nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Michael Cuscuna - продюсер и переиздатель

Продюсеры бывают разные — в том числе разные и по специализации. Среди бес­численного множества тех, кто собственно продюсирует запись, то есть творчески ор­ганизует создание нового про­изведения звукозаписи, есть не очень большое подмноже­ство тех, кто как таковых но­вых записей не создает, но тем не менее способствует выходу на рынок десятков, сотен альбомов, которые в продаже оказываются зачас­тую более успешными, неже­ли новые. Да, речь идет о про­дюсерах переизданий.

Роль продюсеров переизда­ний особенно высока в джазе: этот вид музыки за 84 года доку­ментированной истории джазо­вой грамзаписи успел нарастить колоссальный корпус звукозапи­сей. Кроме того, в силу различ­ных причин получилось так, что огромное большинство джазо­вой аудитории слушает именно старые записи. Главная причина здесь в том, что в истории джаза есть несколько пиков колоссаль­ной высоты, превысить творчес­кий уровень которых современ­ные нам джазмены не в состоя­нии. Проще говоря, записи тита­нов—Дюка Эллингтона, Майлса Дэвиса, Джона Колтрейна; про­сто великих — Джо Хендерсона, Коулмена Хокинса, Декстера Гордона, Фредди Хаббарда, Стэ­на Кентона, Чарлза Мингуса, Бобби Хатчерсона, Милта Джек­сона, Джекки Маклина, Ли Мор­гана, Айка Квебека, Вуди Шоу и десятков других — в обозримом будущем все еще будут прода­ваться лучше, нежели работы нынешнего поколения джазовых музыкантов; при этом, плодови­тость титанов и "просто великих", даже тех, кто давно ушел из жиз­ни, оставила для истории неис­числимое число их записей, зна­чительная часть которых до сих пор вполне конкурентоспособна как по творческим, так и по техни­ческим показателям. Это и есть тот самый груз прошлого, кото­рый ощущают на себе нынешние джазмены и о котором говорил один из величайших джазовых продюсеров прошлого Джордж Авакян. И существование этого груза означает, что сегмент пере­изданий на джазовом рынке в обозримом будущем будет оста­ваться весьма и весьма важным. А значит, велика будет и роль продюсера переизданий.

Безусловным лидером в этом сегменте рынка считается нью-йоркский продюсер Майкл Кускуна. Кстати, альбомы всех вы­шеперечисленных титанов и "просто великих", равно как и еще нескольких десятков им по­добных, в изобилии присутству­ют в дискографии работ Кускуны. И отнюдь не единично: так, Майкл продюсировал переизда­ния девяти альбомов Мингуса, пятнадцати — Кентона, двенад­цати — Хаббарда, семнадцати — Гордона, двадцати девяти — Колтрейна... Общее число вы­полненных им переизданий ис­числяется сотнями. Кускуну счи­тают ключевой фигурой в исто­рии бума джазовых переизда­ний, начавшегося в середине 80- х с массовым распространени­ем формата CD, а его имя — си­нонимом понятия "качественное переиздание". Хотя, помимо пе­реизданий, он продюсирует до­вольно много и нового материа­ла, зачастую тех же самых музы­кантов, чьи более ранние рабо­ты он переиздает.

Майкл Кускуна родился в Стэмфорде, штат Коннектикут, 20 сентября 1948 г.. Он довольно успешно учился играть на флей­те, саксофоне и барабанах, од­нако говорит, что его целью с са­мого начала было создание соб­ственной фирмы грамзаписи. Путь его к этой цели не был осо­бенно тернист, зато был изви­лист. Он начал с работы на ра­дио на филадельфийской стан­ции WXPN, где вел джазовую программу в конце 60-х, и сразу вслед за ней — на WPLJ в Нью- Йорке, где вел утренние музы­кальные эфиры, а также с рабо­ты на лейбле ESP. Он отдал дань и журналистике, много публику­ясь в "Даунбите" и журнале Jazz And Pop. Кстати, именно его жур­налистский опыт позволил ему в дальнейшем стать одним из луч­ших авторов так называемых liner notes — статей на обложках и в буклетах пластинок.

Первые его опыты в продюсировании относились тоже к кон­цу 60-х, причем начал он сразу с величайших блюзовых артистов того времени, гитариста Бадди Гая и исполнителя на губной гар­монике Джуниора Уэллса.

