На написание этого очерка меня сподвигло одно обстоятельство. Всю свою сознательную жизнь я коллекционирую грампластинки. Этот процесс у меня разделился на три этапа: начинал еще в безоблачном детстве, в далеких шестидесятых, когда родители купили мне проигрыватель. Второй этап начался в студенческие годы и далее продолжился благодаря первой длительной командировке за границу. Третий этап — это появление новых возможностей грамзаписи. Четвертого я уже, наверное, не вынесу или не доживу до него. Причем, я никогда не отказывался от двух предыдущих коллекций. Правда, в силу разных житейских обстоятельств и перипетий некоторые записи исчезали бесследно, некоторые приходили в негодность, изнашивались, делая невозможным их дальнейшее прослушивание.
От коллекции к коллекции я переходил на более высшую, качественную ступень понимания музыки — от простой непритязательной советской эстрады, к западным крунерам, далее через легкий поп-рок приближался к более серьезным формам рок-музыки. Ну и, наконец, последний этап — попытка осмыслить джаз, его истоки в виде блюза, госпелз, спиричуэлз. Мне кажется... Нет, я точно знаю, что самым интересным был второй этап, этап коллекционирования виниловых грампластинок, причем независимо от того, была это настоящая фирма в виде Парлофона или Полидора, продукция индийской фирмы Дум-Дум или Польские Награния, чешский Супрафон или Амига из ГДР, болгарский Балкантон или родная советская Мелодия. Каждая пластинка давала нужную мне информацию, и, порой невзирая на жуткое качество отечественных грампластинок, не говоря уже об оформлении конвертов, я всегда дорожил интересными мне дисками и очень огорчался, если они уходили от меня навсегда. Между прочим, в те далекие времена грампластинка заменяла собой книгу. Ну, скажите на милость, где можно было почитать Ахматову или Цветаеву, Пастернака или Мандельштама, услышать голос Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского или Окуджавы. Их книги выходили крайне редко, издавались мизерными тиражами, в библиотеках за ними выстраивались огромные очереди. А в магазине Мелодия на Калининском проспекте, в самом центре Москвы (я как раз работал в одном из домов-книжек напротив), можно было спокойно, всего за 1 рубль и 45 копеек, купить уникальную запись того или иного поэта или автора-ис- полнителя. Так у меня появилась еще одна коллекция, коллекция литературно-драматических произведений, не только в оригинальном прочтении, но и в исполнении великих наших артистов. Таких пластинок тогда выходило огромное количество. Несмотря на дешевизну, не всегда была возможность их приобретать — Dire Straits! — затруднительные финансовые обстоятельства (именно так переводится название знаменитой английской группы Марка Нопфлера), и это английское словосочетание как нельзя лучше характеризовало нашу жизнь тогда. Впрочем, теперь еще в большей степени...
Третий этап — коллекционирование компакт-дисков, MP3, DVD и пр. Приобрести сейчас можно фактически все, но, как остроумно заметил один человек, коллекционирование таких пластинок мало чем отличается от коллекционирования значков, спичечных этикеток или пуговиц. Да, я пополняю свою коллекцию недостающими мне записями, но не получаю того эстетического наслаждения, которое испытываю от прикосновения к конвертам с виниловыми пластинками. Многие из них — настоящие произведения искусства. Вы держали в руках оригинальные конверты Led Zeppelin, Jethro Tull, Grand Funk Railroad? Тогда вы меня поймете.
Мне нравится перебирать свою виниловую коллекцию. Тогда, кажется, я прикасаюсь к чему-то ушедшему навсегда, молодости, первой любви и даже вечности. Но, по-моему, моя преамбула слишком затянулась.
