной энергетикой Сергея Манукяна, а томливая сочность звучания трубы в руках Ричардсона тонко обрамляла композицию, придавая ей вкус и выдержку. Продолжил свое яркое шествие Оуэнс и на второй день. А зритель уже понял, что это еще и фестиваль невероятно смелых экспериментальных составов. Чтобы в джазе с прославленным музыкантом играли итальянцы, да как играли! Это, безусловно, требует более пристального взгляда на потомков Цезаря. Джеймс Оуэнс как всегда творил мощно и ярко. Его способность зажечь концерт феерией драйва в невероятном сочетании с атмосферой середины прошлого столетия, подтверждалась с каждым потоком калейдоскопа композиций.

Кашерный "Борщ"

В это же день продолжил шествие фестиваля Йото Зильберштейн с обновленным составом трио Аркадий Овруцкий бас-гитара, Ким Пленфильд (ударные) (Израиль - США - Россия). Йотом, израйльский музыкант, несущий джазовую культуру в тонком ближневосточном переплете. В его программу всегда вкраплены бразильские мотивы, бодро передаваемые ударными. Йотом исполнял вещи из своего последнего альбома "Arrival", а также представил свежую пьесу, созданную под впечатлением от испробованного на Украине борща с одноименным названием. Как подтверждение тому, что для джазового музыканта даже узор пироженного на фуршете может служить почвой для поиска новых идей, стала композиция "вода без газа" в авторстве Овруцкого. Все осеннее турне 2004 года они пили воду без газа - вот результат. Взрывная, веселая и слегка бесшабашная музыка в солировании баса. Подарил на суд зрителя Зильберштейн и мелодию, посвященную Эхуду Маноку, который своей музыкой, вдохновил молодой талант на творческие поиски.

Новый состав привлек внимание любителей джаза сразу. Аркадий Овруцкий еще во время учебы в Российской академии музыки им. Гнесиных в 1993 г. стал лауреатом 1-го Всероссийского конкурса молодых исполнителей джаза. В 2002 г. Овруцкий записывает альбом, полностью состоящий из композиций собственного сочинения в стиле "фьюжн" - New Age Project., который привлек талантливых музыкантов российской "новой волны". В июле 2004 г. он по приглашению приехал в Италию на творческий семинар. Именно там и произошла встреча российского джазмена с гитаристом из Израиля Йотамом Зилберштейном. Кстати в новокузнецком джем-сейшне, прошедшем в ночь со 2 на 3 июня, Зильберштейн и Ричардсон нашли "одну волну" и очень понравились друг другу. Кто знает, какой проект нас ждет в будущем.

Билли Кобэм, который "порвал" зал.

Есть у джазменов такой жаргонизм -"порвать" зал, значит заставить зрителя забыть обо всех церемониях и общепринятых нормах. "Порвать" зал, значит донести до слушателя всю гамму звуковых ощущений и взорвать душу эмоциональным зарядом. На такое способны не многие музыканты, даже из именитых. Как можно догадаться легенда джаза, композитор и музыкант, барабанщик Билли Кобэм из разряда "подрывников". Именно он и стал гвоздем фестиваля на 3-й день. Имя этого афроамериканского исполнителя зазвучала в мире в 70-х годах. Тогда, наряду с Майлзом Дэвисом он стоял у истоков открывшегося направления джаз-рок, определив для последующих исполнителей высокий уровень профессионализма и творческой реализации. Впрочем именно Кобэм, вместе с Дэвисом и открыли это направление, записав несколько совместных проектов. На сегодня Билли Кобэм является самым влиятельным мастером игры на барабанах в стиле джаз-рок/фьюжн (сплав джаз-рока). Описывать рисунок исполнения маэстро все равно, что черпать воду ситом. Отмечу лишь, что многослойная программа была насыщена разностилевыми, гармонически и динамически богатыми, протяженными, насыщенными непростыми туттийными эпизодами и сменами ритмических фактур композиций. А подбор квинтета, тому явное доказательство. Один из наиболее ярких музыкантов Билли Кобэма перкуссионист Джуниор Гил, которым он заменил саксофониста, мастер игры на стил-пэне - карибском ударном инструменте, представляющем собой стальной котел с многочисленным выпуклостями на внутренней поверхности, удар по каждой из которых дает звук определенной высоты. Именно он и создавал яркие краски в музыке ансамбля, которые в "ударе" с Кобэмом развивали полиритмические пласты. Приятно будоражащий звук стил-пэна Джилла запомнился всем, ведь в Кузбасс, а возможно и в Сибирь, этот экзотический инструмент попал впервые.
Впрочем, каждый из состава группы "Culture Mix" являл собой шедевр. Смачные, яркие соло Пера Гаде (гитара) выдавали скрипичное звучание. Бас-гитарист датчанин Стефан Радемахер, стильно контрастировал фантастической экспрессией исполнения вкупе с отрешенной флегматичностью. Используя разноплановые инструменты, один из которых звучал как безладовый бас, он добился богатого звукоизвлечение, бархатистого, похожего на "электрический" контрабас. А Марка Соскина, вообще язык не поворачивается назвать кейбордистом. Пианист от бога. Его многослойность исполнения запомниласт всем. И, конечно же, бескомпромиссно агрессивные барабаны Кобэма. Их, кстати, специально для маэстро новокузнецкий джаз-клуб "Геликон" закупил в Японии у фирмы. На основе коммерческого соглашения с этой компанией, Кобэм играет только на "Yamaha", цена которых равна 10 тысяч долларов.

Для зрителей прозвучали незабвенный "Yellow cabriolet", "Red baron", написанная на Кубе "Cuba on Horisont". Кобэм, словно бродит в джунглях ударного ритма, взрывая зал по мановению палочки. Называть все композиции исключительно джаз-роковыми, было бы ошибочно, поскольку звучали и акустические элементы.

Многие вещи зрители услышали и из нового альбома "Colours", записанного в октябре 2004г. Он стал вторым для нового состава группы "Culture Mix". Была представлена и в некоторой степени премьера "забытой мелодии" в свежей оранжировке - "By Design". Новая обработка Билли Кобэма должна войти в будущий альбом маэстро. Вынашивает известный джазмен и такую идею, как использование в своих композициях виброфона, аналог ксилофона. Но даже имеющегося на сцене было слишком для публики. Надо сказать, что за последние 15 лет Анатолий Берестов избаловал новокузнечан до изысканного вкуса, нетерпящего пошлости и намека на халтуру. Но все это не про Кобэма. Неистовая публика требовала виновника на бис, в то время как он, в свои 61 год отходил за кулисами от 3 часового выступления. В очередной концерт, взяв себя в руки, Билли Кобэм задает еще 15 минут драйва. Как и полагается по законам жанра, фестиваль закрывался под массовые танцы зрителей на грани истерии. Билли Кобэм "порвал" зал.

Денис Измайлов


страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2005 - 2007 года
Jazzkaar Festival в Таллинне 2-ой Международный джазовый фестиваль в Калининграде Джаз над Волгой. Девять дней одного года, или куда "труба зовет" Джаз над Волгой. Некоторые сюжеты фестиваля
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com