Самой первой его профессио­нальной продюсерской работой в джазе стал альбом, вышедший в 1969 г. на чикагском лейбле Delmark — дебютная запись чи­кагского фанк-джазового гитари­ста Джорджа Фримена, брата одного из нынешних патриархов чикагской сцены, Вона Фримена, и дяди саксофониста Чико Фри­мена, прославившегося в 80-е. Полученный опыт так впечатлил Кускуну, что он покинул радиове­щание и в начале 70-х стал штат­ным продюсером крупного, авто­ритетного лейбла Atlantic, где он делал записи пианиста Дейва Брубека и звезд чикагской аван­гардной сцены — Art Ensemble Of Chicago. 70-е были для Кускуны довольно пестрыми: помимо Atlantic, за это десятилетие он успел поработать с такими лейб­лами, как Motown, Arista, Muse, Freedom, Novus — заметим, что в это время он впервые сталки­вается с работой над переизда­ниями, выпуская на лейбле ABC записи 50-х гг., в оригинале вы­ходивших на лейбле Impulse!.

Как только формат СО полу­чил более или менее массовое распространение в США, а именно — в 1983 г., Кускуна на­конец реализовал свою мечту о собственном лейбле, основав в тандеме с покойным ныне Чар­ли Лурье компанию Mosaic Records. Концепцией этого лей­бла было и остается создание своего рода академических из­даний — полных переизданий всех записей того или иного му­зыканта за тот или иной период его творчества, как правило, связанный с работой на том или ином лейбле — ну, например: "Все записи квинтета Чико Хэ­милтона на лейбле Pacific" — всего 91 трек, записанный с 1954 по 1959 гг. Общее число коллекций перевалило за сот­ню, то есть лейбл выпускает больше пяти коллекций в год! Все без исключения коллекции записей, выходившие на Mosaic за восемнадцать лет существо­вания лейбла, выпускаются в виде так называемых box sets — коробочных комплектов — и ни­когда не продаются в магазинах, кроме, разве что, бывших в упо­треблении экземпляров, кото­рые иногда встречаются в отде­лах Used CDs. Все продажи Mosaic осуществляются только и исключительно через прямые почтовые заказы. Причем это не массовые издания. Все коллек­ции выходят лимитированным тиражом, как правило, от двух с половиной до десяти тысяч ко­пий. Лимитированность его за­ключается не в количестве эк­земпляров, а в периоде, на кото­рый Mosaic выкупает лицензии, — это, как правило, от трех до пяти лет, и после истечения это­го срока лейбл не имеет права делать допечатку тиража. Все бокс-сеты, как компактные, так и до сих пор выпускаемые бук­вально считанными десятками виниловые, стоят очень дорого — в среднем от 100 до 300 дол­ларов. И тем не менее лейбл не только успешно живет, полно­стью окупая свои затраты и да­же принося кое-какую прибыль, но и стал своего рода эталоном, создателем индустриального стандарта переизданий истори­ческого аудиоматериала. Счи­тается, что выпустить переизда­ние лучше, чем это делают на Mosaic, очень трудно, если во­обще возможно: можно лишь приближаться к их уровню.

Значительное большинство наименований выпускается как на виниле, так и на CD, хотя, ко­нечно, на виниле гораздо мень­шим тиражом. Каждое такое пе­реиздание, будь то виниловое или на CD, упаковывается в кра­сивую коробку размером в стан­дартный виниловый альбом, в которой, помимо собственно пластинок, находится и буклет размером в хорошую книгу, со­держащий исчерпывающие ис­торические материалы по всем использованным записям и всем артистам-участникам, а также огромное количество фотомате­риалов. Последними особенно славятся переиздания материа­ла, первоначально выпускавше­гося Blue Note: одной из ключе­вых фигур этого лейбла был фо­тограф Фрэнсис Волфф, кото­рый запечатлевал на пленке практически каждую сессию грамзаписи, делавшуюся для лейбла.

Помимо Mosaic, Кускуна на протяжении всех этих лет про­должал работать и с другими лейблами — как с переиздания­ми, так и с оригинальными запи­сями. Наиболее значительна его работа на GRP, где он переизда­вал классический каталог Impulse!, и на Blue Note, с кото­рым в последние годы тесно ин­корпорирован лейбл Mosaic. На­ряду с главой Blue Note Брюсом Линдваллом и Бобом Белденом, Кускуна входит в продюсерский правящий триумвират этой авто­ритетнейшей фирмы.

Кускуна начал свою деятель­ность на Blue Note еще в 1976 г., причем начал с первых переиз­даний бестселлеров прошлых десятилетий, продюсировав­шихся в 1950-е—60-е гг. основа­телем Blue Note Алфредом Лай­оном и записывавшихся вели­ким звукорежиссером Руди Ван Гелдером. Также в начале про­дюсерской карьеры он работал в тандеме с Чарли Лурье—отку­да нетрудно проследить буду­щую последовательность: осно­вание Mosaic вместе с Лурье в 83-м, титаническая программа переизданий нового лейбла и ассоциация Mosaic и Blue Note, последовавшая во второй поло­вине 90-х.

