Главная»статьи»проза»Билл Кроу "Jazz Anecdotes" Главы из книги: Игра по нотам
Билл Кроу "Jazz Anecdotes" Главы из книги: Игра по нотам
23.04.2022
Чтобы хорошо играть джаз, музыкант должен иметь хороший слух, но всё-таки вполне возможно преуспеть в джазе, будучи музыкально неграмотным. Самый яркий пример тому – Эрролл Гарнер. У Эрролла был потрясающе тонкий слух: как правило, ему было достаточно один раз услышать любую новую вещь, чтобы её запомнить. В этом смысле он был подобен грамотному от природы ребёнку, которого не беспокоила обязанность научиться читать.
Когда кто-то заметил, что Эрролл не умеет читать ноты, тот парировал: «Чёрт побери, приятель, люди же слышат не то, что ты там читаешь!»
В давние времена джазового музыканта, который мог читать ноты, обычно нарекали «профессором». Нотные записи воспринимались остальными с подозрением и считались бездушными. Однако такие музыканты, как пианист и композитор Юби Блейк, могли и читать ноты, и писать музыку. Юби рассказал:
(Словосочетание "читать ноты" у музыкантов означает способность выразить звуками нотные знаки. – Ред.)
В те дни чернокожие музыканты даже не мечтали об игре по нотам. Мы должны были притворяться, что не можем читать написанное: тогда все будут восхищаться нашей игрой в шоу, думая, что мы играем свои партии по слуху. ♫
По мере того, как оркестры становились всё более крупными, а аранжировки – более сложными, способность читать ноты и при этом играть хороший джаз стала достоинством. Музыкально грамотные часто помогали своим коллегам улучшать навыки чтения. А когда безусловное умение понимать нотные знаки стало нормой, над «безграмотными» начали насмехаться.
Тромбонист, корнетист и кларнетист Брэд Гауэнз на вопрос руководителя оркестра, читает ли он ноты, ответил: «Не настолько, чтобы это повредило моей игре». Тенор-саксофонист Фил Эрсо ответил в том же духе руководителю оркестра Вуди Герману, когда тот поинтересовался:
– А ты разбираешься в нотах?
– Вполне достаточно для того, чтобы не изуродовать мой джаз.
Тромбонист Джек Тигарден, услышав игру на трубе Уинджи Маноуна на радио-шоу Kraft Music Hall с Бингом Кросби, послал Уинжи телеграмму: – Если читаешь ноты, жду.
Ответная телеграмма: – Читать могу. Приезжаю.
На первой репетиции они четыре раза пробовали "Waitin’ at the Gate". Уинджи никак не врубался.
Джек подозвал его.
– Зачем ты телеграфировал, что можешь читать ноты,
когда ты не можешь?!
Уинджи ответил: – Старик, я могу! И указав на ноты, сказал: «Это фа, это соль, это до-диез, это ре. Прочитать я их умею, но пока не знаю, как их распределить между тремя клапанами моей трубы. Уинджи вернулся в Нью-Йорк, и примерно через два месяца Джек получил от него письмо, в котором говорилось, что он брал уроки и теперь с нотами всё в порядке.
Джек отправил ему билет, чтобы тот выехал в Чикаго. Когда Уинджи появился, Джек собрал репетицию и обнаружил, что Уинджи всё ещё на прежнем уровне. Джек сказал:
– Парень, у тебя, видать, крепкие нервы, чтобы заставлять меня посылать тебе деньги на дорогу и зря отнимать у меня моё время.
Уинджи ответил: – А Вы что, думаете, человеку доставляет удовольствие так долго болтаться в поезде?!
Эрл Хайнс, какое-то время игравший с Луи Армстронгом в джаз-клубе Сансет ("The Sunset Café") в южном районе Чикаго, вспоминает: Однажды вечером трубач Панч Миллер, друг Луи ещё по Новому Орлеану, заскочил к нему в Сансет. Он подошёл к Луи во время перерыва, когда мы обсуждали новый репертуар с авторами недавно сочинённых композиций. Мы пролистали страницы предложенных аранжировок, и Панч попросил Луи:
– Дай я сыграю что-нибудь из этих вещей.
– Старик, у тебя это не получится, – возразил Луи
– в этом оркестре все читают ноты.
– И я это умею.
– Ты уверен?
– Уверен!
– Ну , если так, – сказал Луи, – валяй.
Я сошёл с эстрады, как и Фэтс Уоллер, спустившийся ко второму роялю. Мне хотелось послушать Панча Миллера, ведь о нём так много говори-ли. Луи сошёл тоже, и мы прошли в конец зала.
