Одним из самых приятных и волнующих моментов за время моей недавней поездки в Западную Европу была встреча с пианистом и композитором Дэвидом Кикоски (David Kikoski), с которым я уже успел неплохо познакомиться во время его визита в Москву (Фестиваль «Триумф Джаза», 24.02.13). Там он сопровождал великого Ройа Хэйнса (Roy Haynes), о мастерской игре которого уже полвека назад были сложены легенды. Я до сих пор считаю, что тот концерт был одним из лучших в моей жизни. Вечер был настолько хорош, что я даже не нашел в себе слов для того, чтобы выразить все пережитые эмоции (вы уж простите).
О встрече, которая состоялась у нас с ним в этот раз, уже грех будет не написать, поэтому я расскажу вам всё, но для начала прочтите небольшое биографическое отступление.
Дэвид Кикоски (1961) — влиятельнейший музыкант на современной джазовой сцене, участник ансамбля Opus 5, обладатель премии «Грэмми» за лучший джазовый альбом («Live at the Jazz Standard», в составе Mingis Big Band, 2011). До этого был номинирован на премию «Грэмми» в рамках квинтета Ройа Хэйнса (Birds of a Feather, 2001). В записи альбома также участвовали Дэйв Холланд (Dave Holland), Рой Харгроув (Roy Hargrove) и Кенни Гарретт (Kenny Garrett).
Три вечера с Кикоски и его Трио
Итак, по фантастическому стечению обстоятельств, мы ( я и Дэйв Кикоски) оказались в Мадриде в одно и то же время. Гуляя по джазовым клубам города, я заглянул в «Central Jazz Club», и мне бросилась в глаза афиша, на которой был изображен Кикоски в составе собственного трио (David Kikoski — фо-но, Kaspar Vadsholt — контрабас и Martin Andersen — ударные). На ней было также указано, что музыканты будут играть каждый вечер с 10 по 17 сентября. На календаре было десятое число, так что я как раз попадал на премьеру.
Уже вечером я был в клубе Central. Перед концертом царил легкий ажиотаж, но я без труда нашел себе столик с великолепным обзором. Кикоски прилично задерживался, поэтому у меня была возможность побеседовать с его музыкантами, которые дожидались его прихода с кружечкой пива у барной стойки. Из краткой беседы я выяснил, что бэнд в таком составе играет впервые, и они успели прорепетировать лишь несколько раз. Оба музыканта были из Дании, но если Мартина Андерсона я все же встречал на «youtube», как раз в компании Кикоски, то о Каспаре Вэдшолте не знал практически ничего. Уже после концерта, когда я позволил себе сравнить его игру с фирменными ходами Нильса Педерсена (Niels Pedersen), с удивлением узнал, что тот учился у него, и Педерсен остается для него абсолютным авторитетом.
Мартин Андерсон, в свою очередь, поведал историю о том, как он с детства хочет побывать в России, в городе Выборге (Viborg). Откуда у него это навязчивая идея, я так и не понял, но пообещал уточнить, есть ли там джазовые клубы.
Неожиданностью было то, что Кикоски без труда узнал меня, бросив с порога многозначительное: «Wow!» Времени на любезности совсем не было, поэтому музыканты помчались на сцену, а меня деликатно попросили присоединиться к ним по окончанию.
По большей части бэнд играл авторские композиции Дэвида, но были и те, что принадлежали Opus 5, а также стандарты. Время от времени музыканты замолкали, и Дэвид играл длинные десятиминутные соло. Порой запрокидывая голову назад, он мог не смотреть на клавиши несколько минут, а в следующее мгновенье, неожиданно подпрыгнув с места, буквально ложился на рояль. Во время его спонтанных импровизаций Мартину и Каспару ничего не оставалось, как полагаться на свою интуицию. Перекидываясь многозначительными, почти философскими взглядами, едва сдерживая улыбку, а иногда и смех, они смело шли туда, «Куда не ступала нога никого, кроме Кикоски». Именитый пианист почти никогда не позволял себе легкомысленных фраз. Уходя все глубже и глубже в гармонию, он очаровывал весь зал своим особым восприятием, которое можно интерпретировать даже метафизически. Поразительная техника сочеталась с искренней душевной подачей. Он успевал в одном соло пройти длинный путь: от бопа и фри-джаза до хитросплетенной латины и даже классики. Бодрая иностранная публика схватывала каждый пассаж, а аплодисменты прекращались только тогда, когда музыканты делали соло, да и в тех случаях находилось один-два человека, которые на пару со мной не прекращали аплодировать.
Следующие три вечера, вплоть до самого отъезда в Барселону, я проводил в клубе Central. После концерта мы вчетвером выходили на улицу для того, чтобы покурить (в помещении этого не разрешалось) и выпить по бутылочке пива. Дэвид вел себя очень свободно, и наше общение совсем не походило на светскую беседу, скорее наоборот, время от времени дискуссии принимали почти экстремальный оборот. Проще говоря, мы далеко не во всем были согласны друг с другом. В такие моменты наступали неловкие для меня паузы, которые чуть позже мы научились избегать. В лучших традициях старого стереотипа о выдающихся музыкантах Кикоски находится где-то на границе между гениальностью и чертовски асоциальным поведением. Я не буду вдаваться в подробности, потому что это будет крайне неучтиво с моей стороны.
