nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Taj Mahal - глобальный блюз

Taj Mahal - глобальный блюз  Сейчас почти каждый, кто возвращается из гостевой или деловой поездки по Штатам, особенно из Нью-Йорка, обязательно рассказывает, какие шоу ему посчастливилось там увидеть. Но все эти шоу — ничто по сравнению с концертом Таджа Махала! "Нью-Йоркцеликом стоит вверх ногами от его выступлений, и попасть наних — большая проблема!" — восклицают очевидцы.

Тадж уже 12 лет проживает с семьей на Гавайях, но постоянно объявляется в Нью-Йорке.

— Это самый стоящий город для испытания своих возможностей. Нью-Йорк не просто деловая столица мира — он всегда впереди времени, если ты здесь смог отвоевать хотя бы кусочек признания, то значит ты уже признан повсюду.Это проверенная десятилетиями истина, — утверждает Тадж Махал.

Хотя на самом-то деле его зовут Генри Сент-Клер Фредерикс, и он сам родом из нью-йоркского Гарлема.

"Taj Mahal & The Elektras" — так называлась первая группа, в которой юный Генри лидировал гитаристом и вокалистом. На дворе стоял 1960-й. Ему только исполнилось двадцать, и он прилежно учился в Бостоне. Не в музыкальном колледже Беркли, а на сельскохозяйственном в Массачусетском университете. Вечерами в студенческих кафетериях группа исполняла ритм-энд-блюз, а днем все были сами студентами. Затем, получив дипломы специалистов-животноводов, группа "Taj Mahal & The Elektras" разъехалась по сельскохозяйственной Америке. Из них всех только Генри и смог побороть в себе животновода и остаться блюзменом. Название группы он все же частично сохранил для своего псевдонима, и с тех самых пор зовется Таджем Махалом.

В 1964-м, где-то в Бостоне, Тадж повстречался с Раем Кудером и основал с ним легендарнейшую группу "The Rising Sons". В две cупер-гитары они прогремели так громко, что Тадж быстро смог начать свое сольное становление, и первые еготри альбома "Taj Mahal" (1968), "The Natch'l Blues" (1968), "Giant Step" (1968) — всекак один четырехзвездные. Тогда Тадж и сам побывал взвездах — мы видим его в архивном киноконцерте "Rolling Stones Rock'n'Roll Circus 1968", окруженного Джоном Ленноном, Джорджем Харрисоном, группами "Rolling Stones", "Jethro Tull" и "The Who". Это было время, когда Джон Фогерти изо всех сил старался петь также, как Тадж,и у него это почтиполучилось.

Все-таки рок-звезды из Таджа не вышло. Скорее всего потому, что в нем неожиданно проснулась застарелая страсть к джазу, затем к соул и вообще к любому оттенку черной музыки: от фолк-блюза Дельты, госпел, спиричуэлз и регги до креольской и, наконец, гавайской и даже экваториально-африканской и прочей геомузыкальной экзотики.

— World music —это мое детское хобби, — говорит Тадж. — Не та искусственносинтезированная world music в современном понятии, а в самом прямом смысле — музыка Планеты.

У нас дома стоял громадный коротковолновый радиоприемный аппарат. Отец увлекался дальним приемом. Он и меня научил, какиеручки крутить, где отыскать Рио, а где Папеэте, где Даккар, а где Москву. Сутками я сидел в наушниках и обшаривал эфир нашего шарика. Какие только языки, голоса, песни и просто диковинные звуки не попадались мне! В 40-х годах такое всееще казалось фантастикой. Похоже, это осталось самым сильныммоим впечатлением в жизни.

Скорее, похоже, что детское хобби — коллекционирование звуков Земли — помогло Таджу собрать отличную коллекцию, наглядно и последовательно выставленную на обозрение в серии его блистательных альбомов 90-х годов. Здесьесть самый корневой блюз почв континентов и островов. И пусть даже не совсем блюз, но зато всегда корневой. Тадж, пожалуй, наигибчайший и самый вселенский блюзмен в мире, и последние лет двадцать он собирал музыку Земли не по эфиру, ав основномразъезжая и проживая в разных местах, иногда за пределами Штатов — например, на островах Карибского моря, в Пуэрто-Рико, Тринидаде и на Виргинских островах.Затем на целых 12 лет Тадж поселился со своей семьей на Гавайях. Не в цивилизованном американизированном Гонолулу, а на небольшом островке, где все еще сохранилась гавайская речь и культура. Все эти 12 лет он записывался в студиях Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, и только одну свою работу он целиком посвятил Гавайям и гавайской музыке. И вот совсем недавно его обуяла страсть к другому удаленному району Земли — к Африке. Эта на сегодняшний день самая последняя геомузыкальная затея Таджа Махала носит глобальный научно-исследовательский характер — он отважился копнуть на триста пятьдесят лет вглубь истории африканской музыки только для того, чтобы выяснить, какою она была на западном побережье Африки в момент, когда изрядная часть жителей этого побережья отправлялась в трюмах работорговцев в Америку. И какою была музыка африканцев, еще только приплывших в Америку. Хотя, возможно, один такой трехмесячный рейс в темном и вонючем трюме мог много изменить в музыкальном самовыражении африканцев.

