После того, как стало известно, что в начале лета американцу Джеку Вартугяну была присвоена Премия Лоны Фут — Боба Парента "За совершенство в джазовой фотографии", о чем писали многие издания, у меня возникло желание поближе познакомиться с этим человеком, фотографии которого я часто видел в различных профессиональных музыкальных изданиях, в джазовых календарях и на обложках глянцевых журналов.
Через Международную ассоциацию джазовых журналистов, присудившую ему эту самую премию, нахожу адрес и пишу. Несколько дней проходят в ожидании, и вот приходит ответ, очень теплый и подробный. По тону письма чувствовалось, что 65-летний мастер был тронут вниманием с родины предков к своей персоне и с удовольствием пошел на контакт. На мои обычные для такого случая вопросы (семья, что привело в фотографию, почему специализируется именно на джазе, что старается выразить в своих работах, какой камерой предпочитает работать) он отвечал, как мне показалось, с удовольствием и обстоятельно
Джек Вартугян: "Я родился в Детройте, как и наша мать— у меня есть еще младший брат), кстати, ей через месяц будет 87! А вот моя бабушка была родом с Кипра, а дедушка - из Александрии. Отец мой родился в Буэнос- Айресе. и когда ему исполнилось всего три месяца, родители привезли его в Детройт. Его родители приехали в Америку из Египта. Так что, как видишь, я стопроцентно западный армянин!
С детства я слышал музыку дома. Причем, лет так с пятнадцати начал самостоятельно слушать именно джазовую музыку. А вообще родители, да и я, любили музыку всякую — армянскую, латиноамериканскую (это особенно любила моя мама) и, конечно, популярную американскую...
По специальности я историк, заканчивал Wayne State University. Там же познакомился с будущей женой Линдой. Мы поженились в 1963, в том же году я получил ученую степень в области истории Востока. Потом переехали в Нью-Йорк, и там, в Колумбийском университете, получил возможность углубиться в проблемы истории Армении и Оттоманской Турции. Занимался наукой вполне серьезно — изучал сам, преподавал в университете... Но так как найти хорошо оплачиваемую работу в этой сфере достаточно трудно, понял, что зарабатывать на жизнь придется чем-то другим. И пока на протяжении нескольких лет пытался найти работу по специальности, пришлось превращать мое детское хобби — фотографию — в источник средств к существованию.
Нашу первую фотокамеру (жена тоже оказалась любителем снимать) мы купили в 1968, это была 35-миллиметровая Minolta. На свою первую же пленку я снял концерт звезды джазового саксофона Фарао Сандерса, игравшего в клубе Slug’s. Конечно, фотки получились ужасными, ведь я тогда не знал, как нужно снимать в особых условиях. Но, несмотря на первую неудачу, я продолжал снимать концерты, ведь тогда этого никто не запрещал (это сейчас менеджеры разрешают снимать лишь в первые пять-десять минут концерта)! Именно тогда, в первые годы работы, мне удалось сделать замечательные снимки Дэйва Брубека, Майлза Дэвиса, Телониуса Монка, Тины Тёрнер и многих других. И, естественно, мои снимки становились все лучше и лучше. Наконец тогда же, в начальный период моей карьеры музыкального фотографа, профессиональный журнал Даунбит купил у меня несколько фотографий для обложки. Правда, заплатили они минимум, но это было уже признание для начинающего фотографа!
Тот шаг был очень важным для меня и моей семьи, поскольку я так и не смог найти работу по основной специальности, и мне приходилось снимать концерта профессионалов и любителей, различные танцевальные вечера, чтобы заработать денег. Линда тоже занималась этим делом, правда, она смогла на постоянной основе устроиться фотографом в журнал Time, и через нее мои фотографии тоже стали часто там появляться. Постепенно мой авторитет и успехи росли, и к концу 80-х я забыл о своих планах в области истории и вплотную занялся фотографией. Тогда я уже достаточно часто печатался во многих серьезных журналах. А потом меня пригласили работать в Институт музыки мира. Там изучают всю музыку — классическую, эстрадную, фолклорную, причем всех стран и народов мира. Меня очень обрадовала эта работа, так как, работая для отдела восточной музыки, я мог часами слушать знакомые и издавна любимые мелодии. Временами мне даже казалось, что это отец снова и снова поет для меня песни моего детства. Ну, а кроме того, там же я ближе знакомился с классической и оперной музыкой. Эту музыку я тоже очень люблю и слушать, и снимать (кстати, у меня очень много фотографий мировых звезд оперы и балета). Потом я перешел в New York Times, где на протяжении почти семнадцати лет по заказу редакции снимал джазовых артистов. Я люблю и знаю джаз, и, наверное, поэтому именно этот жанр мне удается отображать лучше всего. А главное, я наконец- то начал видеть вживую тех исполнителей, музыку которых слышал и которыми восторгался очень давно.
Моя жена тоже стала хорошим фотографом, специализирующимся на музыкальном мире. Она может охотиться за ситуацией месяцами, я же, напротив, снимаю все подряд, а потом выбираю удачные кадры из множества отснятых. Ее фотографии печатаются в самых крупных и престижных глянцевых журналах. И, кстати, хорошо продаются! На сегодняшний день нам с ней удалось собрать огромный фото-архив звезд музыки (www.FrontRowPhotos.com) со всех частей света и разных жанров, причем мы владеем очень многими уникальными фотографиями, особенно старых артистов, за которыми охотятся многие издания, пишущие о музыке.
