История обошлась с ним несправедливо: несмотря на его, без преувеличения, огромный вклад в джазовую музыку, имя Хэрри "Медведя" Бабасина известно сегодня лишь большим любителям джаза. И уж совсем мало кто знает, что настоящая его фамилия Бабасинян.
Вот уже много лет Вон Бабасин и его мать Барбара пытаются вернуть творческое наследие их отца и мужа широким кругам любителей джаза. Они создали интернет-сайт, посвященный Хэрри Бабасину, общаются с прессой, пытаются переиздавать его записи. Стена молчания вокруг этого замечательного музыканта хоть и медленно, но все же начинает рушиться. Очень надеюсь, что и эта статья внесет посильную лепту в данный процесс Ведь ее герой этого заслуживает Ерванд Хэрри Бабасин II был джазовым музыкантом на протяжении почти 50 лет и играл до самой своей смерти в 1988 году. Родился он 19 марта 1921 года в Далласе. Его отец Ерванд Бабасинян быт одним из сотен тысяч армянских эмигрантов, прибывших в Америку в поисках лучшей доли в конце 1915 года, сразу посте страшного геноцида армян, организованного турками в Османской империи. Трудные годы на чужбине не сломили его. Он смог получить образование и стал прекрасным дантистом.
В студенческие годы Ерванд встретил учительницу музыки Майнет Тернер, и вскоре они обвенчались в церкви. Естественно. что ребенка своего они отдали учится музыке. Начав с фортепиано. Ерванд Хэрри затем освоил контрабас,вилончель и даже тубу. Учился музыке он всю жизнь. А в Колледже Северного Техаса не только совершенствовал навыки в классической музыке, но еще увлекся джазом и стал заниматься им всерьез. Там же он встретился с учившимися в колледже будущими звездами джаза — гитаристом Эрбом Эллисом (Herb Ellis) саксофонисгом Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre) и композитором и мультиинструменталистом Джином Роландом (Gene Roland). "Мы были лучшими джазменами в колледже . — вспоминал Хэрри Бабасин.
После окончания учебы он с другом Эллисом отправился прямиком к руководителю популярнейшего в те годы биг- бэнда Чарли Риску (Charlie Risk Orchestra). Молодые люди предложили себя в качестве инструменталистов. при этом уверяли, что они — лучшие музыканты из тех. которые когда-либо попадались бэнд-лидеру То, что Риск взял их в свой оркестр через несколько минут прослушивания говорит, что ребята не очень-то зазнавались. Вернее. имели на то полное право. Но счастье длилось недолго — через полгода оркестр пришлось распустить, и они остались без работы. Дальше эти два замечательных музыканта пошли каждый своей дорогой.
За первые годы музыкальной карьеры Бабасин поиграл в оркестрах Джимми Джоя (JimmyJoy). Боба Стронга (Bob Strong). Джина Крупы (Gene Krupa), Чарли Барнета (Charlie Barnet). Вуди Германа (Woody Herman), Бенни Гудмена (Benny Goodman), с которым, кстати, сделал много записей, Фрэнка ДеВола (Frank DeVol) и Билли Ричардса. Именно в оркестре последнего Хэрри встретил своего будущего лучшего друга — барабанщика Роя Харта (Roy Harte). Они стали неразлучны. Доходило до того, что если один получал работу в каком-то коллективе, то требовал, чтобы взяли и его друга. К 1946 году оба осели в Лос Анжелесе: Хэрри устроился играть у Бенни Гудмена, а Рой—у Лакки Миллиндера.
"Мы были большими друзьями, — вспоминал Харт, — мы все всегда делали вместе. Хэрри был музыкальным гением. Он все делал сразу, с первого же подхода, ему все всегда удавалось. Он обладал очень горячим темпераментом и энергичным характером — настоящий техасец (а может, сказывались папины гены?) Почему он не был любим репортерами и заправилами шоу-бизнеса? Потому, что мог высказать и не очень лицеприятную правду, а главное, всегда отстаивал собственное мнение, чего бы это ни стоило. Ему было трудно среди людей. Я его даже немного побаивался. Он был огромного роста и казалось, что может свалить любого с ног не только ударом, а даже просто дунув на него. Но. несмотря на кажущуюся свирепость, Хэрри был ужасно скромным и застенчивым по натуре человеком". Очевидно, из-за своей комплекции и лривычки идти напролом Хэрри и получил позже прозвище "Медведь", прочно закрепившееся за ним на всю оставшуюся жизнь.
