Что ни говорите, а сказки — вещь полезная. Они учат, что если очень хотеть чего-то и трудиться, не покладая сил, то обязательно добьешься желаемого. Я особенно люблю сказки, в которых рассказывается об обычном ребенке, который, в силу своего трудолюбия и упорства, осуществляет собственную мечту. Так не бывает в реальной жизни, скажете вы, все это — сказки и придуманные истории из голливудских фильмов. Без знакомств, взяток и прочих не очень честных действий мало чего можно добиться в нашем сегодняшнем мире. До последнего времени я тоже так думал. Но вот недавно услышал историю, которая очень похожа на описанный выше сказочный сюжет. Причем произошла она у нас, и герои ее — вполне конкретные и хорошо известные в городе люди.
Поздняя осень 1998 года. В Ереване проходит международный джазовый фестиваль. Съехались многие западные звезды. Среди них наш соотечественник Арто Тунчбояджан, тогда еще мало известный в Армении. Его выступления в составе американской группы Night Ark потрясли многих любителей и профессионалов джаза. После концерта ереванцы устроили настоящую охоту за ним, пытаясь поговорить, взять автограф, да и просто пожать руку. Среди огромной толпы желающих пообщаться был и маленький мальчик, любящий музыку. На концерт его привел отец в своем стремлении приучить сына к высокому искусству. Не выказывавший на предыдущих концертах особого восторга, мальчишка буквально ожил на выступлении Night Ark. Ему нравилось все — и мягкая, мелодичная, немного пряная музыка лидера коллектива Ара Динкджяна, и звучание его уда, и мягкая, вкрадчивая манера игры пианиста Армена Донеляна, сочный звук баса Марка Джонсона и, конечно, энергия и изобретательность тогда уже хорошо известного во всем мире Тунчбояджана. И вот на какой-то момент толпа желающих пообщаться с музыкантом разошлась, и мальчик сумел подойти к нему и попросить поставить автограф на какой-то коробочке, оказавшейся в тот момент в его руках. Отец успел шелкнуть мальчонку рядом с замечательным музыкантом. Карточка эта на долгие годы осталась своеобразным маяком, путеводной звездой в жизни и творчестве ребенка.
Наш маленький тогда герой занимался музыкой. В начале родители, как и полагается, хотели отдать его на фортепиано, но завуч музыкальной школы на приемном экзамене посоветовал заняться виолончелью. У мальчика начало получаться. Успехи на начальном этапе обнадеживали, педагог вкладывал в мальчика много сил, и результаты не замедлили сказаться. Участие в первом детском симфоническом оркестре, победы на детских конкурсах, участие в программе "Новые имена". Впереди явно маячили серьезные успехи на классической сцене... Но джаз тоже не давал покоя. И, как результат, участие в уникальном детском этно-джазовом квинтете Pokrjazz. Несколько более чем удачных выступлений на сборных и сольных концертах, передачи по телевизору и радио, статьи в газетах... Мальчик играл на виолончели, потом постепенно перешел на контрабас, и, наконец, на бас-гитару. Первый джазовый успех пришел, когда их уже юношеский ансамбль послушал знаменитый американский пианист Армен Донелян, приезжавший давать мастер-классы в рамках своей программы "Джаз в Армении". Он был поражен тем, что ребята играют джаз на хорошем уровне с явным уклоном в сторону армянского фольклора. Следующей звездой, буквально ошалевшей от исполнения молодых музыкантов, был ’’Лучший джазовый голос России" Сергей Манукян. Потом мальчик подрос, поступил в консерваторию. И тут ему прочили высокие результаты, но ведь не даром говорят, что джаз — это образ жизни Заразившийся бациллой джаза человек редко "излечивается".
Приглашения во "взрослые" джаз-составы следуют одно за другим. Наш герой играет традиционный джаз, джаз-рок и даже авангард. Вместе с друзьями-единомышленниками создает коллектив Into, который исполнял более чем интересную музыку, аналогов которой не было на армянской музыкальной сцене — микс классики, джаза, авангарда и фольклора. Потом был другой коллектив — Armadam, экспериментировавший на стыке мэйнстрима и фольклора... Одним словом, все было у нашего молодого виолончелиста и басиста хорошо. Но одна мечта не оставляла его — хоть бы на короткое время встретиться и пообщаться с кумиром своего детства Арто Тунчбояджаном. Та самая любительская фотография, сделанная отцом дешевым китайским фотоаппаратом, продолжала висеть у него на стене.
2004 год. В Ереване открывается АвангардФолк Клуб, где базируется самый именитый этно-джазовый состав Armenian Navy Band, созданный Тунчбояджаном. Арто начинает бывать в Ереване все чаще и чаще. Появляется реальная возможность говорить с ним, обсуждать и даже играть. Позже пианист Ваагн Айрапетян задумывает создать дуэт с виолончелью и играть спонтанную музыку. Лучшей кандидатуры, чем Артем Манукян (именно так зовут нашего подросшего героя), он не находит. Как ни странно, но дуэт Crazy Duo очень популярен в Ереване, несмотря на общую неприязнь местных слушателей к музыке подобного рода. Его приглашают играть и записываться как джазовые, так и поп-, и рок-музыканты. Виолончель Артема можно услышать на записях звезд армянской эстрады Заруи Бабаян, Шушан Петросян и Кристине Пепелян, фолк-дуэта Инги и Ануш, рок-групп "Бамбир" и "Саквояж". Затем создается джаз-рок септет "Катунер" (о творчестве которого Jazz-Квадрат уже писал), где Артем активно играет на виолончели и бас- гитаре, и, наконец, (о чудо!) в один из вечеров в его доме раздается звонок. "Быстро бери свои инструменты и приезжай в клуб. Арто зовет". Наш молодой человек не поверил ушам. Сам Арто зовет его?!! Нет нужды говорить, что на сборыушло 3 минуты. Вернувшись домой далеко заполночь, Артем торжественно объявил, что он принят Арто Тунчбояджаном в его коллектив! Мечта, которую лелеял мальчик, сбылась через 7 лет упорного труда, постоянного поиска своего творческого лица и средств самовыражения. Большой музыкант заметил парня во время одного из выступлений и запомнил. И при первой же возможности заменил своего басиста.
