… Унылый осенний пейзаж, на который мы смотрим через покрытое дождевыми каплями стекло – так выглядит обложка альбома In November. В этом оформлении (автор – Петулия Матиолли) чудится что-то от ЕСМ-овской эстетики, и, на мой взгляд, не случайно. Именно на этом лейбле культивируется холодноватый минималистичный джаз на стыке академической музыки, свободной импровизации и эмбиент, в котором очень ярко проявили себя скандинавские, в первую очередь норвежские музыканты. Трубач из американского Денвера, штат Колорадо, Джошуа Тринидад – один из горячих поклонников этого холодного северного звучания, а один из его любимых трубачей – норвежец Нильс Петер Мольваер, начинавший свою карьеру как раз на ЕСМ.
Это может показаться парадоксальным: фамилия Джошуа выдает его латинские корни. И действительно, они ведут к югу от Рио-Гранде: родители Джошуа перебрались в Штаты из Мексики. Казалось бы, его должны увлекать жгучие латинские ритмы, однако, Тринидад, игравший и играющий в принципе самую разную музыку, особенно любит скандинавский джаз. Его творчество вообще полно оригинальных проектов. Есть у него, к примеру, альбом, навеянный творчеством известного фотографа Криса Бака. Не достигший еще и сорока лет Джошуа задумался как-то о том, какую музыку будут исполнять, когда он умрет и… сочинил при жизни свой музыкальный некролог – сюиту Cortege. Всего же на счету Тринидада уже семь альбомов, седьмой - In November, дебют музыканта на лондонском лейбле RareNoise Records, стартующий 30 марта текущего года.
К этому проекту путь пролег через … Южную Корею. В 2007 году Тринидад познакомился здесь на джазовом фестивале с норвежским гитаристом Якобом Янгом, приехавшем в Сеул со своей группой. Янг, бравший уроки у Джона Аберкромби и почитающий за образец для себя творчество Джима Холла, записывается на все том же мюнхенском лейбле ЕСМ. Еще с начала 2000-х годов Тринидад с интересом следит и за творчеством одного из самых креативных ударников норвежской импровизаторской сцены Стале Льявиком Сольбергом. Джошуа пришлось довольно долго ждать, когда творческие планы всех трех музыкантов создадут почву для совместной записи. Такой момент настал в ноябре 2015 года, когда Тринидад, Сольберг и Янг собрались вместе в одной из студий звукозаписи на острове Йиске в Норвегии, где и родился альбом In November, названный по одноименной пьесе, отражающей, скорее всего, просто время действия.
Авторами всех одиннадцати композиций альбома названы все трое участников записи, и это справедливо, исходя из ее импровизационного характера. Но надо учитывать, что до этого Джошуа Тринидад почти полгода готовился к встрече с норвежскими коллегами, сочиняя музыку и думая, как его труба будет взаимодействовать с гитарой Янга и ударными Сольберга. Как свидетельствует сам Тринидад, уже с первой встречи в студии все пошло именно так, как он задумывал. Джошуа не нравится манера игры большинства современных американских трубачей, он сравнивает их со спортсменами, меряющимися силами в том, кто сыграет громче, мощнее и быстрее. Мнение дискуссионное, но отражающее его собственные творческие идеи. В In November Тринидад играет длинными чистыми звуками, максимально растягивая звучание каждой ноты. Это спокойное, атмосферичное, если хотите – благородное звучание. Американец с мексиканскими корнями выглядит истым скандинавом. Великолепны и импровизации Янга. Если в стартовой Bedside и некоторых других пьесах он ведет на электрогитаре свою партию, как настоящий рок-гитарист, с эффектами уа-уа и другими примочками, создавая определенный контрапункт с игрой Тринидада, то в большинстве других композиций тонкое акустическое звучание гитары удивительно гармонично сочитается с трубой Джошуа. Сольберг точно, экономно и, в то же время, разнообразно расцвечивает музыку трио пульсациями своих ударных. Не могу выделить какие-то особо понравившиеся треки, понравился (и это слишком слабое определение) весь альбом. Упомяну только финальную пьесу Torreon, названную по городу в Мексике, откуда родом родители Джошуа Тринидада. В целом же, могу только поздравить RareNoise Records с очень интересными новыми именами в своем реестре, а для меня In November стал одним из лучших альбомов, которые довелось услышать в этом году.
Можно сколько угодно говорить о кризисе музыки фьюжн, об отсутствии свежих идей, о творческом тупике. Но вот я слушаю Fusiolicious, понимаю, что скроен этот альбом по лекалам, изобретенным еще в 70-х годах, в эпоху расцвета джаз-рока, вспоминаю ...
музыкальный стиль: академическая музыка, нуэво танго
Аргентинского басиста Пабло Аслана наши читатели могут помнить по совместному альбому с Роджером Дэвидсоном, который обозревал jazzquad.ru. Аслан, уже много лет живущий в США, хорошо известен, как большой мастер полистилистки, успешно сочетающий ...
Еще один релиз от Leo Records 2018 года на наших страницах. В данном случае Лео Фейгин представляет альбом американского пианиста и композитора Пата Баттстоуна The Last Taxi: In Transit. Будучи уже немного знакомым с творчеством Баттстоуна и зная ...
Новый альбом хорошо знакомого нашим читателям голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде по структуре своей напоминает сразу две его недавние работы: альбом 2016 года A Kind Of… и большой бокс-сет из четырех дисков Master of Lyric. ...
Свои первые музыкальные альбомы британцы Пола Рэй Гибсон и Кит Даунс выпустили в одном и том же году – 2007-м, но ни тогда, ни в течение долгого времени после этого их творческие пути не пересекались. Пола Рэй Гибсон сделала себе имя, как ...
музыкальный стиль: академическая музыка, Латинский джаз
Живущий в Нью-Йорке аргентинский басист и композитор Педро Жиродо сотрудничает с лейблом Zoho Records не первый год, но 2018-й в этом плане стал особенно урожайным, принеся сразу два новых альбома под логотипом этой компании. С одним из них, An ...
музыкальный стиль: академическая музыка, мэйнстрим
«Аргентинец в Нью-Йорке» - это Педро Жиродо о себе. Он родился на севере Аргентины, в Кордове, втором по величине городе страны, но уже более двадцати лет, с 1996 года, живет в Нью-Йорке и стал за это время весьма заметной фигурой на ...
Четыре года, четыре лучших года в истории группы, с 1978 по 1982-й провел барабанщик Питер Эрскин (р.1954) в составе Weather Report. Составляя фантастическую ритм-секцию вместе с Жако Пасториусом, он принимал участие в записи пяти альбомов ...
Тромбонист Питер Лин родился в Батон-Руж, Луизиана, он американец китайского, а точнее – тайваньского происхождения. Тонкости джазового искусства Питер постигал в нескольких университетах. У него были отличные учителя – Кертис Фуллер, ...
Petrolio – проект, основанный в 2015 году итальянским музыкантом Энрико Черрато. Первый альбом Petrolio под названием Di Cosa Si Nasce был выпущен в апреле 2017 года и получил неожиданно теплый прием в Италии и за ее пределами. Правда – ...
Новый релиз петербургского лейбла авангардной и экспериментальной музыки Intonema Records увековечил визит своего шефа Ильи Белорукова в Барселону. Там летом 2017 года саксофонист и электронщик Белоруков, один из лидеров петербургской ...
Впервые приступая к прослушиванию диска, изданного лейблом со столь оригинальным названием, как ears&eyes Records, я предполагал, что и музыку он должен издавать нетривиальную. Что же, в случае с Филом Шаргером эти надежды оправдались. The Waters ...