1 января известный джазовый критик Валерий Копман поднял бокал не только за наступивший год, но и за круглую дату в своем творчестве - 30лет в журналистике. В ней он выбрал для себя одну единственную тему - джаз. Сам он джаз не исполняет, а на вопрос "За что вы полюбили джаз?" цитирует Луи Армстронга: "Если вы так спрашиваете, значит, вы никогда его не полюбите".
Заморское слово "джаз"
Журналистское крещение Валерия состоялось в 1974 году. 1 января в "Советской молодежи" вышло его интервью с пианистом Улдисом Стабулниексом, получившим 3-ю премию на международном конкурсе джазовых тем в Монако. Называлось оно "Премия за балладу". С того памятного момента популяризация джаза стала для Валерия делом жизни.
Джаз он полюбил лет в пятнадцать, слушая довоенные пластинки, радиопередачи Уиллиса Коновера и первые концерты Рижского эстрадного оркестра. Вот только исполнителя, увы, из него так и не вышло - охоту к игре на фортепиано отбила строгая учительница музыки. Зато он стал благодарным слушателем и критиком, до сего дня не пропускающим ни одного джазового концерта в Латвии.
Тогда, в 50-е годы, пионерами латвийского джаза были Гунар Кушкис, Борис Коган, Раймонд Паулс, Виталий Долгов... В клубе электромеханического завода, а летом на взморье играл джазовые композиции оркестр Ивара Мазурса.
- Эта музыка сразу увлекала меня, - вспоминает Валерий Копман, к 20 годам осознавший, что джаз в стране заслуживает большего внимания. - Но почему-то он звучал далеко не везде, пластинок с ним не выпускали, программ о нем не делали, статей, а тем более книг, не писали. По части информации о джазовых исполнителях, латвийских особенно, был полный вакуум. Лишь на радиоволне "Голос Америки" звучали загадочные слова: "джем-сешн", "би-боп", "кул-джаз"...
Путь в журналистику
В начале 60-х в прессе начали появляться первые заметки о джазе. Затронута была и тема открытия в Риге джаз-клуба. В 67-м после выступления в Риге ленинградских музыкантов в "Советской молодежи" появилась статья музыковеда Петра Печерского "Мысли о джазе". Валерий отозвался на приглашение к разговору - и написал в "Молодежку" письмо. "Почему мы молчим о джазе? - вопрошал он. - Почему не знаем имена наших джазовых музыкантов? Почему джазового клуба у нас нет?"
Письмо опубликовали. А в 71-м автора отыскали и предложили организовывать в кафе "Аллегро" концерты джазовой музыки. Там-то и заприметил его молодежкинец Владимир Стешенко, которого Валерий считает своим крестным отцом в журналистике, и предложил сделать совместное интервью с историком советского джаза Алексеем Баташевым. "Молодежка" была в то время отдушиной в жизни читателя и охотно печатала статьи увлеченных людей - о музыке, театре, кино...
- Все мои материалы принимали с интересом, - говорит Валерий, - тогдашний редактор "Молодежки" Виктор Рябикин благосклонно относился к джазу. Мне на редакторов вообще везло. Хвалили за чувства - это меня вдохновляло. Моей целью стал ликбез публики, знакомство ее с джазовыми музыкантами, лексикой джаза, особенностями этого музыкального жанра. Это сейчас в библиотеках, в Интернете море информации, а тогда я по крупицам собирал биографические сведения о зарубежных музыкантах - в букинистических магазинах пропадал, с английского переводил, данные перепроверял. Каждая статья была выстраданной.
В том же 74-м впервые в СССР он напишет большой материал об Элле Фицджеральд. Расскажет о Дюке Эллингтоне и Каунте Бейси и начнет знакомить читателя с латвийскими звездами джаза: барабанщиком Зигурдом Резевским, саксофонистами Эгилом Страуме и Раймондом Раубишко и другими. О братьях Овечкиных из Иркутстка он тоже писал - критикуя отсутствие настоящего свинга и робкие импровизации.