Однажды, рассматривая в очередной раз виниловую коллекцию, я вдруг остановил свой взгляд на невзрачном диске фирмы Мелодия — "Ленгстон Хьюз, "Черные блюзы", моноспектакль в исполнении Михаила Козакова". Все это на черно-синем фоне лицевой стороны и с более подробной информацией на задней стороне пластинки. Три черно-белые фотографии бородатого М. Козакова: первая сделана в аппаратной студии, на записи, где он декламирует и иногда почти поет, отбивая ритм рукой, вторая — где он склонился над роялем и о чем-то беседует с музыкантами, и на третьем фото — исполнитель, скрестив согнутые в локтях руки, о чем-то размышляет, может быть о постановке грядущей нетленки "Покровские ворота". Еще ниже текст, написанный самим Козаковым, и информация о музыкантах, принимавших участие в создании этого диска, а также скупые биографические данные о самом поэте, вдохновившем М. Козакова на запись диска. (Забегая вперед, хотелось бы сказать, что я категорически не согласен с тем, что это моноспектакль. Наши прославленные музыканты и исполняемая ими музыка являются полноправными участниками этого действа. Впрочем, такое, вероятно, было редакторское видение и понимание сути происходящего.) И далее еще немного информации в самом подвале: Мелодия, 1980 г. Запись 1977 г. Три года пролежала никем не востребованная запись, и, вдруг, вышла. Нет, это было не вдруг. Пытливый читатель поймет, что к чему. Просто так эта пластинка не могла появиться в СССР 1980 год был годом 22-х Олимпийских Игр в Москве. Надо было показать, что блюзы знали и в России. Эта музыка была знакома и любима советскими слушателями. А, может, я это все домысливаю?!
Как бы то ни было, этот уникальный диск появился на прилавках наших магазинов. О том, что его сразу не раскупили, говорит такой факт: на нем исправлена цена — вместо напечатанной типографским способом
3.50 рублей написано шариковой ручкой —1.65.
В Советском Союзе цены официально оставались стабильными многие годы, формально это было действительно так Но на предметы роскоши, зачастую по просьбам трудящихся (хотелось бы увидеть тех трудящихся...), цены повышались. Кто-то решил в начале 80-х, что пластинка—это предмет роскоши. Пользующиеся массовым спросом записи советской эстрады стоили тогда 2.15, лицензионные — 3.50, литературно-драматические и с записями классической музыки — где-то в районе 1.45 руб. Импортные — это отдельная песня, официально они стоили от 5 до 10 рублей и, как правило, в открытой продаже их было крайне мало, если не сказать — не было вообще. Так вот, цены были подняты до 3.50, 4.50 и 2.15 рублей соответственно. И тут произошел облом: пластинки перестали покупать (кроме лицензионных, конечно). Они лежали на прилавках мертвым грузом, оборота не было, и государству пришлось пойти на невиданный доселе шаг — снизить цены на предмет роскоши. Такое, кажется, с предметами теми случилось в первый и последний раз. Цены снизились в среднем на 30-50%, в зависимости от категории пластинки. Многие уже об этом забыли. Но когда берешь в руки старый диск, он о многом может рассказать и многое напомнить.
Но это уже—затянувшаяся интерлюдия. Итак, мы ставим диск на проигрыватель... Звучат африканские тамтамы, и на их фоне — голос, который нельзя спутать ни с каким другим:
Я черен как ночь,
Я черен как дебри Африки.
Я всегда был рабом:
В древнем Риме я чистил
Ступени дворцов.
В Вашингтоне — я чищу
ботинки. Я всегда был творцом.
Это я возводил пирамиды
в Египте И замешивал известь
для стен небоскребов. Я пронес свои песни
от Африки до Миссури. И повсюду звучит
их печальный напев И рокочущий ритм.
Я негр, я негр.
Я черен, как ночь.
Я черен, как дебри Африки...
Вы читали что-нибудь подобное? Возможно, что читали. Я—нет! Такие стихи мог написать Великий Человек. И этим человеком был выдающий американский поэт и писатель, историк и публицист Ленгстон Хьюз. И здесь снова необходимо делать отступление, чтобы немного рассказать о нем.
Ленгстон (Джеймс Мерсер) Хьюз (Langston (James Mercer) Hughes), как звучит его полное имя — певец Гарлемского Ренессанса. Его называли О. Генри Гарлема. И это действительно так; 20-е годы были периодом расцвета литературы и культуры черного населения Америки.
Он родился в самом начале прошлого столетия, в 1902 году, в бедной негритянской семье в Джоплине, Миссури. После развода отец бросил семью и увез мальчика в Мексику. Но воспитывала его бабушка, с которой он жил в городке Топека. Затем, повзрослев, Ленгстон переехал к матери в Линкольн, Пенсильвания.
Я даже не знаю, как писать... Кажется, за слова "негр" и "негритянский" могут и поколотить, и оштрафовать. С тех пор прошло много лет, и афроамериканское население Соединенных Штатов добилось больших прав. В некоторых случаях бледнолицые сейчас имеют их — тех самых прав — меньше, чем черное население Америки.
