Игра молодого и талантливого гитариста на концертах и в джазовых клубах Риги всегда вызывает обостренный интерес публики. На Домской площади в четырехчасовой джазовой программе по случаю 800-летия города импровизации Кутепова завершались шквалом восторженных аплодисментов.
Мы сидим и беседуем с Артуром в джазовом клубе "Гамлет". До выступления квартета Кутепова еще около часа и можно спокойно поговорить. Спрашиваю о счастье...
Артур Кутепов: Счастье – играть музыку, которая тебе нравится, и жить с человеком, которого ты любишь. Наверное, мне бы этого и хватило. Но в музыке полного удовлетворения нет. Может быть, то, что мы делаем с Денисом Пашкевичем в эйсид-джазе, этно, и есть счастье? Не знаю. Конечно, мне бы очень хотелось жить только джазовой музыкой, ездить по миру, выступать... Новые страны, новые знакомства, новые впечатления. Быть может, это настоящее счастье? Или записать свой альбом? Ведь надо что-то оставить людям, как художник оставляет после себя картины. Альбом хотел бы записать дома на компьютере. Но для реализации этого проекта, как минимум, надо на полгода уединиться, закрыться и ни на что другое не отвлекаться. А как жить в таком вакууме? Ведь жизнь продолжается...
Понимая, что импровизация музыканта – состояние души в момент творческого акта, интересуюсь, как играется при скверном настроении, о роли партнеров в этом случае, о реакции публики…
Артур Кутепов: Конечно, бывает настроение, – ноги не несут на концерт. Но берешь в руки инструмент, идешь к сцене, и уже совершенно в другом состоянии. Если чувствуешь драйв, у тебя все получается, находишь отклик у публики, то и скверное настроение исчезает. Роль партнеров? Удачная игра на пятьдесят процентов зависит от меня самого и на пятьдесят от партнеров. Ведь между нами необходим полный контакт. Мы должны быть как одно целое, постоянно чувствуя, что хочет "сказать" в данный момент каждый из нас. Ну, а если партнеры все делают "мимо", и ты понимаешь – игра разваливается, все равно, как говорил мне Раубишко, надо продолжать играть с полной отдачей, ни на кого не сваливая вину. Ведь в зале публика, она заплатила деньги, и мы, профессионалы, обязаны играть для нее с полной отдачей. Ведь публика сразу понимает, когда все делается формально и без души. С кем мне особенно нравится играть? С Денисом Пашкевичем, Виктором Ритовым, Вилнисом Кундратсом, Индрикисом Вейтнерсом и с моим старым другом Райво Сташансом, который недавно уехал на полгода поработать в Канаду. Получаю удовольствие и от выступления с пианистом Мадаром Калныньшом, но только когда он играет на органе. По другому получается хуже: звучание гитары и фортепиано, тембрально похожие, накладываются один на другой. Или тогда надо играть в полной тишине, чтобы идеально слышать партнера, как это с блеском делали Билл Эванс и Джимми Холл.
Спрашиваю у Артура, много ли времени уходит у него на занятия с инструментом, слушает ли он записи джазовых звезд.
Артур Кутепов: Занимаюсь ежедневно, но, к сожалению, не столько, сколько надо. Чем глубже вникаешь в суть, тем яснее понимаешь, как ты далек от совершенства, и просто необходимо повышать исполнительский уровень. Но катастрофически не хватает времени: учеба на джазовом отделении в Высшей школе педагогики и руководства образованием, концерты в клубах, занятия с учениками. Еще преподаю в музыкальной школе имени Юрьяна. Мешают и всевозможные бытовые проблемы, только успевай оплачивать различные счета... От всего этого надо иногда и переключаться. И приезжая в Москву каждый раз поражаюсь – вот где бурлит и кипит джазовая жизнь! Совсем другой ритм. Джаз звучит в многочисленных клубах, в лучших концертных залах столицы. В "Ле Клубе" у Бутмана регулярно выступают американцы. Познакомился со многими молодыми московскими джазмэнами. Между прочим, я ведь несколько лет назад хотел поступать в Московскую консерваторию. Меня послушал Юрий Чугунов, похвалил и сказал, что поступлю обязательно. Но затем я передумал. Понимаете, приехать на