Недавний уход Билли Бауэра в мир лучший оказался странно незамеченным многими любителями джаза. Легендарный джазовый гитарист, который записывался с Чарли Паркером и другими суперзвездами джаза, скончался от осложнения пневмонии 17 июня 2005 года, совсем немного не дотянув до своего 90-летия, почти ровно через год после смерти его единственной жены Марион (с которой он счастливо прожил 63 года и посвятил ей свою самую знаменитую композицию "Billy Bauer's Tune";"Blue Boy" посвящена сыну Виллиаму-младшему, а "Pam" – дочери Памеле).
Виллиам Бауэр младший говорит о своем отце так: "Он жил и упивался музыкой 24 часа в сутки – он без конца играл, сочинял, записывал и учил; у него практически не было выходных и отпусков". До своих самых последних дней, даже с больничной койки он продолжал общение с учениками.
Виллиам Хенри Бауэр (William Henry Bauer) родился в Нью-Йорке (в Бронксе) 14 ноября 1915 года. Как и многие джазовые гитаристы его поколения, он сначала научился играть на банджо и уже в 14-летнем возрасте профессионально дебютировал на радио. В 17 лет он впервые взял в руки гитару и к началу сороковых уже в совершенстве овладел электрогитарой.
Только в 1956 году Билли Бауэр выпустил всего свой первый и единственный альбом как лидер - "Плектрист" (бесспорно принадлежащий золотому фонду гитарных записей в истории джаза). Не случайно свою автобиографию, опубликованную в 1997 году, он назвал "Сайдмен".
Карьеру выдающегося сайдмена Бауэр начал в первой половине 40-х, в биг-бэнде Вуди Хермана, в его знаменитом первом составе - в ту эпоху, когда новаторский размах лидера распространялся до исполнения "Эбенового концерта" Игоря Стравинского. В последущие годы, помимо Паркера, Билли Бауэр работал и записывался с Томми Дорси, Билли Холидей, Джеком Тигарденом, Стэном Гетцем, Майлзом Дэйвисом, Джей Джей Джонсоном, Бобби Хэккетом, Каем Уиндингом. В 50-х он гастролировал с Бенни Гудмэном в Европе. Однако его наиболее значительные записи были сделаны с Ленни Тристано и с такими солистами, также работавшими с Тристано, как Ли Конитц и Уэйн Марш: в 1958 году Бауэр даже основал издательскую компанию William H. Bauer Inc., для публикации не столько собственных композиций, сколько музыки Тристано, Конитца и Марша.
В буклете к компакт-диску с переизданием знаменитого альбома Тристано "Интуиция" Терри Мартин пишет следующее: "Ленни очень повезло повстречать Билли Бауэра вскоре после переезда на восточное побережье"… А сам Бауэр сказал в одном из своих интервью: "Ленни был очень сильным музыкантом, и хотя я не всегда знал что он делает, мне приходилось поспевать за ним. С таким музыкантом как он ничего другого не оставалось".
Записи Бауэра с Ли Конитцем, в особенности "Дуэт для саксофона и гитары", - это ранние образцы творческого новаторства, проложившего путь от бопа и кула к джазовому авангарду.
В 61 году он открыл свой собственный джаз-клуб на Лонг Айленде, а с середины 70-х полностью сосредоточился на преподавательской работе, основав "Гитарную
Школу Билли Бауэра". Среди нескольких сотен его учеников выделяется Дэнни Дайэс (Denny Dias) – гитарист из оригинального состава знаменитой группы "Стили Дэн" (Steely Dan).
В последний раз Билли Бауэра видели выступающим на большой сцене в специальных концертах джазового фестиваля JVC, посвященных Барни Кесселу (1996) и Тэлу Фарлоу (1997).
Билли Бауэр остается в истории джаза не только выдающимся сайдменом, но и одним из самых влиятельных "плектристов".
Эти заметки были сделаны в ходе интервью с гитаристом Темуром Квителашвили 10 февраля 2006 года в Ателье Vintage Guitar в Москве. Само интервью публикуется в популярной прессе. Здесь же собраны записи, представляющие интерес для узкого круга. Во ...
Недостаточно свободный от всех правил для чистого авангарда, одновременно недостаточно традиционно мыслящий для мейнстрима; логичный и зачастую очень последовательный в своих построениях, тем не менее абсолютно непредсказуемый; не сыгравший за всю ...
Элвин Бишоп начинал играть блюз во времена, когда вопрос "может ли белый парень сыграть блюз?" вызывал дискуссии, заканчивавшиеся дракой. Вопрос чудной, поскольку белые парни играли блюз по крайней мере от начала эпохи звукозаписи (о чем ...
Встретить такие восторженные слова в последнее время — не редкость в журналах "Blues Revue", "Living Blues" и "Guitar Worls". Три альбома Майкла Хилла на фирме "Alligator Records" один за другим последовательными мощными ударами вознесли и закрепили ...
Так уж все устроено в истории человечества: время и место, пересекаясь на одной какой–то личности, могут вознести ее очень высоко. История рока подчиняется этим же законам. В 60–х время и место, пересекаясь особенно часто на парнях с ...
История джаза — это не только история музыки, но еще и история жизни и смерти оркестров, ансамблей, студий и фирм грамзаписи, музыкальных издательств и, конечно же, самих джазовых музыкантов. И наполнена эта история таким количеством драматических ...
Большое мастерство и столь же большая известность не всегда ходят рядом. Иногда по воле случая, иногда по воле самого музыканта... Как вы думаете, про какого гитариста могут быть эти строчки, опубликованные в различной американской прессе после ...
Трудно объяснить, почему Нгуен Ле (Nguen Le) относительно незаметен (по крайней мере, в Соединенном Королевстве), учитывая глубину и разнообразие его музыки, а также тот факт, что никогда еще в джазе гитара не занимала такие влиятельные позиции, как ...
Один известный ученый полушутя- полусерьезно говорил, что физику-теоретику для работы необходимы лишь диван, карандаш и бумага. Композитор, работающий над очередным сочинением, почти столь же неприхотлив: лишь бумага желательна нотная, да диван ...
Шести футов четырех дюймов роста и весом 250 фунтов, Альберт Кинг возвышается на голову над бесчисленными гитаристами, внесшими свою лепту в развитие послевоенного блюза. Внешне узнать его можно мгновенно — по росту, неизменной трубке, зажатой ...
Я просто люблю играть блюз. Я получаю от этого удовольствие. И теперь, когда я могу уже не думать о деньгах, я играю и пою только из любви к 5люзу. Иногда мой менеджер говорит мне, что мы получим за концерт всего по 50 центов с билета, а я отвечаю ...
Я не биограф, впрочем, от меня это и не требуется. Мне не надо дотошно описывать жизнь музыканта, боясь не упустить ни одной жены и любовницы, тревожиться о каждом бонус-треке на очередном релизе. Мое дело — это небольшая статья о большом черном ...