Недавний уход Билли Бауэра в мир лучший оказался странно незамеченным многими любителями джаза. Легендарный джазовый гитарист, который записывался с Чарли Паркером и другими суперзвездами джаза, скончался от осложнения пневмонии 17 июня 2005 года, совсем немного не дотянув до своего 90-летия, почти ровно через год после смерти его единственной жены Марион (с которой он счастливо прожил 63 года и посвятил ей свою самую знаменитую композицию "Billy Bauer's Tune";"Blue Boy" посвящена сыну Виллиаму-младшему, а "Pam" – дочери Памеле).
Виллиам Бауэр младший говорит о своем отце так: "Он жил и упивался музыкой 24 часа в сутки – он без конца играл, сочинял, записывал и учил; у него практически не было выходных и отпусков". До своих самых последних дней, даже с больничной койки он продолжал общение с учениками.
Виллиам Хенри Бауэр (William Henry Bauer) родился в Нью-Йорке (в Бронксе) 14 ноября 1915 года. Как и многие джазовые гитаристы его поколения, он сначала научился играть на банджо и уже в 14-летнем возрасте профессионально дебютировал на радио. В 17 лет он впервые взял в руки гитару и к началу сороковых уже в совершенстве овладел электрогитарой.
Только в 1956 году Билли Бауэр выпустил всего свой первый и единственный альбом как лидер - "Плектрист" (бесспорно принадлежащий золотому фонду гитарных записей в истории джаза). Не случайно свою автобиографию, опубликованную в 1997 году, он назвал "Сайдмен".
Карьеру выдающегося сайдмена Бауэр начал в первой половине 40-х, в биг-бэнде Вуди Хермана, в его знаменитом первом составе - в ту эпоху, когда новаторский размах лидера распространялся до исполнения "Эбенового концерта" Игоря Стравинского. В последущие годы, помимо Паркера, Билли Бауэр работал и записывался с Томми Дорси, Билли Холидей, Джеком Тигарденом, Стэном Гетцем, Майлзом Дэйвисом, Джей Джей Джонсоном, Бобби Хэккетом, Каем Уиндингом. В 50-х он гастролировал с Бенни Гудмэном в Европе. Однако его наиболее значительные записи были сделаны с Ленни Тристано и с такими солистами, также работавшими с Тристано, как Ли Конитц и Уэйн Марш: в 1958 году Бауэр даже основал издательскую компанию William H. Bauer Inc., для публикации не столько собственных композиций, сколько музыки Тристано, Конитца и Марша.
В буклете к компакт-диску с переизданием знаменитого альбома Тристано "Интуиция" Терри Мартин пишет следующее: "Ленни очень повезло повстречать Билли Бауэра вскоре после переезда на восточное побережье"… А сам Бауэр сказал в одном из своих интервью: "Ленни был очень сильным музыкантом, и хотя я не всегда знал что он делает, мне приходилось поспевать за ним. С таким музыкантом как он ничего другого не оставалось".
Записи Бауэра с Ли Конитцем, в особенности "Дуэт для саксофона и гитары", - это ранние образцы творческого новаторства, проложившего путь от бопа и кула к джазовому авангарду.
В 61 году он открыл свой собственный джаз-клуб на Лонг Айленде, а с середины 70-х полностью сосредоточился на преподавательской работе, основав "Гитарную
Школу Билли Бауэра". Среди нескольких сотен его учеников выделяется Дэнни Дайэс (Denny Dias) – гитарист из оригинального состава знаменитой группы "Стили Дэн" (Steely Dan).
В последний раз Билли Бауэра видели выступающим на большой сцене в специальных концертах джазового фестиваля JVC, посвященных Барни Кесселу (1996) и Тэлу Фарлоу (1997).
Билли Бауэр остается в истории джаза не только выдающимся сайдменом, но и одним из самых влиятельных "плектристов".
Однажды обычным вечером 69-го года восемнадцатилетний парень из Санта-Моники, штат Калифорния, барабанщик местной рок-группы, пошел на концерт "Creedence Clearwater Revival". Парня звали Коко Монтойя. Шоу открывало выступление чернокожего блюзмена ...
Еще каких-то семь-восемь лет назад Харрис выступал... просто на улицах Нового Орлеана. Привела его туда вовсе не нужда, а любовь к музыке и желание впитать в себя подлинный блюзовый дух. Когда в 1995 году гитарист, певец и композитор Кори Харрис ...
Штат Одинокой Звезды, как называют американцы Техас, издавна славился своими блюзменами. Здесь родилась и особая, техасская школа блюза. До самой своей смерти в 1993 г. ее самым ярким представителем считался несравненный Элберт Коллинз. Но с его ...
Сейчас почти каждый, кто возвращается из гостевой или деловой поездки по Штатам, особенно из Нью-Йорка, обязательно рассказывает, какие шоу ему посчастливилось там увидеть. Но все эти шоу — ничто по сравнению с концертом Таджа Махала! ...
Игра молодого и талантливого гитариста на концертах и в джазовых клубах Риги всегда вызывает обостренный интерес публики. На Домской площади в четырехчасовой джазовой программе по случаю 800-летия города импровизации Кутепова завершались шквалом ...
Эти заметки были сделаны в ходе интервью с гитаристом Темуром Квителашвили 10 февраля 2006 года в Ателье Vintage Guitar в Москве. Само интервью публикуется в популярной прессе. Здесь же собраны записи, представляющие интерес для узкого круга. Во ...
Недостаточно свободный от всех правил для чистого авангарда, одновременно недостаточно традиционно мыслящий для мейнстрима; логичный и зачастую очень последовательный в своих построениях, тем не менее абсолютно непредсказуемый; не сыгравший за всю ...
Элвин Бишоп начинал играть блюз во времена, когда вопрос "может ли белый парень сыграть блюз?" вызывал дискуссии, заканчивавшиеся дракой. Вопрос чудной, поскольку белые парни играли блюз по крайней мере от начала эпохи звукозаписи (о чем ...
Встретить такие восторженные слова в последнее время — не редкость в журналах "Blues Revue", "Living Blues" и "Guitar Worls". Три альбома Майкла Хилла на фирме "Alligator Records" один за другим последовательными мощными ударами вознесли и закрепили ...
Так уж все устроено в истории человечества: время и место, пересекаясь на одной какой–то личности, могут вознести ее очень высоко. История рока подчиняется этим же законам. В 60–х время и место, пересекаясь особенно часто на парнях с ...
История джаза — это не только история музыки, но еще и история жизни и смерти оркестров, ансамблей, студий и фирм грамзаписи, музыкальных издательств и, конечно же, самих джазовых музыкантов. И наполнена эта история таким количеством драматических ...
Большое мастерство и столь же большая известность не всегда ходят рядом. Иногда по воле случая, иногда по воле самого музыканта... Как вы думаете, про какого гитариста могут быть эти строчки, опубликованные в различной американской прессе после ...