Реликтовое колумбийское дерево, отвар цветов которого обладает лекарственными свойствами, а заодно способен вводить в экстатический транс жрецов местных индейцев, дал название возникшему два года назад в Москве коллективу. Его основали Луиза Имангулова и Марио Калдарару, которые уже работали к тому времени вместе в дуэте «Живые ворота». Творческие поиски привели их к решению о расширении формата коллектива. Так родилась «Якруна».
Дебютный альбом группы, получивший название «Зеленая улица», дает хорошее представление о стилистике, в которой работает «Якруна». Если коротко и чуть-чуть пафосно, это – Этническая Музыка Планеты Земля. Пестрота биографий основателей московского коллектива, арсенал музыкантов, в котором присутствуют традиционные инструменты самых разных народов, наконец, и самое главное, - музыка, которую они исполняют, просто подталкивают к такому определению. Луиза Имангулова, татарка по происхождению, родилась в Казахстане, а выросла в таком разнообразном по этническому составу регионе, как российское Поволжье, конкретно – в Самаре. Самым громким пока успехом этой певицы, мультинструменталистки и педагога, участницы целого ряда фестивалей и лауреата различных творческих конкурсов, стал финал российского телевизионного конкурса «Голос 5». Полагаю, Мариан (Марио) Калдарару более известен нашим читателям. Этот молдавский мастер игры на самых разных ударных инструментах, в том числе собственного изготовления, был в составе прекрасной кишиневской этно-джазовой команды «Тригон», работал позже, уже перебравшись в Москву, со многими известнейшими людьми, в частности, с Сергеем Старостиным (дуэт «Проще Простого»), объехал пол-мира с гастрольными поездками, участвовал во многих фестивалях.
Основной блок песен альбома (пять из восьми) объединен тематически. Их сюжеты - это любовь (и нелюбовь), свадьба, семья. Основой этих композиций выбраны народные песни – русские, украинские, белорусские и практически везде традиционный восточнославянский мелос умело, тактично и очень убедительно соединен с самыми различными - от афроамериканских до ориентальных – элементами. Вокальный и артистический талант Луизы Имангуловой впечатляет: с необычайной легкостью (разумеется, внешней) она эффектно и красочно ставит для слушателя маленький спектакль в каждой песне. Завораживает ее голос в «Улице», поражает в славянско-ориентальной (как вам сочетаньице?) свадебной «Мяте». Луиза мастерски переходит, в зависимости от фольклорного контекста, даже с регионального «оканья» на «аканье», а то и на квазиарабское «улюлюканье». Звучание ансамбля подстать вокалу. Красочность, богатая орнаментика бросаются в глаза (точнее, в уши) уже в стартовой «Орел на дубу». Очень драматичным и редким сюжетом интересна «Коровать». Здесь, в этой песне о несложившихся отношениях, казалось бы, подошел блюз, но музыканты «Якруны» нашли иные, не менее удачные варианты, а вот джазово-ритм-энд –блюзовые интонации сполна проявились в «По бору хожу». Очень точно и всегда по делу вводится в ткань композиций саксофон, ярко звучит гитара, а сонористическое богатство музыки во многом рождено разнообразием звучания духовых и ударных инструментов. Мне показалось, что обложка альбома (респект Ирине Сергеевой) удачно отражает именно этот блок композиций. Цветок-лабиринт – это, на мой вкус, тоже своего рода графическая притча: до свадьбы – цветы, а вот после –это лабиринт, и семья станет крепкой, только если он и она смогут не заплутать в этом лабиринте. Вот только божью коровку в лабиринте я так и не «прочел». Надеюсь, что это не о «тараканах в голове»…
Единственная инструменталка от гитариста Александра Борисова «Ирландский ветер», салют кельтскому року, словно дает передохнуть слушателю между двумя вокальными «отделениями» аудиоконцерта. А заканчивается альбом еще двумя треками с вокалом: уморительно веселой северорусской «Блохой» в фанковой упаковке и композицией «Сберегла» - кавером группы «Калинов мост».
Мне представляется, что в «Якруне» найден очень удачный способ донести жемчужины народной музыки до современного слушателя, особенно молодого. В каждой песне его ждет легко узнаваемый и постоянно находящийся «на слуху» культурный код, будь то рок, фанк или ритм-энд-блюз. Ну, а столь же постоянный импровизационный момент, влияние джаза мне особенно приятны. Остается только пожелать коллективу «так держать» и успешно решить проблему самого трудного, второго альбома, который, не скрою, буду ждать с большим интересом.
Эффектная обложка этого альбома вполне может вызвать ассоциации с саундтреком к какому-то мистическому триллеру об оборотнях-вервольфах, но – ничуть не бывало! Речь идет о новом, творческом и весьма оригинальном прочтении известнейшей ...
Наш очередной визит в мир чикагского джаза. Если как определение стиля понятие «чикагский джаз» давно, еще с 20-х годов прошлого века, осталось достоянием джазовой истории, то современная джазовая сцена Города Ветров по-прежнему весьма ...
Хип-хоп родился не вчера, а джаз – даже не позавчера. У каждого из этих направлений в музыке есть свой устоявшийся круг поклонников, часть которых весьма ревностно относится к «чистоте жанра» и даже мысли не допускает об их ...
Свой восьмой альбом итальянский гитарист, диджей, композитор и бэнд-лидер Никола Конте издал на возродившемся легендарном немецком лейбле MPS Records. Девизом этой компании всегда был слоган Jazz Meets the World, и он как нельзя лучше подходит к ...
В джазе хорошо известна израильская джазовая семья Коэн (два брата и их суперуспешная сестра Анат), но ближневосточная страна экспортировала на родину джаза еще и пару таланливых сестер Форт. Если старшая, пианистка Анат Форт, уже давно сделала себе ...
Название трио, сыгравшего эту программу в нью-йоркском клубе «Стоун» в апреле 2016 года, - это первые буквы фамилий его участников - живущей в Нью-Йорке японской скрипачки Мег Окура, ее супруга, американского сопрано-саксофониста Сэма ...
Одни коллективы рождаются не быстро, с долгой, порой мучительной «притиркой» партнеров друг к другу, другие возникают в одночасье. Так произошло с OKB Trio. Летом 2010 года барабанщик Брайан Вудраф выступал в одном из клубов Куинса, где ...
Отличная возможность для слушателей, живущих не на родине этой музыки, представить себе уровень американского студенческого джаза на примере одного из самых ярких коллективов - One O'Clock Lab band. Университет Северного Техаса в Далласе развивает ...
Дебютный альбом одноименного коллектива, который можно назвать интернациональной супергруппой – ведь все его участники до Other Animal уже получили известность в других проектах. Так что, для начала представим всех четверых. Братья Майеры, ...
Можно сколько угодно говорить о кризисе музыки фьюжн, об отсутствии свежих идей, о творческом тупике. Но вот я слушаю Fusiolicious, понимаю, что скроен этот альбом по лекалам, изобретенным еще в 70-х годах, в эпоху расцвета джаз-рока, вспоминаю ...
Аргентинского басиста Пабло Аслана наши читатели могут помнить по совместному альбому с Роджером Дэвидсоном, который обозревал jazzquad.ru. Аслан, уже много лет живущий в США, хорошо известен, как большой мастер полистилистки, успешно сочетающий ...
Еще один релиз от Leo Records 2018 года на наших страницах. В данном случае Лео Фейгин представляет альбом американского пианиста и композитора Пата Баттстоуна The Last Taxi: In Transit. Будучи уже немного знакомым с творчеством Баттстоуна и зная ...