– Давай, – сказал Фэтс Панчу, – врежь-ка!
И Панч врезал. Ясное дело, он не мог знать всё на свете, но одну пьесу он знал достаточно хорошо, чтобы исполнить в ней соло. И, вправду, он разыгрался так, что никак не мог из этого соло выпутаться. Именно тогда Фэтс изрёк фразу, которую музыканты будут многие годы пересказывать: «Ты с какой тональностью сражаешься? – воскликнул он, – переверни страницу!» ♫
Один из блистательных тенористов оркестра Бейси Хершел Эванс не отличался умением читать ноты. Дикки Уэллс вспоминает: Хершел был туповат в чтении нот, но особенно не
переживал из-за этого. Бывало, на выступлении после трёхчасовой репетиции Бэйси командовал:
– Играем аранжировку Киркпатрика (Don Kirkpatrick (1905–1956) – американский джазовый пианист и аранжировщик, наиболее известный сотрудничеством с Чиком Уэббом и Доном Редманом. Работал внештатным аранжировщиком для оркестров Бенни Гудмана, Каунта Бэйси и Кути Уильямса.)
– Я что-то не могу найти свою партию, – отвечал Хершел.
Мы все шарили под пюпитрами, Бэйси листал фортепьянные ноты, а Хершел с энтузиазмом принимал участие в поисках. Однако после выступления он признался мне: «Чувак, я порвал эти чёртовы листочки и отправил их на помойку – со всеми их диезами
и прочей хренью. Не хочу чувствовать себя дураком!».
Подобное происходило три или четыре раза, пока до Бэйси не дошло. Он сказал: «Мне кажется, что какой-то негодяй тырит наши ноты». Однако я не думаю, что он догадывался, чья это работа. Хершел обычно ждал окончания репетиции, чтобы уничтожить шесть или семь листов партии саксофона. Да, читал он медленно, но это не мешало ему прекрасно
играть. ♫
Когда Херман Отри впервые прибыл в Нью-Йорк, он встретил своего друга из Вашингтона, округ Колумбия, который сообщил ему, что Флетчер Хендерсон ищет трубача. Отри взял адрес и отправился к Флетчеру домой.
– Я слышал, тебе нужна труба.
– О'кей, присаживайся.
Хендерсон передал ему какие-то ноты, поднял дирижёрскую палочку и начал. Отри отлично сыграл свою партию. Хендерсон достал ещё какие-то ноты, и Отри проделал то же самое.
Хендерсон спросил:
– Как тебя зовут?
– Херман Отри.
– А откуда ты?
– Из Алабамы.
Хендерсон позвал жену:
– Детка, подойди сюда! Я хочу тебя познакомить кое с кем!
Затем он обратился к Отри:
– Эту музыку ещё никто никогда не играл! Да и ты тоже не мог это играть раньше, я ведь написал её только вчера вечером.
Тут вошла жена Хендерсона, послушала и сказала:
– Когда-нибудь ты станешь хорошим трубачом.
Позже Отри узнал, что она, Лиора Хендерсон, сама играла на трубе. Отри оказался сразу за пультом первой трубы у Флетчера. Одним из номеров была новая аранжировка, которую Флетчер сделал для Бенни Гудмана. Раздав партитуры, он сказал:
– Пробежимся для меня. Просто хочу проверить, всё ли правильно.
Флетчеру звучание понравилось, и он положил ноты в свою папку, чтобы захватить на вечернее выступление. А Отри оставил свою партию дома и не спохватился, пока Флетчер на выступлении не объявил именно этот номер.
Отри рассказывает:
Все разобрали свои партии, кроме меня. Я не осмелился честно признаться в своей забывчивости, поэтому, когда Флетчер взмахнул рукой, я закрыл глаза и сыграл всю аранжировку по памяти. Слава богу, я способен на это. У меня память, которую называют фотографической. Если увижу какой-нибудь документ, ноты или что-то ещё, ну, не знаю что, мне кажется, я вижу это, как картинку, правда, если вспомню, гдé я это видел. Меня беспокоило только одно место. Которое было во второй вольте. Но справился, и получилось прекрасно. Я рассказал об этом Флетчеру, на что услышал:
– Что?! – Боже, с ним чуть не случился инфаркт. – Почему ты ничего не сказал мне?!
