20 апреля в столичном клубе "Гудвин" состоялось долгожданное выступление гомельского блюзового коллектива Al Narrator Orchestra, руководитель коего Александр Цыганок является личностью знаковой и по-своему легендарной. На всякий случай напомню, что этот музыкант – ветеран отечественного блюза и исполняет эту музыку более 20 лет. Ну а тех, кто вообще не в курсе, о ком идет речь, отправляем в №2 (74) читать соответствующую статью, где все подробно описано.
Итак, открывал это теперь нашумевшее выступление Артем Кричевский сотоварищи (то бишь, группой Spoonful). Кстати, спустя несколько дней после этого концерта коллектив праздновал свое десятилетие, так что в преддверии юбилея разгоряченные ребята, как и положено настоящим блюзмэнам, вжарили по струнам (и не только), порадовав слушателей своим классическим ритм-н-блюзом.
После зажигательных каверов на известные блюзовые стандарты, которые разогрели публику и довели ее до нужной кондиции, на сцену вышли герои вечера – Al Narrator Orchestra в составе: Александр Цыганок (слайдовая гитара, банджо, вокал), Ирина Тищенко (вокал), Владимир Малюков (ритм гитара), Дмитрий Роба (губная гармоника), Алексей Шевчук (контрабас), Антон Неклюдов (перкуссия).
Акустический, близкий к архаике саунд, характерный для этого коллектива, с первых аккордов поставил зал на уши: танцпол забился под завязку – все ринулись в пляс. Слайд и ритм гитары, а так же губная гармоника вкупе с контрабасом и перкуссией, приправленные хриплым вокалом Александра Цыганка и нежным голосом Ирины Тищенко повергли слушателей в истинный восторг – ведь не каждый день можно живьем послушать настоящий луизианский блюз.
Кстати, особо хотелось бы отметить вокалистку Ирину Тищенко – талантливую певицу, обладающую поистине уникальным голосом.
Во время ее выходов публика замирала на месте, отчаянно внимая пению молодой гомельчанки, моменты выхода на сцену которой превращались в настоящий перформанс (восхищает и дальновидность Цыганка, который проявил качества настоящего стратега, приняв в свой коллектив это юное дарование).
Во время более чем полуторачасового выступления, Al Narrator Orchestra помимо представленной новой программы The Tunes of Yestertimes (диск с ее записью был презентован тут же, на месте) выдали почти весь свой классический репертуар, состоявший из южного и чикагского блюза, произведений латиноамериканской музыки и авторских композиций. После столь динамичного выступления, публика, не взирая на усталость, облепила обессиленных музыкантов, и глядя, как они терпеливо раздают автографы, я порадовался тому, что есть немного времени перевести дух. Однако, собравшись с силами и решив, что без интервью я отсюда не уйду, ваш покорный слуга отправился за трофеями. Первым из них стала беседа с Артемом Кричевским, желавшим под шумок незаметно покинуть подошедший к логическому завершению праздник жизни, но, попавшись мне на глаза, таки согласился ответить на пятерку дежурных вопросов. Вскоре к нам присоединились и музыканты из Al Narrator Orchestra. Итак…
Максим Козлов: Как ты считаешь, блюз – это, возможно, некоторое противопоставление тем невзгодам, которые происходят в жизни?
Артем Кричевский: Я бы так не сказал. Мне не кажется, что блюз – это защита. Это приближение к чему-то жизнеутверждающему.
Защита – это скорее рок-музыка. А блюз – он о любви. Мужчина встретил свою женщину – он блюзует, у мужчины проблемы в жизни – он блюзует. Я так понимаю это явление. Когда тебе хорошо – это тоже блюз. Нет, это не защита.
То есть человек может "тащиться" от обстоятельств, даже когда ему плохо?
Артем Кричевский: Скажем так, он не тащится, а выплескивает свой негатив с помощью музыки.
А какой ты можешь назвать самый блюзовый поступок в своей жизни, помимо музыки?
