Главная » портреты » басисты » Bill Wyman's Rhythm Kings - первое место в британских чартах!
Bill Wyman's Rhythm Kings - первое место в британских чартах!
22.02.2014
Громкий, но правдивый заголовок, однако, стоит добавить, что первое место они отхватили только лишь в блюз-джазовых чартах. Это значит, что в поп-таблицах Rhythm Kings могут застрять где-то в последнем десятке. И все же ясно, что Бил Уайман с возрастом становится все активнее — помимо семи сольников, он успел записать четыре альбома со своей новой свинг- блюзовой группой Rhythm Kings. И это еще не все. Бил Уайман — писатель, фотограф, археолог, историк, знаток древностей и искусствовед. В активности с ним не может тягаться никто из эгоцентричных холериков его бывшей группы. В пятерке Rolling Stones он был самым незаметным, всегда сутулился, прячась за спины, всегда опасался сказать что-то не то репортерам, но, припертый к стене микрофоном, все-таки отвечал, причем всегда что-то не то. Например, на вопрос:
— Кто лучшая в мире группа?
— Мы лучшая в мире группа.
— Вы лучше, чем Beatles?
— Лучше во много раз.
— Но ваш тур по Америке не назовешь успешным. (Речь идет о первом неудачном появлении Rolling Stones в Америке летом 1964 г. — прим. авт.)
—Это здесь, в Америке, в Англии же Rolling Stones — группа номер один.
Билли бормотал эти слова как-то неуверенно,запинаясь и виновато ухмыляясь, как бы извиняясь за внезапный припадок бахвальства, и, словно испугавшись, он тут же запнулся. Да, кажется, слегка загнул. Даже Мик Джаггер покраснел от смущения. Только через два года, в 66-м, они смогут сказать без всякого стеснения и с большим основанием: Rolling Stones — группа номер один!
Во время выступления парни из Stones стояли растянувшись по сцене так, что и не спрячешься ни за кого. Тогда Билл пытался хотя бы чуть-чуть прикрыться грифом бас- гитары. Вот откуда, оказывается, у него взялась фирменная манера держать гитару вертикально, прямо перед лицом:
— Я пытался соорудить что-то вроде щита, пусть даже все влюбленные глаза фокусировались на Мике, все равно хотелось бежать куда-нибудь со сцены...
Ему удалось сбежать только тридцать лет спустя, в 1993-м, и его исчезновение не было замечено мгновенно.
— Мик нашел другого бас-гитариста, и ничего не изменилось. Вот когда уйдет Чарли, тогда наступит конец! Чарли Уотс больше остальных желает спокойной жизни, но остается в группе потому, что он — ее стержень, на нем продолжают держаться остатки Rolling Stones. Чарли единственный, кто обладает достаточным трезвомыслием и твердостью, да и всеми необходимыми деловыми качествами. Если он уйдет, то группа рухнет.
Так считает Бил Уайман. За тридцать лет совместной жизни он изучил каждого из своих друзей по группе, проанализировал все нити их взаимоотношений и описал все это в объемной биографии Rolling Stones, в своей книге Stone Alone, кстати, признанной знатоками самой аккуратной историей Stones.