– Я говорил, но Вы меня не услышали. ♫
Когда пианист Джон Банч (John Bunch (1921–2010) – американский джазовый пианист. В 1962 г. с оркестром Бенни Гудмана гастролировал в Советском Сою-зе. Активно выступал и записывался вплоть до своей кончины.) дирижировал на выступлении вокалиста Тони Беннетта, во время репетиции одного концерта его ждал сюрприз: В середине нашей первой репетиции с оркестром Дюка Эллингтона Джонни Ходжес встал, положил свой инструмент и удалился прямо в середине мелодии. Покинуть репетиционное помещение! Меня это не особо расстроило, потому что я много слышал о ребятах этого оркестра и о том, что они из себя
представляли. Вскоре после этого мы взяли пятиминутный перерыв. Ко мне подошёл Рассел Прокоуп: «Поди-ка сюда, Джон, хочу поговорить с тобой. Отойдём в уголок. Я просто хочу, чтобы ты знал: когда Джонни встал и ушёл, он это сделал не потому, что он разозлился на тебя. Он зол на себя. Он не смог прочитать свою партию».
Я уже слышал, что Джонни не отличался умением читать с листа. Это поразительно, ведь он был таким великолепным музыкантом! Позже я узнал, что он многие свои партии выучил, слушая, как играет их Рассел Прокоуп. Он заучивал то, что он слышал, музыку, которую играли каждую ночь. И играл свои партии по слуху намного лучше, чем большинство
читающих! ♫
Певец Тедди Макрей вспоминал времена работы с оркестром Джимми Лансфорда, когда память была важнее, чем грамота:
По пути в Вашингтон мы выступили в Трентоне. Так уж случилось, что нотные сборники мы оставили в поезде, и нам пришлось играть два концерта без нот. Мистер Лансфорд сказал: «Не стоит волноваться, ведь вы играете эту музыку всю свою жизнь». Дружище, представляешь, мы играли это шоу без нот! И отыграли всю программу. ♫
В настоящее время большинство джазовых музыкантов читают ноты, но, бывает, что и они могут столкнуться с ситуациями, к которым они не вполне готовы. У саксофониста Джека Нимица, воспитанника Стэна Кентона, не было проблем с чтением или импровизацией, но когда он устроился на работу в клубный оркестр (В оригинале club date band. Так называют в Нью-Йорке оркестры из профессиональных музыкантов или любителей, собираемые для выступления на различных частных вечеринках по различному поводу: свадьбы, годовщины, успешные дебюты, бар-мицва, благотворительные балы и т. п. Из книги Брюса А. МакЛеода "Club Date Musicians playing the New York Party Circuits".), игравший по разным поводам и использовавший собственные гармонии к стандартным мелодиям, у него проблемы всё же возникали. Подобные «халтурные» оркестры играют длинные попурри, по одному квадрату от каждой песни. Труба или солирующий альт играют мелодию, а остальные дудки на-ходят гармонию по слуху. У Джека с гармонией всё шло хорошо, пока оркестр не
начал играть незнакомую ему мелодию. Он попытался поймать её на слух, но во время исполнения сыграл несколько ошибочных нот. Руководитель крикнул ему: «Если не знаешь гармонию, просто играй мелодию!»
Однажды, когда состав Телониуса Монка работал в джаз-клубе Сиетла, на свободное место басиста был приглашён местный парень. Первым делом он спросил: «А ре-петиция-то будет?» Его попросили прийти в клуб в два часа дня. Басист прибыл на пятнадцать минут раньше, настроился, наканифолил смычок, слегка разогрелся и стал ждать. Около четырёх, когда никто на репетицию так и не явился, он прекратил разминку и ушёл домой. Вечером, придя в клуб для выступления и будучи представленным Монку, парень робко спросил у него, предполагалась ли сегодня днём репетиция. Монк ответил: «Репетиция была, для тебя. Ты приходил?»
Когда баритон-саксофонист и кларнетист Кенни Бергер вошёл в оркестр, которым несколько лет руководили Тэд Джонс и Мел Льюис, он заметил поправку, которую сделал Пеппер Адамс (Park Frederick "Pepper" Adams III (1930–1986) – американский джазовый баритон-саксофонист и композитор. Автор 42 пьес, лидер восемнадцати альбомов, записанных за 28 лет, и участник 600 сеансов записи в качестве сайдмена. В 1972 году в составе оркестра Тэда Джонса-Мэла Льюиса гастролировал в СССР.) на одной из его саксофоновых партий.
Пеппер вставил карандашом запятую, превратив название темы Тэда "Quiet Lady" («Молчаливая леди») в "Quiet, Lady" («Уймитесь, леди»).