Туба - это не труба
Конечно, и без курьезов не обходилось. Корректура, например, с завидным упорством исправляла название музыкального инструмента "туба" на "труба", и Валерий вылавливал ошибку уже в гранках. Одна из его статей называлась "Фестиваль просится в город". Потом редактора газеты отчитал чиновник из министерства культуры: дескать, чтобы называть мероприятие "фестивалем", разрешение Москвы требуется. Однажды раздался звонок из ЦК партии: "Об этом трио не писать!" - так читатель и не узнал ничего о канадском джазовом трио Макферсона, выступавшем в Риге.
В 75-м в Риге откроется джаз-клуб, а в следующем году начнет свою 19-летнюю историю знаменитый на весь Союз джазовый фестиваль "Ритмы лета". Копману было о чем писать. Он с удовольствием ездил на джазовые фестивали в другие республики, особенно если в них участвовали наши музыканты. Стал он и свидетелем успешного выступления латвийских джазменов в США.
В начале 80-х Валерий продвигал идею о филармонических концертах джазовой музыки. Интересовавшихся джазом хватало. Однажды с историей этого жанра Копман выступал перед латышской аудиторией - преподавателями музыки со всей Латвии.
Его статьи отмечали и московские критики. Он печатал интервью с джазовыми музыкантами не только в латвийской прессе ("Молодежке", "Ригас балсс", "Лиесме", "Падомью яунатне"), но и в изданиях союзного значения: журналах "Музыка в СССР", "Мелодия", "Советская эстрада и цирк"...
Валерий обрел массу друзей среди критиков и музыкантов. Игорь Бутман из Питера, Сергей Манукян из Грозного и Пятрас Вишняускас из Вильнюса после статьи Копмана "Новая волна советского джаза" говорили: "Нас открыли в Риге". Вячеслав Ганелин из Литвы, чье трио, исполнявшее современный джаз, впервые представляло СССР на родине джаза - в США, по возвращении дал первое интервью именно Копману. До сего дня Валерий поддерживает теплые отношения с "первой леди советского джаза" вокалисткой Татевик Оганесян, ныне живущей в Америке. На почве джаза он познакомился с известным композитором Юрием Саульским - тот был председателем секции джазовой музыки Союза композиторов России и регулярно приглашал Валерия на московские форумы джаза.
В прошлом году Копмана, единственного из Латвии, позвали в Москву на джазовый фестиваль "80-летие российского джаза" - он был упомянут в буклете фестиваля как один из ярких пропагандистов джаза в СССР.
Кто лучший в джазе
В 81-м году в "Советской молодежи" Валерию удалось осуществить грандиозный проект, свою давнишнюю мечту - устроить ежегодный опрос на предмет определения лидеров советского джаза: лучших музыкантов, групп и оркестров страны - по образцу рейтингов авторитетного американского журнала Down Вeat . Идею в редакции поддержали. Копман разработал анкету, которую заполняли более 30музыковедов, критиков и джазовых обозревателей со всего Советского Союза. Это был первый в СССР опыт подобного рода. Резонанс был огромным. О результатах этих опросов сообщали союзные издания, ТАСС, Центральное телевидение, о них писала мировая пресса, они звучали на радио "Свобода". В 80-е упомянула опросы и New York Times : "В СССР есть два джазовых явления: трио Вячеслава Ганелина и опросы джазовых критиков в газете "Советская молодежь". Для самих музыкантов это было своего рода паблисити. Попадание в рейтинг они расценивали как признание их таланта.
Один из номеров "Молодежки" Валерий хранит целиком. На трех полосах - речь Горбачева на Пленуме ЦК КПСС "Революционной перестройке - идеологию обновления", на последней, четвертой, странице - уголок спорта и его, Копмана, на полполосы результаты опроса критиков "Джаз-87". "Вот так мы выступили на пару с Михаилом Сергеевичем", - смеется Валерий.
Последний, 10-й, опрос "Все звезды" вышел накануне распада СССР, в 90-м, и на протяжении всех лет в рейтингах фигурировали имена латвийских музыкантов. Раймонд Раубишко признавался лучшим тенор- саксофонистом страны, Владимир Вайнер - лучшим кларнетистом, в тройку лучших попали трубач Гунар Розенберг, контрабасист Ивар Галениекс. Эгил Страуме, Юрий Мутулис, Ольга Пирагс, Марис Бриежкалнс, Паул Миерлейс тоже постоянно значились в звездах.