— В этой книге я описал только первую часть событий, с момента рождения группы по семидесятые годы. Совсем недавно я закончил вторую часть биографии Stone Alone 2. Но только в 1995-м, на стадионе Уэмбли, впервые в жизни я получил возможность увидеть своими глазами и прочувствовать, что такое Rolling Stones в действии. Первый раз я был по другую сторону, и мне совсем не хотелось на сцену. Я очень рад, что живу своей жизнью, хотя раньше никогда не думал, что пробуду с ними до пятидесяти семи лет (Сейчас Биллу Уайману шестьдесят пять. Выходит, что он пришел в Stones в двадцать семь?- прим. авт.) Да, я был самым старым в группе, единственным, кто успел отслужить в армии (Всеобщую воинскую обязанность в Великобритании отменили в 1961 г. — прим. авт.). В Rolling Stones я попал случайно. Я даже думаю, что они никогда не оставили бы меня в группе — я не укладывался в их компанию по возрасту и всегда чувствовал себя с ними неловко. В декабре 62-го они выглядели соплячьей бандой, но им был нужен кто-нибудь, кто владел собственным усилителем VOX АС-30. Это был громоздкий ламповый ящик, я догадался притащить его с собой на первую репетицию и сразу же был принят в Blues Boys (Так в 1962-м назывались будущие Rolling Stones — прим. авт.). Потом появился человек, который работал над имиджем, — менеджер-продюсер Эндрю Олдем. Он начал с того, что удалил из группы Яна Стюарта. Стю был моложе меня, но выглядел старше — неуклюжий очкастый толстяк с дефектом речи и выпирающей нижней челюстью. Он совсем не вписывался в имидж озорного бэд-боя. Олдэм удалил Стюарта не дальше, чем за пределы кадра, его не видно на фотографиях, но мы всегда были вместе, и в студии, и во время концертов. Как вы знаете, лучшего буги-вужного пианиста было не найти. Почему я сменил имя? Без особой причины — мне казалось, что сменить имя—это все равно, что заново начать жизнь. Я взял фамилию моего лучшего армейского друга. Его звали Ли Уайман, а меня Уильям Джордж Перке. В 1964-м я перестал быть Вилли Перксом и стал Билли Уайманом. Ли Уайман не имел ничего против. Какое-то время мы переписывались... Не знаю где он сейчас, надеюсь, что с ним все в порядке...
Все тридцать лет жизни в Rolling Stones Билл Уайман активно работал на стороне, он занимался поиском, менеджментом и продюсированием начинающих талантов. Билл также рекордсмен среди остальных Stones по количеству сольников, у него их целых семь.
— С некоторых пор Rolling Stones существует не просто как группа, а скорее как фирма, в которой все обязаны появляться вместе по несколько раз за год: на время гастролей, студийных сессий и репетиций. Обычно мы предварительно созванивались и договаривались, где встретиться — в Нью-Йорке, Чикаго или Лондоне, ведь все поразъезжались и проживали далеко друг от друга: Мик в Нью-Йорке, Кит шатался по свету, и только Чарли оставался в Лондоне со своей группой (Он вернулся к клубной сцене — прим. авт.).
Я женился, купил дом в Швейцарии, укрылся от всего в Альпах, но все напрасно. Ни секунды я не чувствовал себя свободным, камень обязательств давил на меня, пока наконец я не догадался его сбросить. Единственное, о чем я жалею, так это о том, что не сделал этого раньше, знаете, сразу стало как-то легче дышать. Не стало камня, о который разбивались и все мои браки — я снова женился и с тех пор все свободное время отдаю своим дочкам, а их у меня три — старшей семь, а младшей всего два года.
Билл Уайман приобрел старинный тюдоровский особняк и обширное поместье недалеко от Лондона. На досуге он занялся археологией и, к своему удивлению, откопал невиданную коллекцию старинных реликвий.
— Сто лет назад в моем доме некоторое время жил писатель Редьярд Киплинг. Дом был построен в 1480-м году на гораздо более древнем фундаменте. Я копал совсем рядом и наткнулся на стены в три фута толщиной с разбросанными вокруг монетами 1150-го года. Я копнул глубже и добрался до слоев, оставленных еще римскими легионерами — кувшины и прочая утварь, наиболее ранние монеты указывают 125-ый год нашей эры, но больше всего скопилось серебряных пенсов времен правления Генриха-IV — всего более 300-т монет. Все это было рассыпано между древними стенами, лепными украшениями и серебряной посудой.
Предмет особой гордости Билла Уаймана-археолога — глиняная чашка первых кельтских поселенцев, ей не менее пяти тысяч лет, как считают специалисты. Билл аккуратно занес все свои находки в каталог и на его основе опубликовал книгу по древней истории Англии. Не забыл он также включить в нее и хронологию всех владельцев своего дома.
—Я и раньше увлекался древними цивилизациями и загадками истории, а все это лежит прямо под ногами. Подумайте только, мы топчемся по разгадкам многих тайн, стоит только разок копнуть лопатой... и потом уже не остановиться. Знаете, археология — самая азартная игра.
Вы спрашиваете, кем бы я был, если бы не стал басистом Rolling Stones? Эйнштейн обычно отвечал, что если бы не стал ученым, то был бы водопроводчиком. Наверное, я был бы археологом или фотографом. Однажды я опубликовал целую книгу фотографий, это был фотографический портрет человека и художника Марка Шагала, взгляд под разными углами на его личность и на его картины, плюс история жизни художника, изложенная мной по его собственным словам, — это редкое монументальное издание, всего 1500 экземпляров.
