Аутентичный — то есть не подверженный никаким стилистическим обработкам — фольклор все сильнее привлекает внимание меломанов во всем мире. И хоть в Беларуси он присутствует даже в новомодных проектах типа Kriwi (фольк-рок), Troitsa (world-music), Палац (фольк-модерн), но интерпретация здесь очевидна. Даже знаменитые Лiцвiны, выпустившие в свет четыре концептуальных альбома аутентики ("Галуб на чарэшн1, галубка на вiшнi 1992; "Неба I Земля", 1994; "5 сакавikа", 1996; "Ой, у лузе-лузе...", 1998) осторожно относят свое амплуа к сценическому варианту аутентики, поскольку именно на сцене фольклор теряет свои сакральные, ритуальные черты, превращаясь порой в наивные перепевки старых суеверий.
И хоть Лiцвiны всегда старались сохранить это самое ритуальное начало фольклора, не без оснований их обвиняли в скатывании к фольк-попсу, что особенно видно в четвертом альбоме, хоть его недавно и переиздали в третий раз, да еще с добавлением колоритных видеотрэков (профессионализм артистов, как мы видим, тоже чего-то стоит).
Но переиздание первого релиза группы, который вы видите на снимке, стало подлинной сенсацией. К десятилетию с даты первого выхода в свет он впервые появился на элегантных CD, а в содержательном буклете подробно расписано время и место сбора каждой песни.
Первый состав группы Лiцвiны — это вообще легенда. Это не выпускники института культуры, способные мастерски запеть все, что им скажут (даже на не совсем понятном родном языке), а молодые девчата и парни из разных регионов Беларуси, сохранившие этот самый сакральный ритуал песни в своих душах, принесшие уникальные образцы и манеру исполнения непосредственно из семьи: белорусский болгарин Владимир Берберов (дуда, жалейка, гармоник, вокал), суть-душа аутентики Наталья Матылицкая и Алена Шэучык (вокал), очаровательная художница и скрипачка Ксения Дягилева, аккордеонистка Марина Грыбок, цимбалист- ка Людмила Янукович, вокалистка Наталья Захаранка и Микола Трус (вокал, бубен).
Если найдутся читатели "Джаз- квадрата" со стажем, которые читали пять лет назад восторженную рецензию о " Лiцвiны-IV" — первом белорусском компакте, записанном по самой современной технологии DDD ("JK"№7,1999), то могу искренне признаться, что тогда все-таки не было того мощного воздействия истинно аутентичной глубины, как теперь, когда я зарядил в плейер CD "Галуб на чарэшнi, галубка на вiшнi". Уже с первого трэка (заглавного) просто комок к rqpny подступает от переполняющих тебя чувств, когда слушаешь этот психоделическо-подсознательный поток живых эмоций и смотришь в буклете на столь полные ритуальной экспрессии лица белорусских девчат. "Балада пра явар i бярозу" вообще пришпиливает тебя к стенке. Да и трэк "Туман Ярам" покорил хитпарад радио "Свобода" еще в 1993-м, т.е. до того, как над ним поработал для группы KRIWI один из ее участников Пит Павлов. Хитом же его сделали именно Лiцвiны.
Кстати, насчет девчат. Гляньте в снимках буклета на толстенную косу Марины Грыбок. Ниже пояса. А ведь автор снимка Владимир Панада так сетовал, что тогда на фотосессию Марина приехала "немного подстригшись"! Вот такие они, лицвины и лицвинки, голосистые и длинноволосые!
(с) 1992 Л|цвiны
(р) 2002 Limas/BMA Group (Минск)
19tks/60min
От литературных персонажей (предыдущий альбом Actis Band назывался «Дон Кихот» и рецензировался в № 5/ 02) Карло Актис Дато перешел к деятелям национальной истории и на обложке его нового диска красуется гордое имя Гарибальди. Какое ...
Японская пианистка уже давно сотрудничает с лондонским лейблом и, несмотря на то, что гастрономическое название ее нового проекта обозначает финальную часть трапезы, думаю, они свое сотрудничество продолжат. Уж больно «в ключе» Leo ...
Это уже второй диск группы "New-Centropezn" jazz quartet (первый – "Breath-Taking Breeze", 1998). И вновь он связан с юбилеем – пятнадцатилетием совместной деятельности. Причем, за это время музыканты ни разу не прекращали своего сотворчества, хотя ...
Если бы Рой Бьюкенен был жив, ему 23 сентября сего года исполнилось бы 65 лет. Увы, он ушел от нас и из мира музыки 18 августа 1988 года. Ушел, но оставил большое наследие, которое начинают переиздавать только сейчас. Американский блюз/рок/фьюжн ...
Бум в женском джазовом вокале – опасная штука! Исподволь начинаешь следовать стереотипам: увидел на обложке альбома портрет певицы, прочел список исполняемых композиций – и ничтоже сумняшеся воображаешь, что тебе уже известно, что там ...
«Минималистская» обложка этого альбома сразу заставила заподозрить нечто электронно-авангардное. Предчувствие не обмануло: это действительно по преимуществу электронная музыка. А вот авангардная ли… От этого достаточно скользкого ...
Рой Харгрув – одна из самых «золотых» труб мирового джаза. Этот трубач на протяжении последних лет по праву входит в топ-группу джазовых трубачей. Уже только поэтому его новый проект с затейливо каламбурным названием и нового ...
Техас – разумеется, не самый джазовый штат в Америке, но и здесь живут и работают весьма интересные и креативные музыканты. Свидетельством тому служит и представляемый диск ансамбля THE MARK TONELLI GROUP. Это уже второй альбом коллектива, ...
Все меньше на джазовой карте мира остается стран, музыканты которых не были бы представлены в нашем "CD – Обзоре". Вот дошел черед и до Люксембурга. Искусство Великого Герцогства, в том числе и джаз, мы знаем, прямо скажем, не слишком хорошо, ...
Очень красивый альбом. Как внешне – он прекрасно, очень стильно оформлен, так и по своему содержанию. Возможно, человек, регулярно тянущийся за кошельком, увидев у билетных касс афишу с именем «Игорь Бутман», найдет здесь не очень ...
Что-то я не припомню, чтобы в наших блюзовых обзорах фигурировала Франция. Признаюсь, что кроме «Леди поет блюз» (Патрисия Каас), я никогда и не слышал, как с такой музыкой обращаются французы. И вот Жан-Жак Мильто. Имя для меня (вероятно, и для ...
Фактически, вся жизнь первого в России профессора джаза Кима Назаретова связана с ростовским биг-бэндом, носящим сегодня его имя. История этого коллектива началась в 1963 году. Именно тогда Ким Аведикович, вернувшись по окончании харьковской ...