Вспоминается один случай: я — студент института иностранных языков. На втором курсе проводится семинар по марксистко-ленинской философии. Наука обо всем и ни о чем. Затрагивается тема положения черного населения Америки. Нам рассказывают, как тяжело живется афроамериканцам, вспоминаем имена — Мартин Лютер Кинг, Анджела Дэвис, Черные Пантеры — все было поднято и выставлено на щит для выражения солидарности с черными аамериканцами. Как же, надо защитить бесправных и обездоленных! Это было в духе тех времен и политики Советского Союза. Но вдруг встает лихой парень Левченко Паша (Царство ему Небесное, отчаянный был парень, но рано ушел из жизни, кажется, так и не окончив института) и говорит: "Все это неправда, черное население стало жить гораздо лучше, они представлены в американском парламенте, среди них немало богатых людей". И так далее, и в таком же духе.
Что тут началось! На семинаре в качестве проверяющего оказался заведующий кафедрой марксистко-ленин- ской философии. Он обещал сгноить парня, наказать, растоптать. Конечно, с Паши — как с гуся вода. Имея родственников в обкоме или горкоме партии, ему было чихать на какого-то заведующего кафедрой. Однако шума это наделало приличного, резонанс имел место. Паша был героем, почти диссидентом.
Но все это в Америке случилось гораздо позже. А в начале XX века черное население было действительно бесправным и находилось на положении рабов. Не удивительно, что появлялись люди, которые пытались бороться с несправедливостью, каждый своими методами. Среди них был и Л. Хьюз.
Тяжкий труд с детских лет, нищета, голод. Кем только не приходилось ему быть — шофером и матросом, лифтером и швейцаром, кухонным рабочим и носильщиком. Он бороздил моря и океаны на теплоходе, работал в ночном клубе на Монмартре. Вообще, попутешествовал много, побывал даже в СССР. Еще бы там его не привечать! Чего стоило одно только стихотворение о Ленине. Не поленитесь, поищите в Интернете, оно там представлено в оригинале и прекрасном переводе на русский язык. Да еще он был жертвой так называемой "охоты на ведьм" в США в пятидесятые годы прошлого столетия. Поработал и корреспондентом Балтиморского Агенства Новостей в Мадриде во время Гражданской войны в Испании. Богатый жизненный опыт! Было о чем писать!
Однажды ему удалось скопить такую-сякую сумму, и Хьюз поступил в Колумбийский Университет. Увы, закончить его средств не хватило. Снова был тяжкий труд и скитания. И только в 1927- м году ему удалось получить высшее образование, закончив менее престижный Филадельфийский Университет им. А. Линкольна. Но к этому времени он был уже известным поэтом. Стихи начал писать, еще учась в средней школе Кливленда. В 1924 году осел в Гарлеме, где два года спустя вышел его сборник стихотворений и блюзов под названием Усталый Блюз (Weary Blues).
Давайте познакомимся с блюзом, который дал название сборнику. Для знающих английский привожу его в оригинале с собственным подстрочником:
Drowning a drowsy
syncopated tune
Rocking back and forth
to a mellow croon,
I heard a Negro play,
Down on Lenox Avenue
the other night
By the pale dull pallor of an
old gas light
He did a lazy sway...
He did a lazy sway...
To the tune o' those
Weary Blues.
With his ebony hands
on each ivory key
He made that poor piano
moan with melody.
О Blues!
Swaying to and fro on his
rickety stool
He played that sad raggy
tune like a musical fool.
Sweet Blues!
Coming from a black
man's soul.
0 Blues!
In a deep song voice
with a melancholy tone
1 heard that Negro sing, that
old piano moan
"Ain't got nobody in all
this world,
Ain't got nobody but ma self.
I's gwine to quit ma frownin'
And put ma troubles on the
shelf."
Thump, thump, thump,
went his foot on the floor.
He played a few chords
then he sang some more
"I got the Weary Blues
And I can't be satisfied.
Got the Weary Blues
And can't be satisfied —
I ain't happy no mo’
And I wish that I had died."
And far into the night
he crooned that tune.
The stars went out and so
did the moon.
The singer stopped playing
and went to bed
While the Weary Blues echoed
through his head.
He slept like a rock or a man
that's dead.