несколько дней в Москву, походить по клубам, послушать и поиграть – одно дело, а жить там совершенно другое. Мне все же в российской столице как-то неспокойно, особенно после того, как московская милиция дважды меня останавливала, проверяла документы, досматривала сумку и футляр гитары, задавала странные вопросы... Строго требуется и регистрация. Возвращаешься в Ригу, и все по-другому. Спокойный и уютный город. Кого и что я слушаю? Эйсид-джаз, этно – меня эти направления интересуют. Вообще, стараюсь слушать музыкантов, от которых как бы заряжаюсь энергией. С удовольствием возвращаюсь к мэйнстриму, к ранним записям Майлса Дэвиса, Джона Колтрейна. Люблю Чета Бэйкера, Джо Пасса, Майкла Бреккера, Кенни Джаррета. Из молодых нравятся Джошуа Редмен и невероятный виртуоз Джеймс Картер. По телевидению стараюсь не пропустить звезд джаза на канале Mezzo. А вот слушать монстров рок-музыки, которыми увлекался в юные годы, уже неинтересно. Очень хорошо, если с известными зарубежными музыкантами, выступающими в Риге, удается поиграть на джэм-сешн. Это наполняет новыми эмоциями, идеями. Только в последнее время "джэмовал" в джазовом клубе Liize с американским барабанщиком Брайаном Мэлвином, германским пианистом Давидом Газаровым, россиянами: Иваном Волковым, Виктором Гусейновым, Львом Кушниром... Но самое неизгладимое впечатление осталось от игры, несколько лет назад, с легендарным саксофонистом оркестра Каунта Бейси – Фрэнком Фостером… Старый музыкант, но как он играл! Какая мощь, какая невероятная энергетика!
Когда Артур упомянул, что рок-музыка ему уже неинтересна, я вот о чем подумал: до появления рока огромная армия молодых музыкантов интересовалась джазом и увлеченно его играла. Но наступили 60-е, мир взорвали "Битлз", и ряды джазменов заметно поредели. Прошли десятилетия… И что происходит сегодня? Вновь приходит в джаз молодежь, но теперь уже совсем другой дорогой – пройдя через все прибамбасы рок-музыки. Интересуюсь, насколько тернистым был путь музыканта в мир джаза...
Артур Кутепов: Родился в Риге. В десять лет переехал с родителями в Тулу, где закончил музыкальную школу. В 82-ом вернулся в Ригу и в 15 лет уже играл на гитаре, клавишных, ударных в школьном ансамбле. Но больше всего любил гитару. И продолжить музыкальное образование хотел только по этому инструменту. Однако в рижских училищах класса гитары не было, как и в консерватории. А на другой инструмент идти не хотелось. Тем временем во всю увлекся рок-музыкой, играя в разных группах. Первым моим настоящим учителем по гитаре был Валерий Белинов – замечательный мастер арт-рока. Когда Белинов уехал в Питер, стал заниматься у его лучшего ученика Андрея Евсюкова. Произошла как бы связь поколений: Белинов – Евсюков – я. Андрей дал мне очень много – основу знаменитой школы Джона Скоффилда. Со временем меня стала все больше интересовать музыка импровизационная. Постоянно ходил на концерты в джаз-клуб, особенно ждал июньские фестивали "Ритмы лета". Ведь сколько великолепных музыкантов приезжало в Ригу! И я понял, джаз – моя музыка. Регулярно слушал джазовые передачи на радиоволнах "Би-би-си" и "Голоса Америки", грампластинки гитаристов Николая Громина, Алексея Кузнецова, Андрея Рябова. Манера игры Громина была мне ближе всего. Из мировых звезд кумир – Уэс Монтгомери. Какая у него техника и какие гениальные фразы! Еще занимаясь с Евсюковым, я стал понимать необходимость продолжить свое музыкальное образование.
В начале 90-х Артур уезжает в Москву и, пройдя серьезный конкурс, поступает на эстрадно-джазовое отделение музыкального училища им. Гнесиных. Его педагоги – Игорь Бриль, Михаил Окунь, Анатолий Соболев... Однако после второго курса Артур приостанавливает учебу и возвращается в Ригу. Дело в том, что молодой музыкант получает необычайно заманчивое предложение, от которого в то время не отказывались – поработать за рубежом. Известная итальянская компания набирала музыкантов для работы на морском лайнере во время Средиземноморских круизов.
