Имя этого человека я впервые услышал в середине 60-х, когда, учась в старших классах школы, уже интересовался музыкой и джазом, в частности. У старшего брата было много джазовых пластинок, и я часто приходил к нему послушать музыку В один из таких визитов я заметил у него новую пластинку и, поставив ее на проигрыватель, начал изучать конверт. Аннотация к записи концерта оркестра Бенни Гудмэна в Карнегги холле была написана Джорджем Авакяном. Сильно удивившись тогда (откуда в американском джазе армяне?), я вскоре забыл и об этом случае, и это имя. И лишь лет через десять, когда стал серьезно увлекаться джазом, раз за разом стал натыкаться на имя Джорджа практически во всех материалах, связанных с джазом. Фамилия Авакян упоминалась и в связи со звукозаписью, и конкретно в связи с дисками Луиса Армстронга, Бенни Гудмэна, Дюка Эллингтона, Дэйва Брубека, Кита Джаррета, и, особенно, Майлса Дэвиса. А в 1998 году, уже будучи членом оргкоммитета Ереванского международного джазового фестиваля, имел удовольствие лично встретиться с этой легендарной личностью и провести в разговорах с Джорджи (как его называли все американские музыканты, приехавшие тогда на фестиваль) несколько дней.
Джордж Авакян родился 15 марта 1919 года, в России, в городе Армавире, где была большая армянская община. Несмотря на то, что семья жила в России, дома по-русски почти не говорили - Джордж до сих пор прекрасно говорит на армянском. Через пару лет после его рождения семья переехала в Тифлис, а когда Джорджи, старшему сыну в семье, исполнилось 4 года, они уехали в Америку и обосновались в Нью-Йорке. Попав в Америку, маленький Джордж испытывал трудности в общении со сверстниками. Но когда ему пришло время идти в школу, отец сказал: «А теперь иди и учи английский». Раньше в армянских семьях отцу не прекословили, и мальчик усердно засел за книги. В деле овладения языком большую помощь Джорджу оказал директор школы, который давал ему полезные советы, а главное - книги для чтения (Джордж хорошо помнит, что это были рассказы о Шерлоке Холмсе Конан-Дойля), и с его помощью мальчик к девяти годам уже свободно говорил на английском. Джордж закончил школу, а затем Йельский университет. Еще в период учебы в университете он начал свое сотрудничество (а проще говоря, начал подрабатывать) с фирмой «Коламбия рекорде». По его словам, основной обязанностью было разбирать архивы компании. Его ментором, учителем и другом в те годы был знаменитый продюсер Джон Хаммонд который первым в истории за вклад вдело развития джазовой музыки получил престижнейшую наградужур- нала DownBeat «За заслуги в течении всей жизни» с занесением в Зал Славы. Джордж Авакян получил такую же в 2000 году...
В годы учебы в университете - 1937-1938 - Авакян, будучи начинающим джазовым журналистом, познакомился с коллекционером и журналистом Маршалом Стирном. В те времена к записям джазмэнов, даже самых популярных, относились потребительски, и достать какую-нибудь старую, однажды изданную запись, даже таких звезд как Бесси Смит или Бикс Бей- дербек, было практически невозможно. А вот коллекция Стирна сохранила практически все пластинки на 78 об/мин прошлых лет - его домашний чулан был практически забит ими. Это была самая большая и полная коллекция джазовых пластинок в США. И, кстати, именно на ее основе была потом основана знаменитая коллекция музыкальных раритетов Университета Рат- джерс. Так вот, Джордж стал приходить к Стирну каждую пятницу после занятий и прослушивать все эти архивы. Именно в те пятничные джазовые вечера он и обрел свой музыкальный вкус и знаменитое чутье.
Учась на последнем курсе университета в 1940 году, он предложил фирме DECСА выпустить эдакий «подарочный набор» из шести пластинок, содержащий записи чикагских музыкантов - Chicago Jazz - и снабженных написанной им специальной статьей. Сразу после выхода в свет этого ставшего очень популярным набора на фирме «Коламбия» он начинает издавать серию альбомов с переизданиями лучших записей джазовой истории — Hot Jazz Classics (эта серия дожила до появления в конце 40-х - начале 50-х формата долгоиграющих пластинок на 33,3 об/мин, которые получили впоследствии название «альбом».