Как видите, сбросив тяжкий камень обязанностей басиста Rolling Stones, Билл Уайман наслаждается свободой, но не бездельем. Он воспитывает дочерей, пишет книги по истории рок- музыки и по древней истории Англии. Он копается в земле, сотрудничает с музеями и с Лондонским Институтом Археологии, но если бы он совсем забросил музыку, то мы так и не узнали бы о его разносторонней и бурной активности.
Все дело в том, что недавно Билл Уайман снова стал объектом внимания музыкальной прессы, и его участие в Rolling Stones на сей раз не при чем. Новый альбом его группы Rhythm Kings — 2CD-Double Bill отхватил первое место в джаз-блюзовых чартах Великобритании (в поп-чартах- 88-е).
Это далеко не первый эксперимент Била Уаймана с его группой Rhythm Kings, зато самый успешный. Бил совсем не желал мечтать об успехе, это означало бы вернутся к тому, от чего он сознательно ушел. Сейчас он, как и раньше, целиком в ловушке обязательств — успех альбома запряг группу в долгую и сложную гастрольную дорогу. В середине прошлого лета Rhythm Kings появились в Риме, затем в Монтре, Париже, Мюнхэне и далее через Атлантику в Штаты — Лос-Анджелес, Мемфис, Филадельфия. 8-го сентября Rhythm Kings завершили свой тур в Нью- Йорк-Сити. Билл не скрывает удовлетворения:
— Знаете, а иногда, видимо, стоит и по свету проехаться, к тому же нас повсюду очень тепло принимали! Вы спрашиваете, как я вернулся к музыке и как появилась идея Rhythm Kings? Не сразу, далеко не сразу — два года я вообще не прикасался к бас-гитаре. Я говорил уже, что был очень занят по дому, книги и все эти раскопки... Как-то ко мне заглянул Терри Тэйлор, и мы попробовали устроить небольшой домашний джэм. Мы обыгрывали допотопные вещицы 30-х и 40-х, и нам это очень понравилось. Тогда только и пришла мысль позвать еще кого-нибудь из старых друзей. Я позвонил в Лондон органисту Джорджу Фэйму, и тот привел с собой гитариста Альберта Ли, следом пришли Питер Фрэмптон, Гари Брукер и Никки Хопкинз, для полной компании не хватало черной вокалистки в стиле соул. Нам порекомендовали Беверли Скит, и мы все пришли в восторг от ее голоса. Никто не думал о чем-то серьезном, мы просто развлекались, нам хотелось откопать полностью забытые песни 30-х и подать их оригинально. Конечно, нам крупно повезло и с гитаристом. Мартин Тэйлор сумел сыграть весь материал своей джазовой гитарой в точной стилистике 30-х. Потом мы попробовали кое-что записывать, и к 1997-му году записей набралось на первый CD Rhythm Kings — Strattin Our Stuff.
Этот альбом разошелся гораздо лучше, чем ожидалось, и тогда мы рискнули появится в традиционно джазовых клубах Лондона и даже прокатились по небольшим заведениям северной Европы. В октябре 98-го вышел наш второй CD — Anyway The Wind Blows — на этот раз мы открылись более широкой аудитории, альбом неожиданно занял 5-е место в джаз-блюзовых чартах Британии, его даже крутили по радио. В записи второго альбома участвовали звездные гости: Эрик Клэптон, Мик Тэйлор и Крис Ри. Теперь Rhythm Kings отправились в тур по более внушительным залам Скандинавии и Великобритании.
Третий CD Rhythm-Kings — Grooving — был реализован весной 2000-го, и мы считали его лучшей нашей работой вплоть до апреля 2001-го, когда появился четвертый R.K.-2CD Double Bill.
На этот раз к именитым гостям R.K. присоединился Джордж Харрисон со своей нежно плачущей гитарой. Он оставил свое соло только в одной песне Love Letters. Уже было известно, что Джордж тяжело болен, но никто не думал, что это гитарное стенание так и останется его прощальным приветом среди очень разных по динамике и жанру песен. Здесь нью-орлеанский джаз, блюз, свинг и буги переплетаются с рок-н-роллом и рэтровской водевильной песней. Воскрес бродвейский мюзикл, и всплыли темы позабытых голливудских кинофильмов. И все это так старо!
