В принципе, подзаголовок альбома Джеффа Морриса Interfaces дает слушателю определенное представление о том, что его ждет за психоделически-яркой обложкой, выполненной Эйприл Занне Джонсон: «Джаз встречается с электроникой». Но это представление, по сравнению с действительной картиной, кажется сухим и неполным. Какое-то, опять-таки неполное, но зато уже не сухое, а весьма эмоциональное представление, можно получить из текста, который разместил на своем сайте в связи с выпуском альбома один из участников проекта, ударник Джо Хертенстайн: «Джефф Моррис переслал мне электронное письмо, полученное от одного музыкального критика: «Извините, что я об этом спрашиваю, но, может быть, у вас есть справка о том, что вы – сумасшедший?»
Что ж, теперь пора рассказать о том, кто такой Джефф Моррис и что представляет из себя его новая работа. Основная сфера интересов американского музыканта и компьютерщика Морриса – это внедрение электронных компьютерных технологий в авангардное искусство. Он проводит перформансы, создает инсталляции, сочиняет музыку, в том числе и для традиционных инструментов – но обязательно в неожиданном ракурсе, читает лекции и пишет статьи в дополнение к концертам импровизационной музыки с использованием интерактивной электроники, как в США, так и в Европе. Как пишет в liner notes к альбому сам Моррис, он особенно ценит музыку таких джазовых мастеров, как Орнетт Коулмен, Ленни Тристано, Сесил Тейлор с одной стороны, и рок-синтезаторщика Брайана Ино, с другой. К участию в своем новом проекте Джефф пригласил прославленного (шестикратный победитель в опросах критиков DownBeat) ветерана фри-джазовой сцены, давно живущего в США немецкого пианиста и композитора Карла Бергера, соратника и партнера Орнетта Коулмена, Дона Черри и других звезд авангарда, а также молодого, весьма креативного и завоевавшего уже международную известность ударника из Нью-Йорка Джо Хертенстайна.
Альбом Interfaces был записан за три сентябрьских дня 2017 года в одной из студий Вудстока, штат Нью-Йорк. И импровизационность, и интерактивность тут была обеспечена. С арсеналом своих электронных приборов Моррис непосредственно во время звучания «ловил» пассажи фортепьяно или вибрафона от Бергера и ударных от Хертенстайна, «закольцовывал» их с помощью технологии looping и выдавал «в эфир». Электроника при этом приобретала свойства еще одного, универсального инструмента, звучание которого, однако, не было подготовлено заранее, а рождалось «здесь и сейчас». Результатом стала программа из десяти пьес, среди которых и такие «горячие», как стартовая Upzy, агрессивные по электронному драйву Into или Three at One, близкая к джазовой эстетике A Solo is the nth Melody и, возможно, самая гармоничная (если этот термин тут уместен) и наиболее близкая конкретно автору этих строк Rondo.
А насчет письма неназванного музыкального критика… Наверное, для этого человека наиболее дерзким авангардом в академической музыке остался Дебюсси, а в джазе – Стен Кентон. В любом случае, это личный выбор и его вкусы, которые не стоило бы возводить в ранг абсолюта. Мне приходилось обозревать для нашего сайта куда более радикальные эксперименты. Некоторые музыканты из разных стран мира исследуют природу звука, как таковую, в акустическом или электронном варианте, и их работы порой весьма отличаются от того, что принято считать «музыкой». Джефф Моррис же создает музыку без всяких кавычек и условностей, но использует при этом еще многим непривычные, так сказать, «неконвенциональные» средства. И у него получается! Достаточно послушать Interfaces...
Не скрою, вкус сливовицы мне всегда приятен. Правда, я имею ввиду при этом не соответствущий спиртной напиток, к которому отношусь скорее индифферентно, а одноименный итальянский ансамбль из Неаполя Slivovitz, «отведывать» который ...
Пол-века назад, в 1968 году, впервые увидела свет пластинка с этим названием на обложке: Soft Machine. С тех пор Soft Machine превратилась в легенду, навсегда войдя в историю рок-музыки в целом и такого его направления, как прог-рок, в частности. ...
Чтобы добраться из Довера, Нью-Хемпшир, что в Новой Англии, до Нового Орлеана, надо пересечь практически все Соединенные Штаты с севера на юг. Впрочем, жители Довера, а также многих других городов в США и за ее пределами, могут попасть в самое ...
Проанализировав свой опыт знакомства с индийской музыкой, как классической, так и в варианте world music, с некоторым удивлением обнаружил, что почти всегда это была музыка инструментальная. И вот – новая встреча с «индийским ...
Изданный в начале 2018 года лондонским лейблом RareNoise Records альбом Vorteх, стал первым опытом сотрудничества швейцарского ансамбля Sonar с американским гитаристом-экспериментатором Дэвидом Торном. Наш сайт рассказывал об этом альбоме и об ...
Если ничего не знать о швейцарском квартете Sonar из Цюриха, то по составу он может показаться этаким архаичным бит-квартетом, каких много появилось с легкой руки прославленных Beatles в 60-е годы: ну как же, три гитары (из них одна басовая) плюс ...
Сакраментальное «иногда они возвращаются» сразу приходит на ум при знакомстве с новым, вторым по счету альбомом британской группы Sons Of Alpha Centauri. Дело в том, что этот альбом, издаваемый в июне немецким лейблом H42 Records из ...
Эдвард Весала, знаменитый финский ударник, основал коллектив под названием Sound & Fury в 1982 году. Этот ансамбль стал отличной школой для многих молодых финских джазменов, а для самого Весалы был одним из многих его проектов. Весала, один из ...
Spanish Harlem Orchestra – один из столпов латинской музыки среди биг-бэндов. Это коллектив прославленный и увенчанный самыми престижными регалиями. Судите сами: до представляемого сегодня альбома Anniversary Spanish Harlem Orchestra выпустил ...
Скрипка в джазе – один из немногих инструментов, в игре на которых по количеству ярких исполнителей Европа, как в прошлом, так и в настоящем, может конкурировать с США. Знакомство с новым альбомом итальянского скрипача Стефано Зени позволяет ...
Сольный альбом – это, прежде всего, вызов музыканта самому себе. Это испытание даже для опытного профессионала, каковым является Стив МакКуорри. Он родился в Денвере, Колорадо и с раннего детства слышал игру на фортепьяно своей матери. Стал ...
В самые первые дни нового 2018 года лейбл Panorama Records запускает в продажу новый альбом американского саксофониста Стива Слегла Dedication. Прослушав его досрочно, могу констатировать, что поклонники мэйнстрим-джаза точно не будут разочарованы. ...