Среди выступлений и записей Бабасина следует особо отметить партнерство с такими гигантами джаза эпохи становления бопа, как один из лучших пианистов этого стиля Додо Мармароза (Dodo Marmarosa), гений джаза Чарли Паркер (Charlie Parker), не менее великий Лестер Янг (Lester Young), и, наверное, самый лирический трубач джаза Чет Бэкер ( Chet Baker).
В 1952 году в Нью-Йорк, где тогда жили и работали неразлучные друзья, приехали Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Они через день играли в клубе Trade Winds. где в другие дни играли Ба5асин, Харт и их друзья. Паркеру очень понравились эти музыканты, и он пригласил их поиграть. Совместное музицирование в один из вечеров было записано и позднее многократно издавалось в качестве знаменитого альбома Live! At the Trade Winds. Это была первая запись и ставшего позднее знаменитым трубача Чета Бэкера. На одной из самых известных фотографий Чарли Паркера того периода за спиной Птицы хорошо видны Чет Бэкер и Хэрри Бабасин. Но, тем не менее, ни в одном издании в подписях к этому фото не найдешь упоминания о Ба- басине...
Но еще до этого замечательного периода жизни и творчества Хэрри Бабасина, в 1948 году его пригласил кинорежиссер Говард Хоукс для съемок в музыкальном фильме кинокомпании Метро-Голдвин- Мейер A Song Is Born. В главных ролях снимались тогдашние звезды Дэнни Кэй (Danny Kaye) и Вирджиния Майо (Virginia Mayo), в съемках было задействовано много известных музыкантов — Бенни Гудмен, Луис Армстронг, Лайонел Хэмптон, Луис Беллсон, Чарли Барнет. Томми Дорси, другие звезды джаза. И среди них — Хэрри "Медведь" Бабасин. Фильм сыграл в его жизни значительную роль — Хэрри не только приняли в ряды джазового сообщества, но он еще послужил своеобразным толчком к дальнейшей его карьере — Бабасин встретился с известным бразильским гитаристом Лауриндо Альмейда (Laurindo Almeida). Результатом этой встречи и их последующего сотрудничества стало рождение нового направления з музыке — босса-нова. И хотя распространено мнение, что пионерами этого стиля являются Стэн Гетц (Stan Getz) и Антонио Карлос Жобим (Аnтonio Carlos Jobim), по твердому убеждению джазовых критиков, опубликованному в серьезнейшем и авторитетнейшем журнале DownBeat, именно коллективу, состоящему из гитариста Лауриндо Альмейда, басиста Хэрри Бабасина, барабанщика Роя Харта и саксофониста Бада Шанка принадлежит первенство. Причем именно у Хэрри родилась идея скрестить современный джаз с традиционными бразильскими ритмами байяо (baiao). Их эксперимент в 1954 году был записан на двух пластинках-миньонах, которые включали в себя авторские композиции в новой манере (гораздо позднее эти записи были собраны и переизданы на альбоме Brazilliance). Лишь через шесть лет после этой группы Стэн Гетц, Антонио Карлос Жобим и Жоао Жильберто (Joao Gilbertо) сделали этот стиль сверхпопулярным.