— Музыка Африки и музыка африканцев Америки разошлась в разные стороны где-то триста пятьдесят лет назад и развивалась в весьма несхожих условиях. И теперь мало что имеет общего. И все-таки сходство есть. И как дети имеют что-то общее со своими родителями, так и здесь оно также имеется, — рассказывает Тадж Махал. — В последнем моем альбоме микрофоны зафиксировали трогательную встречу трехсотлетнего блудного сына с давно потерянными родителями — наконец-то круг замкнулся.

— У меня есть много идей всякого рода. И все они ждут своего часа, но вот что я вам скажу: после сессии с малийскими музыкантами, если я даже и вовсе не притронусь к гитаре до конца своих дней, то уже и расстраиваться не стану.

Эта сессия дала новейший альбом под африканским названием "Kulanjan". Он весь напоен звуками древней традиционной культуры Мали "кора". Именно в том виде, какою была ее музыка триста пятьдесят лет назад в Африке, а затем видоизменялась в трюмах работорговцев и на табачных плантациях Вирджинии. (Подобное исследование последний раз еще в 70-х проделал Квинси Джонс в своем научпоп-шоу "Roots".)

Если бы Тадж не выбрал однажды путь музыки, то мог бы стать видным ученым.

Он бегло говорит и читает на пяти иностранных языках. Кстати, читает он не беллетристику, а философские сочинения и, как все философы, любит посидеть с удочкой у безлюдного берега, а также покопаться в саду и огороде. Он умеет приготовить изысканные блюда. Заботливый отец и преданный муж, он уделяет семье времени не меньше, чем музыке. А времени у него хватает еще и на исполнение ролей в кинофильмахи даже на создание сценариев к этим фильмам. Ихотя здесь обошлось без "Оскара", Таджу удалось взять"Грэмми" за создание музыкального сценария к бродвейскому мюзиклу "Кость мула", поставленному по одноименной пьесе Ленгстона Хьюза.

В премиях "Грэмми" Тадж не испытывает особого дефицита. Из 36 его альбомов 6 номинированы наэту престижную награду. Это не считая еще нескольких "Грэмми" за детские альбомы — он страстный почитатель сказочных сюжетов для детей. Его голос слышен во многих детских мультфильмах, в том числе в мультипликационной версии "Братьев Блюз", где Тадж создал голосовой образ Сэйджа (Мудреца). Вот такой он многоталантливый и разноустремленныйблюзовый певец и гитарист. Хотяесли говорить о музыкальных инструментах, то получится, что он еще и пианист, и контрбасист, и… проще сказать, что он в совершенстве владеет двадцатью инструментами.

Похоже, что все свои 60 лет жизни Тадж Махал времени не терял. А с виду 60 ему дать трудно. Предельная закрученность сохраняет его подвижным и подтянутым. Это подтверждают фотографии на обложках его недавних альбомов, где мы видим его играющим крупными, рельефными бицепсами.

Самый многосторонний блюзмен 2000 года — это ведь не обязательно самый величайший. Но только послушайте феноменальный саундтрек из фильма "Братья Блюз-2000" — и ярчайшим номером этого диска вам обязательно покажется госпел "John The Revelator" в исполнении все того же Таджа Махала.

— Госпел всегда звучал в нашем доме, — вспоминает Тадж. — Мать пела в церквах с детства и считалась сильнейшей госпел-вокалисткой. Она ведь выросла на Юге, в Каролине. Отец приехал в Нью-Йорк из французской Вест-Индии, и карибские ритмы — это его конек. Он ведь был джазовым аранжировщиком. Потом ему пришлось все-таки оставить музыкальный бизнес. Нас было девятеро детей, нужны были деньги, и он отправился работать на завод Фиска механиком. Но музыка в доме не затихала. У отца имелась крупнейшая коллекция джазовых пластинок. И когда мои сверстники крепко сидели на рок-н-ролле, я больше слушал джаз, а затем пришел к блюзу.