Убакжанный
синкопированной мелодией Проникновенного
раскатистого пения,
Качаясь словно на волнах,
Я услышал игру негра,
звучащую в ночи
Где-то на Ленокс Авеню
В отражении бледной тени
старого газового фонаря
Он лениво играет,
лениво играет
Мелодию этого Усталого
Блюза.
Его черные руки касаются
клавиш цвета слоновой кости
Он заставляет пианино
стонать, играя мелодию.
О Блюз!
Качаясь взад и вперед на
шатком табурете
Он играл этот печальный
рваный ритм.
Словно музыкант-
простофиля
Сладкие звуки Блюза!
Они вырывались
из черной души.
О Блюз!
Его глубокий голос сливался
с меланхолией песни
И я слышал, как поет негр
и как стонет пианино
"У меня нет никого во всем
этом мире
Нет никого, я один.
Но я не собираюсь хмуриться,
Задвину свои беды
подальше
Глухо шуршит его нога
по полу — шу-шур-шур.
Он берет несколько
аккордов и снова поет
"Вот он, мой Усталый Блюз,
Но я не рад, не могу
радоваться,
Вот он, мой Усталый Блюз,
Но я не радуюсь,нет причин
для радости,
И мне хочется распрощаться
с жизнью.
И далеко за полночь звучит
эта мелодия.
Погасли звезды, зашла луна.
Певец закончил петь,
ушел спать,
И Усталый Блюз отдавался
эхом в его голове.
А он спал, как убитый,
или человек,
распрощавшийся с жизнью.
"Мне показалось интересным собрать эти столь разные монологи, проникнутые то грустью, то юмором, то гротеском, то размышлением, в одну композицию, соединив поэзию Хьюза с музыкой, — пишет в аннотации М. Козаков. — Я предложил замечательному на мой взгляд музыканту- пианисту Б. Фрумкину поработать вместе, и он согласился..."
Стихи, представленные на диске, были написаны в 30- 50 годы, следовательно, характер и стиль музыки — ностальгический:
В одной руке — трагедия,
В другой руке — комедия,
Две маски моей души.
Смейтесь надо мной —
Ох, и посмеетесь!
Плачьте со мной —
Ох, и поплачете!
Слезы мои оборачиваются
смехом.
Смех — болью моей.
Плачьте над этой гримасой,
Если хотите,
Хохочите над царством
скорби моей.
Я —черный шут!
Бессловесный клоун
Вселенной,
Посмешище глупых людей...
Действительно, жизнь поэта складывалась так, что в ней чередовались трагедии с комедиями, являясь своего рода масками истинного художника. Он призывает читателя смеяться и плакать над собой, называя себя "черным шутом и бессловесным клоуном Вселенной", выступает глашатаем свободы и путеводной звездой для простых и обездоленных жителей Америки.
И далее:
Хей-хей, чем песня звучит
грустней,
Тем больше смеются негры,
Хей-хей...
Грустно,грустно, горе,тоска,
Солнце опять взойдет
где-нибудь наверняка...
Смейся, смейся громче,
Хей, хей...
Фразу "Блюз — это когда хорошему человеку плохо" приписывают великому Би Би Кингу. Будучи в мае сего года в Москве, Король категорически отверг этот постулат. Он сказал, что блюз — это не только горечь, слезы, страх, нищета и все остальное, носящее трагические оттенки, блюз — это также радость жизни, веселья, танцы и смех. "Я позволил себе иногда подпевать отдельные строчки, добавив в конце блюза ничего не значащие "о ба де де зе, о ей". Это цитата из финалов блюзов, исполняемых Луи Армстронгом, который незримо присутствует на этой пластинке в блюзах "Трубач", "Когда я умру" и др.", — пишет далее исполнитель.
Мой милый меня покинул,
Ушел от любви своей.
Бросил меня мой милый,
Ушел от любви своей.
И этот блюз меня преследует
Много дней...
А это уже звучит как реминисценция о молодости матери, которую оставил муж — отец Лэнгстона, и которая осталась одна, с детьми, заботами и насущными проблемами о добывании пропитания и одежды для детей.
Куплю я билет, уложу
чемодан,
Уеду — и не вернусь.
Куплю я билет, уложу
чемодан,
Уеду — и не вернусь.
И только, когда я сяду
в вагон,
Забуду я этот блюз...