- Латвийский джаз достиг многого, - говорит Валерий. - Наших джазменов хорошо знают за рубежом, в Латвии проходят фестивали джазовой музыки, послушать ее можно и в клубе "Гамлет". Публика проявляет к джазу здоровый интерес. Да и информации хватает. Но по закону спирали все повторяется. Происходит размытие жанра - какую только музыку не называют джазом! В анонсах концертов любой зарубежный исполнитель - мировая величина. И опять встает вопрос о необходимости открытия в Риге джаз-клуба, который бы смог объединить любителей и музыкантов. Жаль, что исполнителей джаза значительно меньше, чем в 70-е - если бы не эмиграция, Рига могла бы стать вторым Нью-Йорком, да и связи с джазменами Росии прервались. Возможно, с открытием Московского культурно-делового центра все удастся возобновить. Я бы с удовольствием принял в этом участие.
По-прежнему в области джазового образования мы сильно отстаем от той же Литвы, где основы джаза постигают в детской музыкальной школе, в училище и консерватории. У нас все скромнее. Пианист Виктор Ритов читает в Музыкальной академии курс "Джазовый камерный ансамбль", да в Рижской высшей школе педагогики и руководства образованием преподают основы джазового исполнительства по инструментам и вокалу. Дважды в год, на фестивалях джазовой музыки: Rоgas ritmi, организацией которого занимается Центр новой музыки во главе с Марисом Бриежкалнсом, и летнем фестивале в Саулкрасты, проводятся мастер-классы.
...А Валерий Копман по-прежнему пишет о джазе, рассказывает о нем в средних школах, консультирует выпуск учебника по музыке (раздел о джазе), с особым интересом встречается с музыкантами 50-60-х годов, продолжая собирать материал, который ляжет в основу книги об истории латвийского джаза.
«Алексей из рода Баташевых» - так называется фильм из цикла «Звезды России» Российской центральной студии документальных фильмов, отснятый лет 10 назад. Этот фильм, рассказывающий об Алексее Николаевиче и его роде - древнем и знаменитом, снимался в ...
За день до великого праздника пасхи, 10 апреля 2004г. в 3 часа утра ушел из жизни музыкальный критик, журналист, редактор, ведущий теле- и радиопередач, лектор, организатор концертов, фестивалей и гастролей, продюсер компакт-дисков, неутомимый ...
Большинство ведущих звукорежиссеров, специализирующихся на записи джаза, — и Джим Андерсон, и Ал Шмидт, и Боб Тиле, и сам Руди Ван Гелдер — американцы. Но это вовсе не означает, что среди ведущих джазовых звукорежиссеров нет европейцев. Есть, и ...
Меценат, Гай Цильний - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным. (из Википедии) Меценат, как явление, наверняка древнее римского патриция, ...
Кто из наших джазофилов и прочих истовых джазфэнов не мечтал в свое время иметь настоящую "Энциклопедию джаза"? Когда в самом начале 60-х годов я впервые увидел сей увесистый том у своего приятеля в Ленинграде, то целый вечер ползал у него по полу, ...
Имя этого человека я впервые услышал в середине 60-х, когда, учась в старших классах школы, уже интересовался музыкой и джазом, в частности. У старшего брата было много джазовых пластинок, и я часто приходил к нему послушать музыку В один из ...
После того, как стало известно, что в начале лета американцу Джеку Вартугяну была присвоена Премия Лоны Фут — Боба Парента "За совершенство в джазовой фотографии", о чем писали многие издания, у меня возникло желание поближе познакомиться с ...
На написание этого очерка меня сподвигло одно обстоятельство. Всю свою сознательную жизнь я коллекционирую грампластинки. Этот процесс у меня разделился на три этапа: начинал еще в безоблачном детстве, в далеких шестидесятых, когда родители ...
Продюсеры бывают разные — в том числе разные и по специализации. Среди бесчисленного множества тех, кто собственно продюсирует запись, то есть творчески организует создание нового произведения звукозаписи, есть не очень большое подмножество тех, ...