Нью-Йорк — гигантская мультиязыковая, разнокультурная общность. Мы говорим здесь на разных языках с выходцами из различных удаленных земель, слушаем самую разноэтническую музыку планеты, но, похоже, самой глубокой музыкой здесь все равно остается блюз. Блюз может быть основой для синтеза всех этнических культур, потому что он родился на этой земле в борьбе за выживание и в нем выработалась великая сила. К нему всегда будут обращаться разные этнические группы и даже целые народы как к основе, дающей новую силу их современному музыкальному самовыражению. Блюз может быть непопулярным у тех, кто заправляет шоу-бизнесом, но у людей эта музыка всегда будет в большом спросе, — Тадж замолчал, щелкнул зажигалкой и затянулся своей излюбленной сигарой Матакан "Mauaro".

Александр ЧЕЧЕТТ

2000


стиль
блюз
автор
Александр ЧЕЧЕТТ
страна
США
музыкальный стиль
современный блюз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела гитаристы

  • стиль: блюз, блюз
23 апреля всемирно известный музыкант Гари Мур приехал в Минск с единственным концертом. Своей необыкновенной игрой, построенной на зажигательных ритмичных импровизациях, и мощной энергетикой лирических композиций он заставляет слушателей то ...
  • стиль: блюз, блюз
Наши предки верили, что когда рождается человек, на небе загораегся новая звезда. Не знаю, как там насчет каж­дого, но не удивлюсь, что 25 марта 1966 года вопреки всем законам физики и ас­трономии такое событие произошло. Потому что в этот день в ...
  • стиль: блюз, блюз
"Детройт сделал меня тем, кто я есть. Я весь принадлежу Детройту. Он сделал меня знаменитым, и я всегда буду называть его своим домом". "Когда я умру, то мой блюз похоронят вместе со мной. Но блюз никогда не умрет". Джон Ли Хукер Летом 2001 года ...
  • стиль: блюз, блюз
Блюзовые фестивали в Чикаго всегда нужда­лись в настоящих героях. В 1995 году таким ге­роем, вне всякого сомнения, был Лютер Элли­сон. По отзывам очевидцев, героя такого мас­штаба на фестивале не было давно и впослед­ствии редко появлялось. ...
  • стиль: блюз, блюз
Последние несколько лет наш журнал неоднократно обращался к теме блюзовой волны в Англии 60-х годов, волны, давшей миру такое глобального масштаба явление, как Rolling Stones и еще целый ряд интереснейших коллективов и отдельных исполнителей. Эта ...
  • стиль: этно, этно
От судьбы не уйдешь Куда податься было маленькому Пако де Люсия, урожденному Франсиско Санчес Гомес, кроме как в гитаристы? Отец - Антонио Санчес — гитарист фламенко, брат Рамон — тоже, брат Пеп —певец фламенко. Ну, кем еще он мог стать, от рождения ...
  • стиль: блюз, блюз
"Ронни Эрл сегодня один из самых серьезных блюзовых гитаристов. Я люблю его, как сына и горжусь им" Би Би Кинг К концу третьего десятилетия своей профессиональной карьеры Ронни Эрл имеет статус доцента гитарного факультета музыкального колледжа ...
  • стиль: блюз, блюз
..."Стиви был на высоте, вели­колепно играл, выкладываясь," — говорит Роберт Крэй. И когда Double Trouble отыграли, все — братья Воэн, Крэй, Бадди Гай — пошли за кулисы посмотреть вы­ступление Эрика Клэптона. Во время одного из своих соло Клэптон ...
  • стиль: джаз, джаз
Даже спустя 35 лет после своей смерти Вес Монтгомери признается джазовым гитаристом номер один. Несмотря на свою трагически короткую творческую карьеру, он сумел изменить мир джазовой гитары. Его уникальный стиль (часто описываемый как ...
  • стиль: джаз, джаз
C 1961 по 1962 год Монтгомери жил в Сан-Франциско — отчасти для того, чтобы сократить постоянные поездки домой, в Индианаполис. "Когда он жил в Сан-Франциско, я осталась в Индианаполисе с детьми, — вспоминала Сирена, — я всегда могла связаться с ...
  • стиль: блюз, блюз
По сложившейся традиции мы продолжаем знакомить читателей с учениками и выпускниками авторской методики Игоря Бойко «Лаборатория профессионального образования для гитаристов». Сегодняшний наш гость – Александр Жаров – один из таких «лаборантов» ...
  • стиль: джаз, джаз
Среди поклонников джаза на всем постсоветском пространстве его имя не просто давно знакомо каждому – оно стало легендой. Как знакома и узнаваема его неповторимая манера игры на электроакустической джазовой гитаре – мягкая, спокойная, вкрадчивая и ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com