Пианист Дерек Смит читает ноты с лёгкостью и может играть в самых разнообразных музыкальных стилях. Но однажды, вернувшись домой вечером после концерта и об-наружив сообщение, что он ангажирован в шоу "Good Morning America" («Доброе утро, Америка») телевизионной компании ABC, чтобы аккомпанировать Лучано Паваротти, он был немного обеспокоен. Он никогда не играл с классическим тенором и понятия не имел, насколько сложным может оказаться музыкальное сопровождение. Дерек без опоздания появился в студии в 5:00 утра, поговорил с другими и обнаружил, что никто не имеет понятия, что предстоит играть. Паваротти прибыл часом позже, но сразу был окружён шумной толпой, из-за которой Дерек не мог подойти к нему с вопросами. Когда наступило эфирное время, и все сосредоточились на утреннем новостном сегменте, Дерек, наконец, привлёк внимание Паваротти.
– Могу ли я взглянуть на ноты? – спросил он.
Паваротти отослал Дерека к своему менеджеру, который пошарил в своём портфеле и извлёк оттуда страницу с нотами..."We Wish You a Merry Christmas" (простенькой популярной песенки «Мы желаем вам счастливого Рождества»).
♫ ♫ ♫
Адаптированный перевод с английского - Георгий Искендеров, Михаил Кулль
Боязнь сцены считается нормальным явлением среди актёров, но музыканты часто к этому не готовы. Оказавшись на сцене перед публикой в непривычной ситуации, они вдруг поражаются, обнаружив, что во рту пересохло, ладони вспотели, а в голове пустота. ...
Развивая свою музыку, джазовые музыканты находили приёмы игры, которые отличались от традиционных. Некоторые из специфических джазовых звуков извлекались дутьём в инструменты нетрадиционным способом, использованием необычной аппликатуры, ...
Джазмены были обеспечены работой везде, где был спрос на весёлую музыку. В начале 1900-х годов чёрные и креольские районы Нового Орлеана были в этом отношении особо благоприятными, поскольку музыка там составляла неотъемлемую часть жизни. Однако ...
Представляется уместным в книге под названием Jazz Anecdotes одну главу посвятить слову «джаз» как таковому. Попыток дать точное определение этого слова было множество, но ни одна из них не была успешной. Некоторые исследователи обнаружили его корни ...
Лишь немногие музыканты обходились без учителей или наставников. Если человек не получил даже школьного образования, всегда находился кто-то, кто помогал ему пойти по пути настоящего джаза. Вот таких людей было немало. Благодарные джазмены охотно ...
Фортепиано – важный элемент большинства джазовых составов, но джазовые пианисты считают удачей, если им попадается приличный инструмент там, где они работают. Ведь на уход за фортепиано требуются деньги. Необходимо регулярное техническое ...
«ДиКое дело!» (смачно, с упором на каждое слово, с некоторой задержкой на «К»). Так резюмировал всякую невероятную сцену, чрезвычайную ситуацию, «дикий» случай Юрий Верменич (1934-2016) – российский джазовый публицист, критик, историк, педагог, ...
От редакции: благодаря любезности составителей сборника Альманах «Эрмитаж». JAZZ: серьезное и курьезное", мы получили возможность познакомить и наших читателей с главами из книги американского контрабасиста Билла Кроу Jazz Anecdotes, составляющими ...
Исполнитель и композитор музыку делают. Лейблы записывают ее, издают альбомы. Мы, коллекционеры, покупаем компакт-диски. Но есть еще люди, которые нам помогают, предлагают выбрать то или иное, советуют. Мы, конечно, решаем сами, но часто ...
Да, у нас не Америка и не Европа — настоящие любители музыки стараются купить любимые альбомы не в супермаркете и даже не в специализированном магазине, а у хорошего надежного знакомого, который и что-то расскажет-посоветует, и личное мнение ...
ПРЕДИСЛОВИЕ Книга, которую вы держите в руках, уникальна. Известный джазмен, музыкант и исполнитель Валерий Сергеевич Кацнельсон, сменив привычную ему музыкальную стезю на неизведанную им дотоле писательско-публицистическую, создал, неожиданно, ...
ГЛАВА 5. НАСТОЯЩИЙ ДЖАЗ А между тем назревали большие перемены. Отец Саши Банных был военнослужащий. Его перевели на новое место назначения, и семья переехала в Воронеж. Пришлось искать трубача на замену Саши, и наш кружок разомкнулся. Нашли двоих. ...