Зачем понадобилось созда­вать отдельную компанию для переизданий? Хотя Кускуна дип­ломатично обходит этот вопрос, думаю, причина тут в том, что Blue Note переиздавала и пере­издает только собственные запи­си, не касаясь даже каталогов других лейблов, принадлежащих тому же концерну EMI, что и сама Blue Note. Что же до Mosaic, то ее переиздания включают продук­цию таких значимых в джазовой истории лейблов, как Pacific Jazz, Capitol, CBS, Verve, Roulette, Decca, Atlantic, Reprise — вклю­чая, разумеется, и Blue Note.

Переиздания Mosaic и вообще все переиздания, делающиеся Кускуной, считаются эталонными не только по издательским пока­зателям: это еще и эталонный звук. Обычное восстановление исторических записей — далеко не все, что делает Кускуна. На­пример, один из самых успешных релизов Mosaic "Thad Jones/Mel Lewis Solid State Recordings" фак­тически был не восстановлен, а почти что сделан заново: масте­ра оригинальных пластинок со­держали введенную в начале 70- х дополнительную искусствен­ную реверберацию и довольно грубо смонитрованы, ведь было даже слышно, где ножницы про­дюсера исходных выпусков уда­лили то или иное соло, так что пришлось поднимать оригиналь­ные ленты и все сводить и масте­рить заново.

Первые шесть лет лейбл ра­ботал у Чарли Лурье дома. По­том, в 89-м, Лурье и Кускуна сня­ли здание в родном городе Май­кла — Стэмфорде, в котором лейбл располагается и сейчас. Тогда работников Mosaic было четверо, в последние годы стало семеро, и по этому поводу Куску­на замечает: "Мы не стремимся нанимать слишком много наро­ду, потому что, знаете ли, это не тот бизнес, который купается в деньгах".

Сейчас Кускуна руководит лейблом один: Чарли Лурье умер 31 декабря 2000 г..

Кирилл Мошков

Jazz-Квадрат, №2/2002





стиль
джаз
автор
Кирилл МОШКОВ
страна
США


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие

  • стиль: джаз, джаз
«Алексей из рода Баташевых» - так называется фильм из цикла «Звезды России» Российской центральной студии документальных фильмов, отснятый лет 10 назад. Этот фильм, рассказывающий об Алексее Николаевиче и его роде - древнем и знаменитом, снимался в ...
  • стиль: джаз, джаз
За день до великого праздника пасхи, 10 апреля 2004г. в 3 часа утра ушел из жизни музыкальный критик, журналист, редактор, ведущий теле- и радиопередач, лектор, организатор концертов, фестивалей и гастролей, продюсер компакт-дисков, неутомимый ...
  • стиль: джаз, джаз
Большинство ведущих звукорежиссеров, специализирующихся на записи джаза, — и Джим Андерсон, и Ал Шмидт, и Боб Тиле, и сам Руди Ван Гелдер — американцы. Но это вовсе не означает, что среди ведущих джазовых звукорежиссеров нет европейцев. Есть, и ...
  • стиль: джаз, джаз
Меценат, Гай Цильний - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным. (из Википедии) Меценат, как явление, наверняка древнее римского патриция, ...
  • стиль: джаз, джаз
1 января известный джазовый критик Валерий Копман поднял бокал не только за наступивший год, но и за круглую дату в своем творчестве - 30лет в журналистике. В ней он выбрал для себя одну единственную тему - джаз. Сам он джаз не исполняет, а на ...
  • стиль: джаз, джаз
Кто из наших джазофилов и прочих истовых джазфэнов не мечтал в свое время иметь настоящую "Энциклопедию джаза"? Когда в самом начале 60-х годов я впервые увидел сей увесистый том у своего приятеля в Ленинграде, то целый вечер ползал у него по полу, ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя этого человека я впер­вые услышал в середине 60-х, когда, учась в старших классах школы, уже интере­совался музыкой и джазом, в частности. У старшего брата было много джазовых пла­стинок, и я часто приходил к нему послушать музыку В один из ...
  • стиль: джаз, джаз
После того, как стало извест­но, что в начале лета амери­канцу Джеку Вартугяну была присвоена Премия Лоны Фут — Боба Парента "За со­вершенство в джазовой фо­тографии", о чем писали многие издания, у меня воз­никло желание поближе по­знакомиться с ...
  • стиль: блюз, блюз
На написание этого очерка меня сподвигло одно обсто­ятельство. Всю свою созна­тельную жизнь я коллекцио­нирую грампластинки. Этот процесс у меня разделился на три этапа: начинал еще в безоблачном детстве, в дале­ких шестидесятых, когда ро­дители ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com