С трудом мне давался и американский язык, который в его исполнении искрил гигантским количеством сленга и незнакомых мне эпитетов. Вместе с тем, когда Дэвид говорил, он был настолько заразителен, что от него попросту нельзя было оторвать взгляд. Я, Каспар и Мартин с обожанием ловили каждое его слово.
В один из вечеров, уже после концерта, мы слушали музыку из клуба и, вы не поверите, играли в игру «Отгадай мелодию». Мне будет приятно похвастаться тем, что на этом празднике жизни я занял второе место после Дэвида. В последнем раунде ваш покорный слуга буквально вырвал победу у Мартина Андерсона. Звучала композиция Уэса Монтгомери «Full House». Эпичным был момент, когда я перепутал Сару Вон и Бетти Картер. Не сдерживая хохот, музыканты клялись, что в Бруклине (где они часто бывают), мне за такое невежество могли бы «надавать по шее».
И все же самым запоминающимся и важным аспектом нашей встречи для меня остаются истории, которыми с энтузиазмом делился Дэвид Кикоски. Я слушал его с открытым ртом, когда он рассказывал байки о Джоне Колтрейне, Элвине Джонсе и Стене Гетце и многих других. Кое-какие былины Кикоски пересказывал уже со слов Ройа Хэйнса, который за долгую жизнь успел переиграть со всеми: от Чарли Паркера и Майлза Дэвиса до Луи Армстронга и Дюка Эллингтона. Представьте: теперь это сокровище в моей памяти!
И в заключении…
Возвращаясь на скоростном поезде в Барселону, я поймал себя на мысли, что даже архитектурные памятники и достопримечательности Мадрида не оставили во мне столько впечатлений, сколько эти посиделки в уютном клубе с новыми друзьями. Для меня, человека во многих отношениях джаз только открывающего, возможность пообщаться с мэтрами жанра это не просто удача, но и заветная мечта. Меня восхитило то, с какой легкостью и простотой они говорили не о таких уж и простых вещах, как гостеприимно и отзывчиво приняли в компанию молодого журналиста, которому попросту хотелось находиться рядом в тот момент, когда творилась музыкальная история.
Мы договорились с Дэвидом и его музыкантами, что в следующий раз, когда нас сведет судьба, мы подумаем на счет интервью. А сейчас я отсылаю им эту статью в надежде, что «Google Translate» справится с переводом лучше, чем он делает это обычно.
Мы привыкли к властной и откровенно жесткой манере игры, которую демонстрировал Гэри Хасбэнд уже больше двух десятилетий в качестве неутомимого ударника. Это было хорошо слышно в его игре с группой Level 42, где он играл вместе с басистом ...
музыкальный стиль: ритм-энд-блюз, фьюжн, эсид-джаз
"Брайан Огер — один из самых лучших исполнителей на В-3, которых я когда-либо слышал. Его техника потрясающа, а энергетика не имеет себе равных. Это огромный талант и удивительно теплый и привлекательный человек — просто идеальное ...
Тысяча девятьсот девяносто восьмой год. Первый Ереванский международный джаз- фестиваль. Идут последние приготовления к проведению фестиваля, организаторы уточняют списки участников. К ним обращаются и предлагают послушать 11-ти летнего мальчика ...
Утром 12 августа после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 67 лет скончался знаменитый белорусский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Аркадий Борисович Эскин. Совсем недавно, в марте нынешнего года на сцене минского Дворца ...
Широко известна легенда о том, что яблоко, упавшее с дерева, натолкнуло великого физика сэра Айзека Ньютона на формулировку закона всемирного тяготения. Яблоко упало, естественно, с яблони. Яблоко от яблони недалеко падает, гласит народная ...
Этот очерк состоялся благодаря появившемуся на страницах Интернета исследованию новосибирского джаза С. Беличенко и В. Котельникова "Замороженный джаз". Воспоминания новосибирцев позволили расширить географию продвижения одного из ...
29 мая в Минске выступил музыкант, которого белорусская публика ждала уже давно. Пианист, композитор, аранжировщик, превративший произведения Шопена в джаз. Если я добавлю, что он поляк, любители джаза без сомнения узнают Лешэка Можджера. Лешэку ...
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых ...
Нередко в обзорных статьях различных изданий, посвященных той или иной стране, встречаешь неведомо какими опросами сформированные списки пяти (десяти, пятнадцати) самых известных людей этой страны. Если говорить о Кубе, то на сто процентов такой ...
Дэйв Брубек прожил долгую и счастливую жизнь. Он внес значительный вклад в развитие джаза, став одним из основоположников целого направления. Он был одним из самых успешных музыкантов за всю историю джаза, его известность вышла далеко за рамки ...
Большую часть зимы и весны 2006-го года новейший альбом Лэрри Голдингса "Квартет", выпущенный Palmetto Records, стоял в списках самых популярных у американских любителей джаза. В течение нескольких недель, если верить данным Jazz Week, регулярно ...
"Я не могу сказать точно, почему я стал так называемым "джазовым музыкантом", но я знаю, что музыкальный язык и приемы, идущие от "джазовой" традиции и впитанные мной, помогают мне оставаться САМИМ СОБОЙ — так же, как мои родители старались ...