Кроме этого у Хэрри Бабасина есть еще одна заслуга: он первым стал играть джаз на виолончели, используя ее и как смычковый инструмент, и играя на ней пицикатто. Еще в период работы в биг-бэндах он заметил, что у контрабаса звук настолько низкий, что его не всегда слышит аудитория, и поэтому ей трудно оценить игру музыканта. Тогда он решил взяться за свой второй инструмент, которым владел так же хорошо, и отыграть на нем партию контрабаса. Виолончель, обладая срединным тембром, на взгляд Бабасина могла точно продемонстрировать слушателю замысел исполнителя. Он перестроил строй виолончели на контрабасный и исполнял на ней партии баса, за счет высокого звучания давая возможность хорошо слышать и чувствовать свою технику. В 1947 году им в составе трио Додо Мармарозы были впервые в истории музыки записаны джазовые произведения, исполненные на виолончели. Дальше — больше. С этого времени он включает джазовую виолончель во все свои последующие записи. Он записывает альбомы в формате трио, квартета Хэрри Бабасина. И даже один альбом — дуэтом. Это был дуэт двух виолончелей, на одной из которых играл он, а на второй — другой известный джазовый басист, виолончелист по образованию, Оскар Петтифорд.
Почувствовав вкус к сольным записям, Хэрри основывает студию Nocturne Records. Но, записав и выпустив несколько собственных альбомов, он был вынужден закрыть студию по экономическим соображениям. Зато Хэрри организовал коллектив под названием Harry Babasin and the Jazzpickers, где обрел свободу действий и мог сколько угодно экспериментировать с джазовой виолончелью. С ним сотрудничали такие известные музыканты, как флейтист Бадди Коллет (Buddy Collette), вибрафонисты Ред Норво (Red Norvo) и Терри Гиббс (Terry Gibbs). Этот коллектив записал большой материал, часть которого вышла на пластинках, но большая все еще ждет опубликования. Критики характеризовали исполняемую им музыку, как "мягкий, лиричный камерный свинг, предназначенный для прослушивания поздним вечером".
Шестидесятые годы были не очень благосклонны к джазу — наступала эра рок-н-ролла. Хэрри Бабасин перебивался отдельными заказами и приглашениями. Однажды ему пришлось даже аккомпанировать знаменитому комику Бобу Хоупу, разъезжая с ним по воинским частям и развлекая солдат. Выступления случались все реже и реже. Вместе с закадычным другом Роем Хартом они пытались восстановить деятельность Nocturne Records, но затея эта провалилась. В семидесятых друзья создали Los Angeles Theaseum, своеобразный музей истории джаза Западного Побережья (территория эта, как известно, стоит особняком в джазовом сообществе). Они первыми в Лос Анджелесе приобрели высококачественную цифровую аппаратуру, перевели "на цифру" старые записи и даже смогли кое-что издать на лазерных дисках. В 1985 году Хэрри Бабасин совершил последнее турне в Нью-Йорк с пианистом Джоном Банистером (John Banister), тем самым, кто дал ему прозвище "Медведь". Гастроли прошли очень успешно. Это сильно вдохновило Хэрри и он стал подумывать о триумфальном возвращении на джазовую сцену. Но у него появились проблемы со здоровьем, и в 1988 году Хэрри Бабасин: скончался от эмфиземы.
Многочисленные критики и джазовые теоретики назьвают его "невоспетым героем джазового контрабаса". Подсчитано, что он участвовал в более чем 1500 записях в качестве басиста-аккомпаниатора, не считая его собственных записей и работы в качестве виолончелиста.
Почему же его так мало зна< музыкальный мир? В первоначальной версии джазовой Энциклопедии знаменитого критика и популяризатора джаза Леонарда Фэзера (Leonard Feather) Хэрри Бабасину было уделено более чем достаточное количество страниц. Но, как рассказывают очевидцы, однажды на званном вечере Хэрри в очень нелестных выражениях отозвался о Фэзере-человеке, и тот затаил на него большую обиду. И уже в повторном издании статья о Бабасине уменьшилась до размере обычной энциклопедической статьи — год рождения, пара фраз об образовании, перечисление записей и все. Личная скромность и прямота суждений сыграли с ним и его популярностью злую шутку, а талан Хэрри Бабасина остался не до конца узнан и востребован.
Армен МАНУКЯН
JAZZ-KBAДlPAT №5 2004