Южная Италия. Зеленая апулийская равнина, плоская, с небольшими холмами. Посреди нее, как фантом, как нечто ирреальное, резко контрастирующее с природным пейзажем, возвышается восьмибашенный белоснежный замок Кастель дель Монте. Его построил в XIII веке император Священной Римской Империи и по совместительству король Сицилии Фридрих II, злейший враг римского папы и друг его врагов, вольноду- мец и либерал по меркам своего времени.
Замок и окружающая его природа так поразили французского музыканта Мишеля Годара, что он нагрянул туда с коллегами и записал в древних стенах получивший широкую известность альбом Castel Del Monte. Но магия замка, видимо, не исчерпала своего действия, потому что весной 2001 года Мишель с целой командой итальянских и французских музыкантов, в том числе в сопровождении ансамбля старинной музыки Calixtinus, вновь появился в тех же местах и сделал здесь сиквел своего успешного проекта.
Мало того, что Годар играл в этот раз на достаточно редкой тубе, он еще привез в Апулию совершенно уникальный духовой инструмент XVIII века серпент — двухметровой длины змеевидный (в соответствии с названием) монстр с густым низким тембром звучания. Именно его голос задал, на мой взгляд, тон звучанию всего альбома, надо признаться, мистически-мрачноватому.
Во времена владычества норманнов, а затем и германских императоров из рода Гогенштауфенов, в том числе Фридриха II, Сицилия и юг Италии имели достаточно тесные, хоть и неявные связи с арабским восточным Средиземноморьем. Видимо поэтому музыка, записанная в стенах Кастель дель Монте, выглядит столь синтетичной: здесь заунывные восточные песнопения смешаны с западноевропейскими хоралами, джазовая импровизация переходит в чисто академическое сочинение. Это настоящий синтез времен, культур и музыкальных стилей, выполненный чрезвычайно бережно и захватывающе интересно. Если вспомнить идеи Скрябина о связи звука и цвета, то я бы назвал этот проект окрашенным в темно-пурпурные, темно-синие и фиолетовые тона, правда, с яркими зелеными (мусульманскими) блестками.
Когда Монти Александер был еще юношей, он боготворил героев знаменитых американских кинофильмов, вроде "поющих ковбоев" Джина Отри или Роя Роджерса. Как сам он говорил, "...их песни олицетворяли для меня дух свободы и вольности. Когда прошло уже ...
Первый за последние 3 года альбом талантливой дочери легендарного Нэта "Кинга" Коула. И самый первый, выпущенный ею на Verve. Кроме того, это и возвращение к продюсеру Томми ЛиПума, с которым Натали Коул работала над посвященным отцу альбомом ...
Одной из наиболее запоминающихся композиций на фестивале Electronic Beats 2001 был номер под названием Trip, то есть "путешествие". Это слово как нельзя кстати подходит для музыки его автора, норвежского трубача Nils Petter Molvaer. Она очень ...
Новое (и весьма миловидное) лицо в женском вокале. А вот от определения "джазовый вокал" я воздержусь, хоть мы и рецензируем этот диск в джазовой части "CD — Обзора". Тут виноваты и весьма условные, а в данном случае ...
Омар Дайкс выпустил альбом, на две трети состоящий из каверов его же собственных песен самых разных лет. Его вокал все больше и больше приближается по саунду к Хаулин Вулфу — рычащему и ревущему. С первой же секунды записи голос Омара заполняет все ...
Навязчивый, монотонный, акустический и даже не трех-, а буквально одноаккордный блюз в духе Джона Ли Хукера. Серьезно, мрачно, адекватно, но все же до самого Хукера пока что Тэйлор не дотягивает. Очень это коварная штука — примитивный с виду ...
Большинство критиков утверждает, что теперешний Питер Грин — это только бледная тень прежнего, незабвенных времен Fleetwood Mac. Может быть, оно и так, но вот поклонники у него остались. Его теперешняя группа Peter Green Splinter Group ...
Чистый гитарный инструментал без вокала встречается нечасто — это коммерчески не очень выгодный вариант. Основанный в свое время американским гитаристом Джоном Фэхи (John Fahey) лейбл Takoma Records записывал в основном гитаристов без ...
Поупа Чабби выпускает один альбом за другим. Что-то более удачное, что-то менее. Этот проект явно относится к первой категории. Блюз, блюз-рок, немного рок-н-ролла — и все это с изрядной долей вкуса и отличным чувством мелодии. Все песни в ...
Rabih Abou-Khalil — известнейший в Европе джазовый музыкант, продавший более полумиллиона копий своих записей. У знатоков его имя ассоциируется с неповторимым стилем, впитавшим в себя элементы арабской традиционной музыки, американского джаза и ...
Когда шеф одного из самых знаменитых в мире джазовых лэйблов лично пишет liner notes к альбому и отзывается об исполнительнице в превосходных тонах, это уже само по себе привлекает к релизу особое внимание. Брюс Лундвалл ...
Блюз живет везде: в дельте Миссисипи и в дельте Волги, в предгорьях Аппалачей и в сердце Кавказа. До статьи в "Jazz — Квадрате" № 6/01 я и слыхом не слыхивал о блюзовом трио "Ragtime" из Кабардино-Балкарии, а теперь слушаю их ...