Слушать джаз я, конечно же, начал задолго до того, как стал фотографировать. Потом меня увлекла идея передать живую душу джаза и не только (например, балета) при помощи статичного изображения на бумаге. Фотографирование музыкантов и танцоров напоминает бесконечную гонку за ускользающим объектом. Только находишь момент, ракурс, а он уже изменился! Я много экспериментировал, пытаясь поймать на концерте тот самый момент, ту самую застывшую картинку, которая смогла бы передать атмосферу, чувства музыканта, впечатления от исполняемой музыки. Причем сделать это нужно так, чтобы человек, который не был на концерте или даже плохо представляет себе тот или иной жанр, мог по фотографии понять, о чем идет речь. Иначе это будет фотография на паспорт или водительское удостоверение! Почти всегда, когда бываю на концертах, то ловлю себя на мысли, что выбираю такой момент, даже если пришел без камеры. Хотя, конечно, нельзя сказать, что я использую музыку лишь как объект для съемок. Музыку я люблю и слушаю ее без всяких задних мыслей!
Последние 4-5 лет мы снимаем цифровыми камерами. Их у нас много, но любимая - Nikon SLR. Старые наши кадры мы сканируем, переводим на цифру, слава Богу, сейчас есть масса всяких электронных приспособлений, способствующих тому, чтобы ни одна точка, ни один оттенок старой фотографии не потерялся. Но, поверь, ни одна из этих новотехнологических штучек не поможет поймать тот самый убедительный, "говорящий" обо всем момент из жизни!
Что касается старой пленочной техники, то скажу по секрету: когда у меня просыпаются ностальгические чувства, я беру свою старую камеру Leica, пару катушек и отправляюсь в один из моих любимых джазовых клубов Америки Village Vanguard. Нахожу укромный темный уголок, устраиваюсь удобнее и стараюсь поймать единственный нужный мне кадр. Правда, потом с этими пленками приходится долго и много возиться, чтобы придать фотографии окончательно требуемый вид. Но зато результат почти всегда бывает отличный. У подобных фотографий всегда есть живое дыхание! Что касается новой цифровой техники, то ее использование совсем не ведет к попытке "украсть душу". В результате ее использования фотографии получаются неживыми. Ведь в конечном счете главную роль играет объект и фотограф, а не камера. Она — лишь кусок металла. Зато с помощью цифровой техники можно создавать эффекты, ранее невозможные. И за счет получаемых дополнительных красок удается правильнее передать свой замысел, точнее отобразить реальность, высветить больше нюансов. Так что, главное — знать, что ты хочешь сказать, что ты хочешь, чтобы человек увидел на твоей фотографии, чтобы он четко понял чувства твои и музыканта. И в данной триаде "человек-пленочная камера-цифровая камера" нет никакого противопоставления. Все делает фотограф, а камеры, даже самые хитрые и совершенные — лишь инструмент в руках человека. И этот принцип никогда не изменится".
«Алексей из рода Баташевых» - так называется фильм из цикла «Звезды России» Российской центральной студии документальных фильмов, отснятый лет 10 назад. Этот фильм, рассказывающий об Алексее Николаевиче и его роде - древнем и знаменитом, снимался в ...
За день до великого праздника пасхи, 10 апреля 2004г. в 3 часа утра ушел из жизни музыкальный критик, журналист, редактор, ведущий теле- и радиопередач, лектор, организатор концертов, фестивалей и гастролей, продюсер компакт-дисков, неутомимый ...
Большинство ведущих звукорежиссеров, специализирующихся на записи джаза, — и Джим Андерсон, и Ал Шмидт, и Боб Тиле, и сам Руди Ван Гелдер — американцы. Но это вовсе не означает, что среди ведущих джазовых звукорежиссеров нет европейцев. Есть, и ...
Меценат, Гай Цильний - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным. (из Википедии) Меценат, как явление, наверняка древнее римского патриция, ...
1 января известный джазовый критик Валерий Копман поднял бокал не только за наступивший год, но и за круглую дату в своем творчестве - 30лет в журналистике. В ней он выбрал для себя одну единственную тему - джаз. Сам он джаз не исполняет, а на ...
Кто из наших джазофилов и прочих истовых джазфэнов не мечтал в свое время иметь настоящую "Энциклопедию джаза"? Когда в самом начале 60-х годов я впервые увидел сей увесистый том у своего приятеля в Ленинграде, то целый вечер ползал у него по полу, ...
Имя этого человека я впервые услышал в середине 60-х, когда, учась в старших классах школы, уже интересовался музыкой и джазом, в частности. У старшего брата было много джазовых пластинок, и я часто приходил к нему послушать музыку В один из ...
На написание этого очерка меня сподвигло одно обстоятельство. Всю свою сознательную жизнь я коллекционирую грампластинки. Этот процесс у меня разделился на три этапа: начинал еще в безоблачном детстве, в далеких шестидесятых, когда родители ...
Продюсеры бывают разные — в том числе разные и по специализации. Среди бесчисленного множества тех, кто собственно продюсирует запись, то есть творчески организует создание нового произведения звукозаписи, есть не очень большое подмножество тех, ...