Артем Кричевский: Интересный вопрос. Всяких разных поступков было много, но основной оставил отпечаток на всей истории моей жизни. Дело в том, что я очень люблю свою жену. Мы познакомились давным-давно, когда я еще учился в техникуме (отнюдь не музыкальном), в конце 80-х. Мы полюбили друг друга, но так получилось, что расстались. И в тот момент, наверное, во мне и возникло какое-то блюзовое состояние. Прошло много лет (я успел жениться и развестись), но все время чувствовал, что любовь осталась именно к моей прежней девушке. Как-то, когда я играл в одной группе в клубе "Аддис-Абеба", что находился в кинотеатре "Пионер", позвонил и пригласил ее на концерт (лист с ее телефон я давно вырвал, но его отпечатки остались на другой странице). После этого наши отношения возобновились. И блюз нахлынул на меня новой волной. С тех пор мы вместе (с моей девушкой, а ныне женой), у нас родилась дочь, которой уже восемь лет… Вот такая блюзовая тема. Поэтому блюз – это любовь, причем не обязательно к конкретному человеку. Это состояние души, которая любит всех. Это самая позитивная музыка, с которой я сталкивался в жизни, и которую стараюсь нести по мере моих скромных сил.
А каково это: делится своим настроением с другими людьми, слушателями?
Артем Кричевский: Так просто рассказать – это когда бывает очень плохо и хочется выговориться. А концерт – это нечто особенное. Например, сегодня я дико устал, но в то же время получил столько же позитива, сколько и выплеснул людям. Это закон сохранения энергии – его никто не отменял. Сколько я отдал, столько и получил.
Один известный белорусский блюзовый музыкант, приехав с гастролей, поделился со мной следующей формулой: музыкальным гением могут быть люди, причисляемые к четырем категориям – психи, гомосексуалисты, евреи и негры. Как ты продолжишь этот список, и что вообще скажешь на этот счет?
Артем Кричевский: Я этот список продолжить не могу – только укоротить. Национальности абсолютно не причем: у меня в крови есть и цыганская, и татарская, и украинская. Мы все люди, и все живем на одной планете, и какая у кого кровь – абсолютно без разницы. Блюз – это состояние души, а не цвет крови.
Вскоре довольная толпа наконец оставила гомельских музыкантов, и они так же, как и предыдущий собеседник, были ничуть не против моего появления. Им я задал те же "философские" вопросы этого вечера: "Блюз – это, возможно, некоторое противопоставление тем невзгодам, которые происходят в жизни?"
Александр Цыганок: Я считаю, что это не противопоставление, а все-таки форма терапии. Это попытка спасти от душевной или физической боли.
Дмитрий Роба: Это, скорее, метод восприятия действительности. Когда я выйду на пенсию, то обязательно напишу книгу о том, что дзэн-буддизм и блюз – равноправны. Момент возникновения блюза – необъяснимая вещь, это какое-то мгновенное ощущение, когда человек понимает, что все его чувства и переживания истинны. А так же возникает уверенность, что он встретит на своем жизненном пути все то, что должно быть у него.
А какой вы можете назвать самый блюзовый поступок в своей жизни, помимо музыки?
Александр Цыганок: От меня неоднократно уходили норовистые бэби…
Дмитрий Роба: А я ненавидел чернокожих парней. Но потом их стал уважать.
Передача своих эмоций аудитории – какие именно чувства вызывает у вас?
Дмитрий Роба: Лично мне всегда приятно, когда те чувства, которые ты посылаешь в зал, возвращаются к тебе в той или иной форме. Когда я вижу радость людей, становится хорошо, что я являюсь соучастником этого. Каждой аудитории нужен посыл, отклик. Очень важно, когда на концерты приходят люди, желающие прочувствовать ту музыку, которую музыкант исполняет на сцене. Тем самым они и свое нахождение в зале делают приятным и комфортным.
Александр Цыганок: мне сложно сказать что-то оформленное. Во всяком случае, я нахожу в блюзе какую-то форму своего бытия, и без этого я уже давно не представляю своего существования. Что только говорить о жизни, если я так живу.
Алексей Шевчук: Я, в свою очередь, добавлю, что не знаю, что такое блюз, но я его чувствую.
Продолжите фразу: музыкальным гением могут быть люди, причисляемые к четырем категориям – психи, гомосексуалисты, евреи и негры. И что вы вообще скажете на этот счет?
