nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Братья Ивановы - помнящие родство

стиль:

Братья Ивановы - помнящие родство Только что в Москве состоялась презентация первого CD серии "Johnie Walker представляет звезд джаза". Не заметить альбом среди десятков других невозможно — редкая (потому что дорогая) упаковка в лакированный картон с эффектной "застежкой" сбоку, изысканно-строгий дизайн, абсолютно соответствующий содержанию компакта, сразу запоминающееся название "Black In Jazz". И, наконец, особая, редкая на русском джазовом аудио-рынке музыка — красивая и романтичная, вносящая гармонию и успокоение в усталые души, музыка, которую так приятно слушать, сидя у камина с бокалом доброго виски.

Диск сделан совместными усилиями мощного тройственного союза. Во-первых, братьев Ивановых — очень заметной московской джазовой исполнительской и продюсерской единицы, — а также их друзей — Игоря и Олега Бутманов, Лембита Саарсалу, Сергея Манукяна, Леонида Винцкевича и многих-многих других. Во-вторых, компании "Johnie Walker", давно уже поддерживающей проекты Михаила и Андрея Ивановых. И, наконец, московской студии "RDM", которая и дальше (в серии "Весь этот джаз") планирует радовать сердца поклонников джаза прекрасной и разнообразной музыкой.

Музыканты с самой русской фамилией, братья Ивановы недавно нашли свою грядку на джазовом огороде. Попав на Запад почти случайно (прочитали объявление о международном конкурсе в газете), они пришлись там ко двору и осели на целых шесть лет. Итак, к 1989 году уроженец Курска пианист Михаил и контрабасист Андрей имели за душой дипломы о высшем музыкальном образовании, удачные выступления на джазовом конкурсе в Польше и неплохую работу в филармонии Ростова-на-Дону. А блюзы играли параллельно, более "для души". Тем не менее короткая информация о джазовом соревновании в Бельгии "зацепила". Не особо надеясь на положительный результат ("тогда мы были больше классическими музыкантами, чем джазовыми", — признаются сами Ивановы), ребята послали кассету на первый заочный тур. И их трио (вместе с ударником Гедионом Пейсаховым) оказалось в числе десяти финалистов-очников. Чудом успели выправить визы, приехали в Брюссель и... выиграли Гран-при.

Как я понимаю, главной причиной их успеха (кроме таланта, желания "вырваться" и западного увлечения всем советским — пресса так и писала: "Их победа — результат джазовой гласности!") была верно найденная "тема". В Европе, трепетно относящейся к малейшим проявлениям национально-самобытного начала, не могли не отметить русских музыкантов из города-"столицы русской мафии" (так был представлен Ростов в конкурсном буклете), играющих джаз с колокольными звонами, плясовыми притопами, частушечными переборами, гармошечными наигрышами. В таком преломлении отечественного мелоса Ивановы продолжили традиции (или, наоборот, эксперименты), заложенные их учителем Леонидом Винцкевичем, Германом Лукьяновым, Николаем Левиновским. "Мы всегда понимали джаз как синтетическую культуру, смесь разных, новых красок. Ведь есть джазовая индийская музыка Джона Колтрейна и Джо Завинула, джазовая испанская Чика Кориа, в которой ноты — джазовые, а дух — национальный. Нечто подобное хотим делать и мы".

Но все-таки композиции Ивановых это не фолк-джаз, не блюз a-la rus (в новых сочинениях, кстати, Ивановы фольклорные краски почти не используют, может быть, потому что чаще стали бывать в России, и их не мучит теперь ностальгия?). Даже в первой своей программе "Мое русское сердце", произведшей большое впечатление на публику самого престижного европейского джазового фестиваля в Монтре и записанной затем на CD, музыканты пользуются многими приемами современного академического авангарда, создавая изощренную, "разнонаправленную" музыкальную ткань. Некоторые их пьесы приближаются к крайнему левому крылу современной камерной музыки — из-за хитроумных ритмов, столкновения крайних регистров, нетрадиционного использования тембров, причудливого переплетения линий-голосов, жесткости гармоний. Так что найти для их музыки одно жанровое определение невозможно. Может быть, это та самая "новая камерная музыка", о возникновении которой в последнее время говорит все тот же Алексей Козлов? Или тот самый "гиперклассицизм", к которому причисляла западная пресса братьев Ивановых?