Как раз к окончанию им университета началась война, и Джордж Авакян ушел на фронт рядовым солдатом. Закончив службу в армии в 1946 году, он опять начинает заниматься любимым делом - копаться в музыкальных архивах «Коламбии». Кстати, на «Коламбию» его пригласил тогдашний Президент Тед Валлерштайн по рекомендации Джона Хаммонда. «Коламбия» решила переиздать записи, связанные с журналом «Лайф», который, наверное, первым из печатных изданий уделял много внимания джазу. Проект этот было предложено реализовать Хаммонду. Тот отказался в пользу Авакяна: «Он это сделает не хуже меня». Так, за зарплату 25 долларов в неделю, Джордж Авакян стал первым критиком, журналистом и продюсером, которому доверили составить короткую тогда еще историю джаза. Для той серии Авакян выбрал записи Армстронга с его «Горячей Пятеркой» и «Семеркой», императрицы блюза Бесси Смит, оркестров Флетчера Хендерсона и Дюка Эллингтона. В 1951 году Авакян расширил эту серию, дополнив уже на долгоиграющих пластинках «Историю Армстронга», состоящую из 4 альбомов, другими записями. Изданные под руководством Авакяна, они стали такими популярными, что претерпели множество переизданий, дожили до эры цифровой записи и недавно были опять переизданы уже на лазерных дисках.
На «Коламбии» Авакян проработал до 1958 года. К этому времени он уже спродюсировал свои знаменитые, ставшие эпохальными альбомы - L. Armstrong Plays W.C. Handy в 1954 году, который стал одним из первых концептуальных, тематических, сфокусированных на творчестве одного композитора альбомов, и L. Armstrong Plays F. Waller. Знаменитая запись Duke Ellington At Newport, сделанная на ньюпортском фестивале, вернула оркестру Дюка былую популярность, и с того момента карьера Эллингттона практически началась заново. Лучший альбом Эррола Гарнера Concert by the Sea, а также Дэйва Брубека с Полом Дезмондом, великой исполнительницы спири- чуэлзов Махэлии Джэксон, колосса саксофона Сонни Роллинса и многие другие - также дело рук Авакяна.
Джордж Авакян был новатором и первопроходцем во многих вопросах развития и становления индустрии грамзаписи и шоу-бизнеса вообще. Пять из них достойны того, чтобы о них знали все. Итак, он а) спродюсиро- вал первый полноценный джазовый альбом (в нашем сегодняшнем понимании) в истории грамзаписи; б) продумал и создал первую тематическую серию дисков Hot Jazz Classics для «Коламбии»; в) был инициатором и активным сторонником введения в практику записи долгоиграющих пластинок; г) был инициатором и ярым поборником записей «живых» концертов, которые под его руководством первой из крупных компаний и начала осуществлять «Коламбия»; д) благодаря более чем удачным записям, вернул к «жизни» карьеры Армстронга и Эллингтона.
Отдельный разговор о взаимоотношениях Авакяна и Майлса Дэвиса. Будущая супер-звезда джаза, трубач Дэвис работал тогда на компанию «Престиж», но все время хотел подписать контракт с более крупной фирмой. Он несколько раз обращался за помощью к Авакяну, зная, что тот, благодаря своим знаниям и умению, сумел вывести в звезды Дэйва Брубека. Но Авакян не спешил. Во-первых, потому, что Дэвис, по его мнению, был еще недостаточно хорош, а во-вторых, у Дэвиса были большие проблемы с алкоголем и наркотиками. Но в один момент, почувствовав, что молодой музыкант пропадает, Авакян сделал все, чтобы вырвать его из цепких когтей наркозависимости, и лишь после этого предложил Дэвиса «Коламбии». С тех пор имя Дэвиса стало иконой для джазмэнов.
В начале 70-х Авакян был продюсером гения джазового фортепиано Кита Джаррета, а также квартета Чарлза Ллойда, в котором и начинал Джаррет. Авакян сотрудничал с разными студиями - Warner Brothers (куда его приглашали на должность Президента, и которую он привел к процветанию, занимаясь не только джазом, но и роком), Atlantic, RCA, а также выполнял разовые контракты для более мелких компаний, причем занимался не только джазом, но и молодежной музыкой.
В 1963 году он решил отойти от активной деятельности и с тех пор лишь время от времени занимается продюсированием отдельных проектов. Так, его младший брат Арам был кинорежиссером, и в 1959 году они вместе сняли знаменитый фильм о фестивале в Ньюпорте - Jazz on a Summer’s Day, вместе со своей супругой скрипачкой и профессором Джульярдской школы Анаид Аджемян и ее сестрой Маро всячески способствовали развитию и становлению композитора Алана Ованеса. Джордж Авакян был также одним из основателей Национальной академии звукозаписи, которая и вручает знаменитую награду Грэмми, получить которую мечтает каждый человек, хоть как-то связанный с музыкой. Именно Джордж Авакян организовывал выступление оркестра Бенни Гудмэна в Москве в начале 60-х, а потом выпустил тройной альбом на фирме RCA «Benny Goodman in Moscow», и именно Авакяна в последний год существования СССР, единственного из американцев, наградили орденом Ленина. Он автор книги «Тонкости грамзаписи рок-музыки». Наконец, именно Авакян стал продюсером ставшего популярным альбома певицы Татевик Оганесян «Услышь биение моего сердца», явившегося практически первым армянским вокальным альбомом в стиле этно-джаза.