На этом, наверное, можно было бы закончить эту историю, но у нее есть маленькое продолжение. В виде еще одного чуда. В том же году Артем в составе Armenian Navy Band, объездившим с гастролями полмира, выступал в Португалии. И там произошла еще одна уникальная встреча с еще одним кумиром детства — Джо Завинулом. Партнеры по ансамблю рассказывали, что у Артема было абослютно обалдевшее лицо, когда он стоял на одной сцене и играл с всемирно известной группой Завинула. С тем самым человеком, пластинки которого он видел в коллекции отца, когда был еще маленьким.
А какие планы на ближайшее будущее, чего еще он ждет? "20 февраля мы играем в Москве, в Театре эстрады. Огромный, на 1300 мест, престижный зал. Как мне сказали, это первое выступление армянских джазовых музыкантов в Москве на официальной сцене (в казино и ресторанах их было достаточно) со времен "перестройки'"'.
Интерес к концерту среди московских любителей музыки огромен. Причем, не только среди армян. Целые полосы предстоящему концерту уже посвятили специализированные издания, журналы, пишущие о музыке — "Радио-Джаз" и "Говорит Москва", другие СМИ столицы России. Все это не случайно - ведь об уникальном коллективе говорят много, давно и везде. И, наконец, самый последний пример его популярности — интернет-голосование на Приз зрительских симпатий, проводимое британской радиокорпорацией ВВС. Как стало известно, по итогам голосования армянский коллектив вошел в первую четверку групп мира, играющих world music. И хотя официальная информация о победителе конкурса будет объявлена чуть позднее, согласно предварительной, пока не подтвержденной, информации Armenian Navy Band набрал наибольшее количество голосов и имеет хорошие шансы стать лучшей группой Европы.
Зачем я об этом здесь рассказал? А затем, что когда спросил Артема, представлял ли он когда-нибудь пусть даже в самых своих смелых мечтах, что будет играть в коллективе Арто Тучнбояджана, вместе с ним будет гастролировать по всему свету, будет играть в объединенном коллективе Тунчбояджан-Завинул, и, наконец, смел ли он надеяться, что в составе того же Armenian Navy Band будет претендовать на титул лучшего в Европе, он посмотрел на меня как на сумасшедшего.
В каждом поколении джазовых музыкантов есть герои-суперзвезды, есть "третий эшелон" - крепкие середнячки, и есть "второй эшелон" - те, кто ничуть не хуже "героев" по набору идей или по качеству игры, но либо не сделали решающего усилия для попадания ...
"Каждый джазовый музыкант, когда он берет в руки инструмент, на котором играет, — трубу, контрабас, саксофон — когда он начинает импровизировать и создает новую мелодию, этот человек становится композитором". Оркестр Чарли Мингуса — довольно ...
"В Жако всегда присутствовало что-то магическое, как у Джими Хендрикса." "Когда я впервые услышал Жако в записи, я не мог поверить своим ушам. Он играл гораздо больше, чем мог позволить инструмент. Он обладал невообразимой техникой," — Джон Скофилд, ...
Маркус Миллер всегда отдавал себе отчет в важности всего того, что говорили ему более старшие музыканты — о музыке ли, преимущественно ли о жизни. Именно эти беседы легли в основу "Tales" — наиболее позднего по времени и в наибольшей степени ...
Громкий, но правдивый заголовок, однако, стоит добавить, что первое место они отхватили только лишь в блюз-джазовых чартах. Это значит, что в поп-таблицах Rhythm Kings могут застрять где-то в последнем десятке. И все же ясно, что Бил Уайман с ...
Говорят, кровь в человеческом организме полностью обновляется в течение нескольких лет. Говорят, что именно это обстоятельство позволяет нам жить – в противном случае мы бы хирели и умирали очень быстро. Очевидно, что такое обновление, свежая ...
История обошлась с ним несправедливо: несмотря на его, без преувеличения, огромный вклад в джазовую музыку, имя Хэрри "Медведя" Бабасина известно сегодня лишь большим любителям джаза. И уж совсем мало кто знает, что настоящая его фамилия Бабасинян. ...
…И все времена – одно время, и все умершие не жили до тех пор, пока мы не дали им жизнь, вспомнив о них, и глаза их из сумрака взывают к нам. Роберт Пенн Уоррен «Вся королевская рать» В названии этой статьи закавычено одно ...
Предуведомление В один из моих многочисленных приездов в Wuppertal, я прибыл туда с приятелем на машине. В попытке запарковать ее поближе к дому Kowald мы завернули в соседний переулок и остановились недалеко от угла. Из маленького магазинчика ...
Выход пластинки Forest Flowers в 2000 году удивительным образом совпал с присвоением Ричарду Дэвису высокого звания профессора университета штата Висконсин. Трудно сказать, какое влияние оказало это событие на выбор композиций для авторской ...
Когда я слушаю блюз, мне почему-то вспоминается детство, и такие ассоциации всегда преломляются в музыке, которую полюбил всей душой и сердцем во многом благодаря обстоятельствам, о которых поведаю ниже. Появился я на свет как раз в начале ...