Во времена оны имя советского музыканта, дерзнувшего продолжить свою карьеру на Западе (сделать это можно было только эмигрировав, как правило, по израильской визе, или женившись на иностранке) немедленно становилось табу на его родине. Петербуржец Миша Цыганов принадлежит к первой счастливой волне уже российских джазмэнов, чей переезд в Штаты был избавлен от какого-либо идеологического прессинга и, что особенно важно, сумевших интегрироваться в тамошнюю джазовую среду и завоевать в ней свое место под солнцем. Его переезд в Штаты был связан с учебой в знаменитом колледже в Беркли, куда Цыганова пригласил лично Гэри Бертон, и сей факт говорит сам за себя.
Представляемый альбом стал первым для Миши (это не фамильярность автора этих строк, а выбранный самим музыкантом вариант звучания собственного имени) в Америке в качестве лидера. Впрочем, он не случайно получил название Tsiganov Brothers: лидерство пианист Миша Цыганов делит здесь со своим братом Алексеем, играющим на вибрафоне. Альбом составлен полностью из пьес обоих братьев, причем авторство пьес тоже поделено по-братски – и Миша, и Алексей сочинили по пять композиций.
Что касается состава квинтета, принимавшего участие в записи альбома, выполненной в Бруклине в 2003 году, то его можно назвать мини-сборной российской джазовой диаспоры в Америке: помимо братьев Цыгановых здесь играют такие успешные и добившиеся признания в Штатах люди, как трубач Алекс Сипягин и басист Борис Козлов. Эту российско-американскую команду разбавляет лишь один…. нет, не американец, а тоже джазовый эмигрант, только уже из Мексики и тоже выпускник Беркли, прекрасный ударник Антонио Санчес.
Не знаю обстоятельств приглашения Санчеса к участию в этой записи, но присутствие в составе музыканта латинского происхождения выглядит весьма симптоматичным. Дело в том, что весь альбом Tsiganov Brothers пропитан духом латинского, а точнее бразильского джаза. Уже названия композиций говорят сами за себя: Rio De Corea, Just A Bossa, My Brazil Алексея, She Lives In Brazil, Don Arcadon Миши, но дело, разумеется, не только в названиях. В пьесах обоих братьев совершенно не чувствуется нарочитого выпячивания характерных идиом модной «латины», дух этой музыки интегрирован настолько глубоко и настолько естественен, что порой сомневаешься – в Петербурге (пардон, тогда еще Ленинграде) ли родились братья Цыгановы, может, это все таки был какой-нибудь Белу-Оризонти?
Впечатляет и сыгранность состава, хотя, согласно информации на обложке, запись, микширование и мастеринг альбома были сделаны за один день. В этом смысле я выделил бы особо пьесу Passing By, где в равной степени эффектно звучат все участники квинтета. Чаще же в пьесах Миши солирует фортепьяно (очень ярко в Don Arcadon) , в пьесах Алексея – вибрафон, а труба Алекса Сипягина ведет оживленный диалог с тем или иным солистом. Эти строки пишутся спустя десять лет после издания Tsiganov Brothers, и могу засвидетельствовать, что музыка братьев Цыгановых ничуть не утратила свежести за прошедшие годы. Интересен альбом и тем, что с тех пор проект Tsiganov Brothers продолжения не получил. Впрочем, может быть, только пока?
P.S. Комментарий Миши Цыганова: Это очень важный для меня диск, потому что это 1-й диск записанный мной в США в качестве лидера. Действительно, мы записали диск за один день, у нас даже не было репетиции полным составом. Я за несколько дней до записи собрался втроем с Сашей и Борей на пару часов и все... Мне было очень трудно собрать эту команду. Все очень занятые, постоянно в турах. Я долго со всеми переписывался, пытаясь найти хотя бы один день, когда все будут в Нью-Йорке, и после долгих попыток получилось, что этот день оказался днем моего рождения:) Так что весь свой день рождения я провел на студии записывая диск Tsiganov Brothers, и я хотел бы каждый свой день рождения проводить так же!
Что может быть банальнее рождественских песенок? Только рождественские поздравления, рождественские подарки, рождественский Санта Клаус и рождественская елка. Однако миллионы людей во всем мире с никогда не надоедающим удовольствием ежегодно ...
Хардбопу -- уже добрый полтинник. За это время, а особенно за пару последних десятилетий, и само течение, и те джазмены, которые стилистически к нему тяготеют, непрерывно менялись. Потому-то, предваряя альбом санкт-петербургского джазового трубача ...
Абдулла Ибрахим родился 9 октября (кстати, в один день с Джоном Ленноном) 1934 года. В 2004 году самый выдающийся джазовый музыкант Черного континента отметил свое 70-летие. Кроме того, на этот год пришлись еще две знаменательные даты: 50 лет назад ...
«Я никому не указываю как жить. Я хочу, чтобы каждый из вас смог представить и понять как он должен это делать. Но вот, что бы я хотел передать каждому из вас, так это Любовь, Доверие и Истину». Этими словами автора начинается красочный буклет, ...
Это уже пятый альбом бывшего клавишника группы Ronnie Earl and the Broadcasters. Как и все предыдущие,он полностью инструментальный. Самым сложным при подготовке настоящего обзора был выбор правильной рубрики : блюз или джаз. Пришлось кидать ...
Крис Кортес – это имя не встретишь среди номинантов Грэмми или, скажем, представителей джазовой элиты, фигурирующей в списках лучших по различным опросам. Зато дома его знают очень хорошо. Дома – это в Новом Орлеане и его окрестностях, ...
Это был второй альбом Эрика Долфи, записанный в качестве лидера в 1960 году, когда он еще сотрудничал с Чарли Мингусом, но до его работы с Орнеттом Коулменом. Однако, влияние последнего на этом диске очевидно. В связке с виолончелистом Роном ...
Creedence Clearwater Revival – это название, как фирменная марка успеха, притягивает как магнит! Так (или очень близко к тексту оригинала) писал в 1974 году о группе некий М. Фрид в журнале «Ровесник» и это была первая публикация о группе в ...
Три – четыре композиции классиков бразильской босса-новы (включая вещи Бадена Пауэлла и Луиса Бонфа), две композиции из репертуара крупнейших мастеров американского джаза ("Song For My Father" Хорэса Сильвера и "God Bless The Child" Билли ...
У альбома Марка Данна "Return To Peace" есть еще и подзаголовок: «Кельтское странствие через Центральную Америку». В сущности, он довольно полно отражает содержание этого диска. Семь лет назад американский пианист и композитор ...
Мне чего обычно не хватает в smooth – джазе? Перца! Или изюминки, если вам так больше нравится. Вроде и красиво все, и на месте все, и придумано неплохо, а вот не хватает чего-то. Не хватает неожиданности, уж больно все предсказуемо, не ...
Эта четверка, не побоюсь такого слова, выдающихся европейских музыкантов играет вместе с 2002 года. .То, что они делают, относится к зародившемуся в последнее десятилетие понятию «новая европейская музыка». Здесь взято буквально отовсюду понемногу — ...