Александр Цыганок: Я считаю иначе. Гениальные люди – это люди, которые в какой-то мере выстрелили в чем-то, но в чем-то и недобрали. То есть, что у одного отнимется, то присовокупится к другому. Если у культуриста проблемы со здоровьем, то все в порядке с мышцами… Об обратной стороне медали мы всегда узнаем потом.
Мне кажется, что о гениальности должны судить люди, не одержимые честолюбием. А я – пленник честолюбия (каюсь, грешен). Мне бессмысленно говорить о гениальности, так как я внутренне считаю себя недооцененным. Пусть судят слушатели и зрители.
Дмитрий Роба: Иудаистические психопатические негры – все, кроме гомосексуализма (смеется). Я не знаю, каково это – быть гением, но думаю, что это тяжело. Гениальный музыкант – это человек, из которого ключом бьет энергия, и когда он выходит на сцену, все это чувствуют. Он может быть не очень хорошим человеком, или не очень хорошим музыкантом, но когда он выходит на сцену, он делает это так, что все верят в его величие и гениальность. В других ситуациях это очень сложно определить. Я думаю, что в большинстве случаев гениальность – это просто ярлык.
В сегодняшней Армении «живого» джаза более, чем достаточно. Три-четыре клуба, где джаз звучит на постоянной основе – «Малхас», «Поплавок», «Стоп», «Авангард-фолк», «Двенадцать». Есть еще парочка менее значимых. Есть в Ереване и «Радио-джаз» и ...
31 марта в минском клубе "Миллениум" выступил dj-дуэт из Лондона The Karminsky Experience Inc. Человеку, далекому от лаунж-эстетики, могло показаться, что гостей издалека пригласили в Беларусь лишь потому, что в их названии присутствует название ...
В апреле в Ростове-на-Дону с единственным концертом побывала французская группа "Тайм Аут" саксофонистки Жеральдины Лоран. Это вообще первое появление музыкантов в России. И оно стало возможным благодаря фестивалю "Французская весна в ...
25 сентября 2007 года на сцене Калужской областной филармонии с большим успехом прошёл концерт, организованный музыкантами группы "Омниум-Бэнд", Русланом Моисеевым (барабаны) и Олегом Щёголевым (гитара), которые, на этот раз, выступили вместе с ...
Имя Джона Колтрейна не может быть неизвестным для человека, интересующегося джазом. Причем и бопперы, и фри-джазеры в равной мере ценят его вклад в музыку. Многие его композиции стали стандартами и переиграны сотни раз. Но мало кто подходит к ...
В минском клубе Da Club прошла серия концертов под общим названием "In memorial of greatest jazz musicians". Первое мероприятие, состоявшееся 29 августа 2008 года, представлял победитель конкурса молодых джазовых исполнителей "Усадьба.Джаз" Павел ...
На днях в клубе "Б2" состоялась московская презентация пластинки "Premonitions of a Shooting Star" ("Предчувствия падающей звезды"), записанной дуэтом вокальной импровизации Duo Zikr и известным саундпродюсером Андреем Самсоновым. Над пластинкой ...
Вы любите джаз? И рок? Как насчет немного проникновенного соула, или упругого фанка? Вы в отчаянии не знаете, что послушать сегодня вечером, и кликаете с одной композиции на другую? У меня есть для вас лекарство – эдакая мешанина всего вместе, ...
17 февраля скандинавское трио The Thing под руководством саксофониста Матса Густафссона выступило в культурном центре "ДОМ". Матс Густафссон – один из немногочисленных знаковых представителей современной шведской импровизационной сцены, в 90-х ...
В рамках мирового турне в московском клубе «16 Тонн» осенью 2007 года пройдёт концерт Oi Va Voi. Oi Va Voi – новые герои британско-азиатского андеграунда, дивный лондонский секстет выходцев из традиционных еврейских семей, играющий умную и изящную ...
В воскресенье 27 июля, я одела свое любимое коктейльное платье и пошла на концерт. В этот вечер играли блюз. Меня усадили в самый угол, откуда ничего не было видно. "Ну что ж, главное, чтобы было слышно", – подумала я и заказала шампанское. ...
В декабре Россию впервые посетил легендарный аккордеонист и композитор Фрэнк Марокко (Frank Marocco). Он принял участие в двух концертах: один прошел в Москве в рамках фестиваля «Баян и баянисты», второй – в Ростове-на-Дону под эгидой музыкального ...