Сами музыканты признаются, что дело не в стиле: "Мы играем все. А конкретное содержание музыки определяется в первую очередь площадкой. На концерте в серьезном зале для знающей публики мы показываем экспериментальные работы, концептуальные вещи, "нагружаем" по максимуму. В клубах, куда приходят в первую очередь отдохнуть, естественно, играем джазовую классику, приятную уху и расслабляющую душу. На фестивалях всегда пробуем новых партнеров, новые составы, что, к слову, часто дает прекрасный материал для записи. Кстати, в России к джазу относят все, что не попса и не классика. И интересы русской публики гораздо более разносторонние. Таких четких жанровый границ, как в Америке, у нас нет. С другой стороны, американским джазменам на родине платят совсем немного (суперзвезды — не в счет). Поэтому Франция, Голландия, север Испании, Германия для них являются самыми желанными местами работы. Поэтому так расцветает джаз в Европе (хотя лучшая школа все-таки в Америке).

И еще благодаря работе на Западе мы поняли, что мало хорошо играть, надо еще уметь продвигать свои проекты (что мы и стараемся делать). В России музыкальный рынок только начался, а на Западе он развивается десятки лет. Там все начинается со вступления в SABAM (паблишинговую компанию). Она оценивает материал, литует и, если музыка где-то звучит, начинает платить авторские. Поэтому композиторы бегут в издательство, не дожидаясь, пока на рукописи высохнут чернила. Затем начинается запись — на собственные или привлеченные деньги. Потом студия выпускает диск. А вот продавать там можно и самим, что иногда бывает очень выгодно: если много концертов, то за 2-3 месяца небольшой тираж запросто расходится".

За шесть "западных" лет Ивановы выступали со многими артистами и на многих фестивалях — в Монтре (первыми из России — в 1992 году), Монреале (где были первыми русскими и вошли в пятерку "открытий" фестиваля), Гааге ("North Sea Jazz Festival"), Брюсселе, Льеже, Метце... И, наконец, решили применить музыкальный и продюсерский опыт на родной земле. В России Ивановы занимаются в основном международными проектами. Самые крупные из них — "Джаз-ралли", "Johnnie Walker Jazz Evenings!" сразу на нескольких площадках, включая ЦДХ, "Джаз-коктейли" в московском М-баре с ведущими отечественными и зарубежными вокалистами, саксофонистами и пианистами. Долгосрочный проект — созданный вместе с Игорем и Олегом Бутманами квартет "Four Brothers", который уже выступил в Москве и Ростове-на-Дону, Донецке и Краснодаре, Владикавказе, Самаре, Уфе, — осенью вместе с трубачом Рэнди Брейкером и перкашенистом Джо Завинула Маноло Бадрено собирается в Питер, Тверь и Нью-Йорк, а зимой — в европейский тур. А еще до конца года на студии "RDM" выйдут пять альбомов Ивановых — "Black In Jazz" для любителей корректной джазовой классики, концептуальный в исполнении "Four Brothers", "на троих" с одним из лучших саксофонистов Европы эстонцем Лембитом Саарсалу, интернациональный в компании с другими звездами саксофона и, наконец, ремикс их нашумевшей программы в Монтре.

Инна ФОМИНА


музыкальный стиль
мэйнстрим, фьюжн
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела релизы
Оттенки джаза на лазерном диске Michael Adkins. Infotation Неправильный обзор Рецензия на альбом "Князя Мышкина" в журнале Salon Audio Video
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com