Билл Уайман искренне удивлен своим нежданным успехом, он считает, что это не более чем удачное стечение обстоятельств, и что ему просто посчастливилось попасть в струю.
В тот момент, когда они вместе с Терри Тэйлором откапывали в старом хламе забытые песни, извлекали из слоев времени груды всех этих пыльных пластинок, словно старинные монетки в земле тюдоровской усадьбы, никто не думал, что довоенная музыка скоро войдет в моду. Назвавшись Королями Ритма, разумеется, не всерьез, а как бы иронизируя над громкими титулами 30-х, им теперь трудно всерьез поверить, что их музыку восприняли так вот широко. Впрочем, возможно, они сами же и сдвинули тот самый камень, глубокий пласт, который по принципу домино и привел в движение застоявшиеся музыкальные волны.
Не впервые выплеснуто на поверхность новое забытое старое. Сегодня не интересно то, что не успело забыться накрепко. Все равно, как пелось в давней песенке Stones—Who wants yesterday papers? — "Кому нужны вчерашние газеты?".
Сегодня, как и во все времена, жутко интригует то, что уже едва проступает сквозь толщу времени.
В каждом поколении джазовых музыкантов есть герои-суперзвезды, есть "третий эшелон" - крепкие середнячки, и есть "второй эшелон" - те, кто ничуть не хуже "героев" по набору идей или по качеству игры, но либо не сделали решающего усилия для попадания ...
"Каждый джазовый музыкант, когда он берет в руки инструмент, на котором играет, — трубу, контрабас, саксофон — когда он начинает импровизировать и создает новую мелодию, этот человек становится композитором". Оркестр Чарли Мингуса — довольно ...
"В Жако всегда присутствовало что-то магическое, как у Джими Хендрикса." "Когда я впервые услышал Жако в записи, я не мог поверить своим ушам. Он играл гораздо больше, чем мог позволить инструмент. Он обладал невообразимой техникой," — Джон Скофилд, ...
Маркус Миллер всегда отдавал себе отчет в важности всего того, что говорили ему более старшие музыканты — о музыке ли, преимущественно ли о жизни. Именно эти беседы легли в основу "Tales" — наиболее позднего по времени и в наибольшей степени ...
Говорят, кровь в человеческом организме полностью обновляется в течение нескольких лет. Говорят, что именно это обстоятельство позволяет нам жить – в противном случае мы бы хирели и умирали очень быстро. Очевидно, что такое обновление, свежая ...
История обошлась с ним несправедливо: несмотря на его, без преувеличения, огромный вклад в джазовую музыку, имя Хэрри "Медведя" Бабасина известно сегодня лишь большим любителям джаза. И уж совсем мало кто знает, что настоящая его фамилия Бабасинян. ...
…И все времена – одно время, и все умершие не жили до тех пор, пока мы не дали им жизнь, вспомнив о них, и глаза их из сумрака взывают к нам. Роберт Пенн Уоррен «Вся королевская рать» В названии этой статьи закавычено одно ...
Предуведомление В один из моих многочисленных приездов в Wuppertal, я прибыл туда с приятелем на машине. В попытке запарковать ее поближе к дому Kowald мы завернули в соседний переулок и остановились недалеко от угла. Из маленького магазинчика ...
Выход пластинки Forest Flowers в 2000 году удивительным образом совпал с присвоением Ричарду Дэвису высокого звания профессора университета штата Висконсин. Трудно сказать, какое влияние оказало это событие на выбор композиций для авторской ...
Когда я слушаю блюз, мне почему-то вспоминается детство, и такие ассоциации всегда преломляются в музыке, которую полюбил всей душой и сердцем во многом благодаря обстоятельствам, о которых поведаю ниже. Появился я на свет как раз в начале ...
Что ни говорите, а сказки — вещь полезная. Они учат, что если очень хотеть чего-то и трудиться, не покладая сил, то обязательно добьешься желаемого. Я особенно люблю сказки, в которых рассказывается об обычном ребенке, который, в силу своего ...