Вся жизнь Лэнгстона — это сплошное путешествие, путешествие не от хорошей жизни. Как уже отмечалось в начале очерка, ему пришлось побывать во многих уголках земного шара, что тоже все выливалось в блюзы. Для него блюз — нескончаемое путешествие и жажда познания мира. Многие его блюзы отмечены печатью любви и страдания. Он, "черный Пьеро", уходит в ночь, которая чернее тучи. Он тоскует о девушке, которая не любила его (наверное, девушка была белой), а он рыдал, пока рассвет не забрызгал кровью холмы, и из сердца не брызнула кровь. Его душа стала как шарик, из которого выпущен воздух, но утром он побрел искать другую любовь — темнокожую":
Приди — давай побродим
ночью с песней...
Люблю тебя...
Над крышами Гарлема
Блестит луна, синеют небеса,
Рассыпались по небу звезды,
Как золотистая роса.
А в кабаре джаз-банд играет
"Люблю тебя"
Приди... давай побродим
ночью с песней...
Конечно, речь идет о лирическом герое. Из воспоминаний о нем известно, что Хьюз был представителем так называемой нетрадиционной ориентации, однако, это не мешает ему показать истинные страдания "традиционно" влюбленного человека, его муки любви, желание страсти и жажду встречи с большой любовью.
Вариации на темы блюзов на диске кроме Бориса Фрумкина (фортепиано), исполняют Игорь Кантюков (бас- гитара), Александр Симоновский (ударные), Виктор Гусейнов (труба). Каждый из этих музыкантов стал нашим достоянием. Их музыка удивительно точно вплелась в манеру исполнения Козакова и является неотъемлемой частью данной пластинки.
Осенью прошлого года российский телеканал Культура показал нам еще одну ипостась М. Козакова: он исполнял стихи Иосифа Бродского в сопровождении саксофона Игоря Бутмана. Я никогда не был поклонником творчества этого поэта, но то, что услышал, заставило по-новому взглянуть на поэзию Бродского. Она действительно джазовая и заставляет пропустить через себя лирику этого поэта. Саксофон И. Бутмана просто безукоризнен, а манера М. Козакова вести разговор со слушателем требует отдельного искусствоведческого исследования.
Очень хочу надеяться, что когда-нибудь этот шедевр тоже будет запечатлен на диске.
«Алексей из рода Баташевых» - так называется фильм из цикла «Звезды России» Российской центральной студии документальных фильмов, отснятый лет 10 назад. Этот фильм, рассказывающий об Алексее Николаевиче и его роде - древнем и знаменитом, снимался в ...
За день до великого праздника пасхи, 10 апреля 2004г. в 3 часа утра ушел из жизни музыкальный критик, журналист, редактор, ведущий теле- и радиопередач, лектор, организатор концертов, фестивалей и гастролей, продюсер компакт-дисков, неутомимый ...
Большинство ведущих звукорежиссеров, специализирующихся на записи джаза, — и Джим Андерсон, и Ал Шмидт, и Боб Тиле, и сам Руди Ван Гелдер — американцы. Но это вовсе не означает, что среди ведущих джазовых звукорежиссеров нет европейцев. Есть, и ...
Меценат, Гай Цильний - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным. (из Википедии) Меценат, как явление, наверняка древнее римского патриция, ...
1 января известный джазовый критик Валерий Копман поднял бокал не только за наступивший год, но и за круглую дату в своем творчестве - 30лет в журналистике. В ней он выбрал для себя одну единственную тему - джаз. Сам он джаз не исполняет, а на ...
Кто из наших джазофилов и прочих истовых джазфэнов не мечтал в свое время иметь настоящую "Энциклопедию джаза"? Когда в самом начале 60-х годов я впервые увидел сей увесистый том у своего приятеля в Ленинграде, то целый вечер ползал у него по полу, ...
Имя этого человека я впервые услышал в середине 60-х, когда, учась в старших классах школы, уже интересовался музыкой и джазом, в частности. У старшего брата было много джазовых пластинок, и я часто приходил к нему послушать музыку В один из ...
После того, как стало известно, что в начале лета американцу Джеку Вартугяну была присвоена Премия Лоны Фут — Боба Парента "За совершенство в джазовой фотографии", о чем писали многие издания, у меня возникло желание поближе познакомиться с ...
Продюсеры бывают разные — в том числе разные и по специализации. Среди бесчисленного множества тех, кто собственно продюсирует запись, то есть творчески организует создание нового произведения звукозаписи, есть не очень большое подмножество тех, ...