Артур Кутепов: Когда через год вернулся в Ригу, произошла моя встреча с Раймондом Раубишко. Знакомство с выдающимся мастером джаза окончательно определило мой выбор. В те годы мы с Раймондом выступали во многих джазовых клубах Риги: "Бимини", "Гамлет", "Диззи", на фестивалях в Финляндии, Литве, России... Джазовые форумы – это просто супер! Сколько незабываемых выступлений, новых знакомств, встреч с друзьями... В Новосибирске мы услышали много лестных слов от известных личностей российского джаза: Георгия Гараняна, Алексея Баташева, Владимира Фейертага. Запомнились концерты в составе бенда "Все звезды Латвии", в джазовых клубах Хельсинки. В квартете с Раймондом Раубишко, Андрисом Грунте и Александром Акимовым мы записали несколько тем Майлса Дэвиса.
Задаю вопросы Артуру о его учениках. Доволен ли он ими? Горят ли у них глаза, когда познают секреты джазовой музыки?
Артур Кутепов: Горят, но, к сожалению, не очень ярко. По своему собственному опыту могу сказать: молодые недостаточно работают над собой, не проявляют особого усердия к учебе, с трудом усваивают материал. А я ведь им так все разжевываю... Мне и близко никто из педагогов так ничего не объяснял. Сегодня наша молодежь может получить образование и в зарубежных джазовых колледжах, где на уроках получаешь качественные знания, постоянно играешь с опытными джазовыми музыкантами, общаешься со сверстниками из разных стран, слушаешь джаз разных стилей и направлений. Идет настоящая творческая варка…
Меня интересует отношение Артура к различным музыкальным стилям, в названии которых сегодня почему-то обязательно присутствует слово "джаз". Например, к смус-джазу, под который, видимо, так приятно засыпать...
Артур Кутепов: Да, слово "джаз" стало каким-то расхожим. Жанр размывается. И сами джазовые музыканты прикладывают к этому руку. Жажда заработать... А смус-джаз придуман для тех, кто в джазе ничего не понимает. Это может быть качественный, но абсолютно коммерческий продукт, на котором делаются приличные деньги. Смус-джаз исполняется чаще всего хорошими музыкантами, они красиво и сладко импровизируют, ощущается и легкий ритм, однако к джазу, который вырос из блюза, и потому от природы страстному, неукротимому, с обнаженным нервом и характерным драйвом, эта "карамельная" музыка никакого отношения не имеет. Она для людей, у которых ничего не болит. Это никак не джаз Джона Колтрейна и даже не Джошуа Редмена.
Завожу разговор о группе Wet Point известного саксофониста Вилниса Кундратса, где играет Кутепов. Мне кажется, у нее впереди серьезные успехи. Интересные темы, замечательные аранжировки, удачный сплав опытных и молодых музыкантов.
Артур Кутепов: И я так думаю. Мне нравится эта группа. Кундратс написал удачные композиции, а тромбонист Лаурис Амантовс сделал замечательные аранжировки джазовой классики. Настоящее открытие – вокалист Интарс Бусулис. Получилось все очень классно.
Да, два молодых и талантливых музыканта: тромбонист Амантовс и вокалист (он еще и тромбонист) Бусулис – бесспорно две восходящие звезды латвийского джаза. В завершении разговора – последняя тема. В личной жизни Артура заметный след оставила замечательная латвийская джазовая флейтистка Илона Кудиня...
Артур Кутепов: С Илоной нас познакомил Раубишко на одной из репетиций. Они уже какое-то время выступали вместе. Раймонд ввел ее в мир джаза, познакомил с музыкантами. Мы с Илоной долго встречались, вместе играли и вскоре поженились. Но любовь надо суметь сохранить... Илона – сильная личность, гораздо сильнее меня. Она заставила меня восстановиться, продолжить учебу и получить красный диплом Гнесинки. Сама закончила магистратуру Латвийской музыкальной Академии по классу флейты. Замечательно исполняет и классику. Сегодня Илона живет в Америке. Она успешно завершила учебу в знаменитом Беркли-колледже. Право на учебу завоевала в 2000-м, выиграв конкурс молодых джазовых исполнителей. Мы с ней постоянно держим связь, и я в курсе всех ее творческих удач. С какими только звездами в Беркли она играла! В разговоре Илона, как всегда, поддерживает меня, утверждая, что я самый лучший гитарист, и второго такого (смеется) даже в Америке нет.
