Аутентичный — то есть не подверженный никаким стилистическим обработкам — фольклор все сильнее привлекает внимание меломанов во всем мире. И хоть в Беларуси он присутствует даже в новомодных проектах типа Kriwi (фольк-рок), Troitsa (world-music), Палац (фольк-модерн), но интерпретация здесь очевидна. Даже знаменитые Лiцвiны, выпустившие в свет четыре концептуальных альбома аутентики ("Галуб на чарэшн1, галубка на вiшнi 1992; "Неба I Земля", 1994; "5 сакавikа", 1996; "Ой, у лузе-лузе...", 1998) осторожно относят свое амплуа к сценическому варианту аутентики, поскольку именно на сцене фольклор теряет свои сакральные, ритуальные черты, превращаясь порой в наивные перепевки старых суеверий.
И хоть Лiцвiны всегда старались сохранить это самое ритуальное начало фольклора, не без оснований их обвиняли в скатывании к фольк-попсу, что особенно видно в четвертом альбоме, хоть его недавно и переиздали в третий раз, да еще с добавлением колоритных видеотрэков (профессионализм артистов, как мы видим, тоже чего-то стоит).
Но переиздание первого релиза группы, который вы видите на снимке, стало подлинной сенсацией. К десятилетию с даты первого выхода в свет он впервые появился на элегантных CD, а в содержательном буклете подробно расписано время и место сбора каждой песни.
Первый состав группы Лiцвiны — это вообще легенда. Это не выпускники института культуры, способные мастерски запеть все, что им скажут (даже на не совсем понятном родном языке), а молодые девчата и парни из разных регионов Беларуси, сохранившие этот самый сакральный ритуал песни в своих душах, принесшие уникальные образцы и манеру исполнения непосредственно из семьи: белорусский болгарин Владимир Берберов (дуда, жалейка, гармоник, вокал), суть-душа аутентики Наталья Матылицкая и Алена Шэучык (вокал), очаровательная художница и скрипачка Ксения Дягилева, аккордеонистка Марина Грыбок, цимбалист- ка Людмила Янукович, вокалистка Наталья Захаранка и Микола Трус (вокал, бубен).
Если найдутся читатели "Джаз- квадрата" со стажем, которые читали пять лет назад восторженную рецензию о " Лiцвiны-IV" — первом белорусском компакте, записанном по самой современной технологии DDD ("JK"№7,1999), то могу искренне признаться, что тогда все-таки не было того мощного воздействия истинно аутентичной глубины, как теперь, когда я зарядил в плейер CD "Галуб на чарэшнi, галубка на вiшнi". Уже с первого трэка (заглавного) просто комок к rqpny подступает от переполняющих тебя чувств, когда слушаешь этот психоделическо-подсознательный поток живых эмоций и смотришь в буклете на столь полные ритуальной экспрессии лица белорусских девчат. "Балада пра явар i бярозу" вообще пришпиливает тебя к стенке. Да и трэк "Туман Ярам" покорил хитпарад радио "Свобода" еще в 1993-м, т.е. до того, как над ним поработал для группы KRIWI один из ее участников Пит Павлов. Хитом же его сделали именно Лiцвiны.
Кстати, насчет девчат. Гляньте в снимках буклета на толстенную косу Марины Грыбок. Ниже пояса. А ведь автор снимка Владимир Панада так сетовал, что тогда на фотосессию Марина приехала "немного подстригшись"! Вот такие они, лицвины и лицвинки, голосистые и длинноволосые!
(с) 1992 Л|цвiны
(р) 2002 Limas/BMA Group (Минск)
19tks/60min
Очень приятно, что и эта позиция из каталога Stony Plain Records была приобретена для переиздания в России. Альбомом I Feel Like Goin’ On Ронни Эрл пять лет назад дебютировал на канадском лейбле. Шеф Stony Plain Хольгер Петерсен предоставил ...
Уже достаточно давно считаясь пророческим и необычным интерпретатором традиционного дельта-блюза, Рори Блок исследует самый глубокий, корневой ландшафт этого стиля — так пристально, как только она одна и умеет. Родившись в Манхэттене, Аврора ...
Трубач Серж Адам — имя для меня знакомое с прошлых проектов этого незаурядного французского импровизатора, работающего в жанрах от авангардного джаза до world music, поэтому новый его альбом я брал в руки с воодушевлением. Но то, что я услышал, ...
Можно долго анализировать сильные стороны данного альбома, отмечать какие-то недоработки, но в результате разговор так или иначе придет к определяющему во всей дискуссии моменту, когда невозможно будет не сказать следующее. "Seven В" — это не ...
Бывший москвич, обучавшийся и в московской консерватории, и, после отъезда в США, в одной из лучшей американских музыкальных школ — нью-йоркском Джульярде — разделяет в своей душе любовь к джазу с глубоким пониманием классической музыки. Его стиль ...
Два легендарных имени на обложке диска и немало славных имен (включая уже также весьма известного Пиццарелли-младшего) в составе исполнителей, участвовавших в этом проекте. Впрочем, авторы проекта — люди скромные и называя свой ...
Группа Spyro Gyra, пожалуй, лучше других олицетворяющая собой smooth-джаз, попыталась несколько раздвинуть свои стилистические рамки. Но это не выход в область чистого фанка или джаза, а только легкое разнообразие звучания. У них стали слышны ...
Стив Tepp постоянно, при каждом удобном случае подчеркивает заслуги Джея Джея Джонсона в роли новатора джазового тромбона. "Джонсон фактически в одиночку протащил тромбон в современный джаз", — говорит он в буклете к своему новому ...
Третий альбом Tab Benoit's, в точности как и предыдущие два, звучит очень тепло и как-то по-домашнему. Он записывался в Нью-Орлеанской студии с участием довольно известных местных музыкантов в роли почетных гостей (Cyril Neville, к примеру, и ...
Даже приятно, что в прагматичной Америке нашелся политический лидер, играющий на музыкальном инструменте и не стесняющийся этого. Боюсь, постепенно забудут и "бурю в пустыне", и Монику Левински, а вот "Билла на саксе" — будут помнить всегда. Но не ...
Один из самых мощных и многообещающих "перекрестков" в блюзовой традиции — это тот, где смешивается блюз, ритм-н-блюз и соул. Возьмите тяжелую пульсацию и жесткук основу традиционной блюзовой структуры и соедините ее с эмоциональной ...
Лейбл ECM выпускает не только "высоколобую" музыку для ценителей изысканных звучаний. Этот альбом представляет миру молодое джазовое трио из Норвегии, которое уже хорошо известно в Скандинавии и входит там не только в джазовые, но и в популярные ...