В настоящее время Авакян живет в Ривердайле, Нью-Йорк, вместе со своей семьей и занимается семейным бизнесом - коврами. А самое главное, он надеется закончить книгу о своей жизни, которую пишет вот уже много лет.
Обо всем этом я вспомнил в самом конце 2006 года, когда из Парижа пришла весть о том, что Джордж Авакян получил награду «Золотой Джанго» в номинации «Легенда джаза». Награда это была учреждена в 1994 году в честь знаменитого французского джазового гитариста Джанго Рейнхарда. Тогда, на первой церемонии вручения, в качестве почетных гостей присутствовали сын и 6-летний внук Джанго Давид (уже прекрасно игравший тогда на гитаре), который исполнил знаменитую пьесу деда Nuages. А кавалерами этой награды становились певица Ди Ди Бриджуотер, пианист Мишель Петручиани, скрипач Дидье Локвуд, композитор Мишель Легран и многие другие. Награда вручается в трех категориях - «Современная звезда джаза», «Мастер джаза* и «Легенда джаза*. Победителей выбирает комиссия, состоящая из 200 членов. В 2006 году «Легендой джаза* был признан Джордж Авакян.
Церемония вручения состоялась 30 ноября в парижском Павильоне Балтард и длилась около 4 часов. Наконец, очередь дошла до Авакяна. После длинной речи, в очередной раз повторившей все хорошо известные факты, председательствующий объявил, что отныне Авакяна следует считать не только отцом долгоиграющих пластинок, но и дедушкой лазерных дисков! Ответную речь Авакян начал на армянском, так как в зале присутствовал Посол Армении во Франции, а затем продолжил на английском. Когда ему, наконец, вручили статуэтку, представляющую собой символическую гитару и буквы, составляющие имя Джанго, оказалось, что она довольно-таки тяжелая, и французские друзья предложили отправить ее по почте, чтобы 87-летняя легенда джаза на таскал ее с собой в багаже. А на следующий день армянское Посольство во Франции организовало прием в его честь. И, наконец, 18 декабря, в рамках Года Армении во Франции, в парижском зале «Шатле» состоялся организованный Академией джаза Франции вечер, на который был приглашен Джордж Авакян с супругой и талантливый девятнадцатилетний пианист Тигран Амасян, победивший недавно на конкурсе джазовых пианистов им. Телониуса Монка в США После официальных речей, вручения наград и банкета, состоялся концерт молодого армянского пианиста.
Разве после всего рассказанного разве можно сомневаться в том, что Джордж Авакян - действительно одна из главных действующих фигур и столпов мировой джазовой истории?
«Алексей из рода Баташевых» - так называется фильм из цикла «Звезды России» Российской центральной студии документальных фильмов, отснятый лет 10 назад. Этот фильм, рассказывающий об Алексее Николаевиче и его роде - древнем и знаменитом, снимался в ...
За день до великого праздника пасхи, 10 апреля 2004г. в 3 часа утра ушел из жизни музыкальный критик, журналист, редактор, ведущий теле- и радиопередач, лектор, организатор концертов, фестивалей и гастролей, продюсер компакт-дисков, неутомимый ...
Большинство ведущих звукорежиссеров, специализирующихся на записи джаза, — и Джим Андерсон, и Ал Шмидт, и Боб Тиле, и сам Руди Ван Гелдер — американцы. Но это вовсе не означает, что среди ведущих джазовых звукорежиссеров нет европейцев. Есть, и ...
Меценат, Гай Цильний - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным. (из Википедии) Меценат, как явление, наверняка древнее римского патриция, ...
1 января известный джазовый критик Валерий Копман поднял бокал не только за наступивший год, но и за круглую дату в своем творчестве - 30лет в журналистике. В ней он выбрал для себя одну единственную тему - джаз. Сам он джаз не исполняет, а на ...
Кто из наших джазофилов и прочих истовых джазфэнов не мечтал в свое время иметь настоящую "Энциклопедию джаза"? Когда в самом начале 60-х годов я впервые увидел сей увесистый том у своего приятеля в Ленинграде, то целый вечер ползал у него по полу, ...
После того, как стало известно, что в начале лета американцу Джеку Вартугяну была присвоена Премия Лоны Фут — Боба Парента "За совершенство в джазовой фотографии", о чем писали многие издания, у меня возникло желание поближе познакомиться с ...
На написание этого очерка меня сподвигло одно обстоятельство. Всю свою сознательную жизнь я коллекционирую грампластинки. Этот процесс у меня разделился на три этапа: начинал еще в безоблачном детстве, в далеких шестидесятых, когда родители ...
Продюсеры бывают разные — в том числе разные и по специализации. Среди бесчисленного множества тех, кто собственно продюсирует запись, то есть творчески организует создание нового произведения звукозаписи, есть не очень большое подмножество тех, ...