Да, долгая разлука, да еще на таком расстоянии – серьезное испытание союза на прочность... А как Илона, играя вместе с Артуром, поддерживала его, я и сам не раз убеждался. В один из вечеров в джазовом клубе "Гамлет" вспоминали Раубишко. Пришло много музыкантов, и состоялся захватывающий джэм-сешн. В какой-то момент совершенно спонтанно в центре внимания оказались Кутепов и Кудиня. После превосходной импровизации Илоны наступила очередь Артура. Надо было только видеть, как она заводила Артура на все новые и новые "квадраты".
А на Домской площади, во время концерта по случаю юбилея Риги, на двух сценах, сменяя друг друга, выступали джазовые ансамбли. Завершила выступление группа, в которой блистательно импровизировал Артур Кутепов. Публика на площади горячо благодарила музыкантов, а на сцене рядом уже был готов к выступлению другой ансамбль, в котором Илона Кудиня, высоко подняв флейту, приветствовала триумф Артура...
В "Гамлете" сегодня собралось особенно много публики. Появляются музыканты квартета Кутепова: тенор-саксофонист Индрикис Вейтнерс, басист Зигмунд Жуковскис, барабанщик Янис Питанс. Мы завершаем наш разговор, и Артур направляется к сцене, чтобы вновь в предельно откровенных импровизациях выражать свое ощущение мира.
Один из виднейших физиков прошлого столетия, в ответ на восторги по поводу революционных открытий в этой области знаний в ХХ веке, заметил скромно, но очень метко: «Нам было легче. Мы ведь стояли на плечах у гигантов». Ученый имел в виду ...
Кристофер Энтон Ри – неутомимый популяризатор блюза, неповторимый гитарист и эмоциональный вокалист – талантам своим обязан тому невообразимому коктейлю из итальянской, ирландской и югославской крови, что течет в его жилах. Впечатленный игрой ...
Кларенс 'Гейтмаус" Браун провел на сцене больше 50 лет и за это время преподнес слушателям всего мира острейшую пряную смесь из блюза, кантри, джаза, фанка, блюграсс и зайдеко. Виртуоз гитары, скрипки, губной гармоники, мандолины и ударных, Браун ...
Кен Барнс не упомянул о Джанго Рейнхардте в своей девятнадцатичасовой кинодокументальной эпопее о джазе. Это одна из досадных оплошностей фильма в довольно подробно изложенной истории джаза. Джанго Рейнхардт был одним из самых значительных ...
Вместо предисловия (1), короткое Так случилось, что я начал делать обзоры для журнала JК с диска Эрика Клэптона Мe And Mr. Johnson. Я никогда не делал этого прежде, и, наверное, не занимался бы этим после. Но, волею случая, судьба связала меня с ...
23 апреля всемирно известный музыкант Гари Мур приехал в Минск с единственным концертом. Своей необыкновенной игрой, построенной на зажигательных ритмичных импровизациях, и мощной энергетикой лирических композиций он заставляет слушателей то ...
Наши предки верили, что когда рождается человек, на небе загораегся новая звезда. Не знаю, как там насчет каждого, но не удивлюсь, что 25 марта 1966 года вопреки всем законам физики и астрономии такое событие произошло. Потому что в этот день в ...
"Детройт сделал меня тем, кто я есть. Я весь принадлежу Детройту. Он сделал меня знаменитым, и я всегда буду называть его своим домом". "Когда я умру, то мой блюз похоронят вместе со мной. Но блюз никогда не умрет". Джон Ли Хукер Летом 2001 года ...
Блюзовые фестивали в Чикаго всегда нуждались в настоящих героях. В 1995 году таким героем, вне всякого сомнения, был Лютер Эллисон. По отзывам очевидцев, героя такого масштаба на фестивале не было давно и впоследствии редко появлялось. ...
Последние несколько лет наш журнал неоднократно обращался к теме блюзовой волны в Англии 60-х годов, волны, давшей миру такое глобального масштаба явление, как Rolling Stones и еще целый ряд интереснейших коллективов и отдельных исполнителей. Эта ...
От судьбы не уйдешь Куда податься было маленькому Пако де Люсия, урожденному Франсиско Санчес Гомес, кроме как в гитаристы? Отец - Антонио Санчес — гитарист фламенко, брат Рамон — тоже, брат Пеп —певец фламенко. Ну, кем еще он мог стать, от рождения ...
"Ронни Эрл сегодня один из самых серьезных блюзовых гитаристов. Я люблю его, как сына и горжусь им" Би Би Кинг К концу третьего десятилетия своей профессиональной карьеры Ронни Эрл имеет статус доцента гитарного факультета музыкального колледжа ...