Плетеные соломенные корзинки, разбросанные на видных местах всех сторон обложки альбома Uncovered (даже сам лазерный диск выглядит так, будто заглядываешь на дно корзины), - образ явно не случайный. Кстати, все эти корзинки – пусты. Зная приверженность автора альбома Ричарда Бливаса к поэзии и образному мышлению, я сразу решил, что здесь «спрятана» какая-то метафора. После прослушивания Uncovered мне показалось, что разгадать ее удалось. Впрочем, обо всем по порядку.
Принцип построения этого альбома уже встречался в других работах Ричарда: композиций здесь много (целых семнадцать), но все они невелики по времени звучания. Но вот содержание заставляет выделить Uncovered, как совершенно особую работу в дискографии Ричарда Бливаса. Больше половины треков альбома – каверы, авторских композиций всего шесть. Но давайте вместе присмотримся к этим каверам и тому, как они сделаны. Преимущественно это музыка 60-х годов и более ранних времен: знаменитая песня Little Boxes от фолк-певицы Малвины Рейнолдс, композиции известных хит-мейкеров Роджерса/Харта, Гоффина/Кинга, Арлена/Мерсера, Why Don't You Love Me? короля кантри Хэнка Уильямса, You Didn't Have to Be So Nice полузабытой ныне рок-группы Lovin’ Spoonful и, наконец, целых четыре песни Beatles, написанные Ленноном и МакКартни - . Julia, You Can't Do That, Nowhere Man и Ticket to Ride.
Сдается мне, что это тот бэкграунд, на котором рос Ричард Бливас, это та музыка, с которой для него все начиналось. Позволю себе высказать версию, что именно эта музыка, эти исполнители составляли содержимое ныне опустевших корзинок с обложки альбома. А куда же она делась, эта музыка? Она не исчезла. Она ушла в сознание музыканта по имени Ричард Бливас, она живет там вместе с другими воспоминаниями о прошлом, она переосмыслена Ричардом в духе только ему присущего творческого подхода и вновь ожила в виде его собственных версий. Разумеется, эти версии мало напоминают оригиналы. Я думаю те же Пол и Джон (по крайней мере, в возрасте, когда были написаны эти песни) вряд ли бы были от них в восторге. А вот Йоко Оно, человек с авангардным мышлением, на мой взгляд, могла бы понять и принять такой альтернативный подход. Бливасу неинтересно создавать сотый вариант каверов «под Хэнка Уильямса» или «под Beatles» - его версии, это в не меньшей степени авторские композиции, чем собственные песни.
А они тоже являются интегральной частью этой работы, и они продолжают характерную для Бливаса линию на соединение авангардного джаза с поэзией. В его стихах мы обнаруживаем Хэмпти-Дэмпти из кэрроловского Зазеркалья на улицах Нью-Йорка (Streetcar Track), мы любуемся сюрреалистическими образами в Uncovered («небеса зеленые, как сырая морковь»). И все это под атональную музыку с рваным, постоянно меняющимся ритмом, музыку, в которой на сей раз очень много синтезаторных звучаний. И авангардную суть музыкальной ткани альбома не меняют дополнительные краски в виде звучания гитары или аккордеона в отдельных треках. Таков Ричард Бливас образца 2009 года. От милых образчиков кантри и биг-бита его отделяют парсеки. Но связь времен не прервана. Не верите – послушайте Uncovered.
Хотя самым известным в джазовом мире композитором босса-новы является Жобим, отцом, а точнее Папой (да-да, именно так, как титулуют римского первосвященника) этого изящного ответвления самбы в Бразилии почитают Жоао Жильберто. Именно он, как ...
Джазмены израильского происхождения сегодня составляют весьма заметную часть американской, в первую очередь нью-йоркской сцены. Достаточно вспомнить имена кларнетистки Анат Коэн или басиста Авишаи Коэна. А одним из первопроходцев в этом смысле еще в ...
В 2003 году турецкая певица Сертаб Эренер выиграла конкурс Евровидения с песней, написанной при участии Демира Демиркана. Пример шведского квартета АВВА, для которого победа на Евровидении стала стартовой площадкой для прыжка ко всемирной ...
Этот диск – словно настоящий оазис для тех, кто устал от авангардных изысков, новомодных стилистических поисков или электронного бита техно-музыки. Прекрасно подойдет он и тем, кто устал просто от нервного ритма современной жизни. Устройтесь ...
На современной сцене, идет ли речь о джазе, роке или поп-музыке, так много вокалисток, что проявить свою индивидуальность, заставить слушателя запомнить себя очень сложно. Мне кажется, британской певице Тессе Саутер это удалось. Судя по тому, как ...
Индийские имена сегодня уже не редкость в джазе. А дорогу индийским музыкантам в джаз (как и в рок) проложил великий Рави Шанкар. И если в 70-х – 80-х годах индийцы были представлены преимущественно в стиле фьюжн, где сочетали традиционную ...
При беглом взгляде название ансамбля Fabian Zone Trio вызывает некоторое недоумение, особенно, когда в выходных данных альбома обнаруживаешь список из семи музыкантов. Но стоит только разобраться детальнее, и все становится на свои места. Итак, ...
Музыка этого альбома напрочь не подходит для уличных джаз-парадов и не очень выигрышна в больших концертных залах. Даже камерная атмосфера джаз-клуба, на мой взгляд, не самый лучший вариант для Turn Up The Quiet. Идеальным же, опять-таки, на мой ...
Даже если для вас, как для меня, Since I Saw You Last станет первой встречей с музыкантом по имени Стив Хауэлл, обаяние его личности вы почувствуете сразу. У Стива небольшой, не слишком широкого диапазона и мощи голос, в песнях он просто ...
Пожалуй, имя нью-йоркского знатока джаза Ховарда Манделя, президента Ассоциации джазовых журналистов, написавшего liner notes к этому альбому, может показаться нашим читателям самым известным среди участников проекта. Матиас Клаус, Боб Альбанезе и ...
Американский музыкант Билли Лавендер живет в Мемфисе и играет на гитаре. Живет он в этом городе с рождения (1959г.), а на гитаре играет почти столько же – по крайней мере, свой первый инструмент он получил сорок лет назад. За эти годы Билли не ...
Хотя A Sign Of Life – дебютный альбом автора и исполнителя из Кейп Элизабет, штат Мэн Дэвида Брюбэйкера, сам он далеко не новичок в музыке. В свое время он познавал секреты мастерства в игре на гитаре вместе с Джоном Скофилдом, играл в самых ...