Плетеные соломенные корзинки, разбросанные на видных местах всех сторон обложки альбома Uncovered (даже сам лазерный диск выглядит так, будто заглядываешь на дно корзины), - образ явно не случайный. Кстати, все эти корзинки – пусты. Зная приверженность автора альбома Ричарда Бливаса к поэзии и образному мышлению, я сразу решил, что здесь «спрятана» какая-то метафора. После прослушивания Uncovered мне показалось, что разгадать ее удалось. Впрочем, обо всем по порядку.
Принцип построения этого альбома уже встречался в других работах Ричарда: композиций здесь много (целых семнадцать), но все они невелики по времени звучания. Но вот содержание заставляет выделить Uncovered, как совершенно особую работу в дискографии Ричарда Бливаса. Больше половины треков альбома – каверы, авторских композиций всего шесть. Но давайте вместе присмотримся к этим каверам и тому, как они сделаны. Преимущественно это музыка 60-х годов и более ранних времен: знаменитая песня Little Boxes от фолк-певицы Малвины Рейнолдс, композиции известных хит-мейкеров Роджерса/Харта, Гоффина/Кинга, Арлена/Мерсера, Why Don't You Love Me? короля кантри Хэнка Уильямса, You Didn't Have to Be So Nice полузабытой ныне рок-группы Lovin’ Spoonful и, наконец, целых четыре песни Beatles, написанные Ленноном и МакКартни - . Julia, You Can't Do That, Nowhere Man и Ticket to Ride.
Сдается мне, что это тот бэкграунд, на котором рос Ричард Бливас, это та музыка, с которой для него все начиналось. Позволю себе высказать версию, что именно эта музыка, эти исполнители составляли содержимое ныне опустевших корзинок с обложки альбома. А куда же она делась, эта музыка? Она не исчезла. Она ушла в сознание музыканта по имени Ричард Бливас, она живет там вместе с другими воспоминаниями о прошлом, она переосмыслена Ричардом в духе только ему присущего творческого подхода и вновь ожила в виде его собственных версий. Разумеется, эти версии мало напоминают оригиналы. Я думаю те же Пол и Джон (по крайней мере, в возрасте, когда были написаны эти песни) вряд ли бы были от них в восторге. А вот Йоко Оно, человек с авангардным мышлением, на мой взгляд, могла бы понять и принять такой альтернативный подход. Бливасу неинтересно создавать сотый вариант каверов «под Хэнка Уильямса» или «под Beatles» - его версии, это в не меньшей степени авторские композиции, чем собственные песни.
А они тоже являются интегральной частью этой работы, и они продолжают характерную для Бливаса линию на соединение авангардного джаза с поэзией. В его стихах мы обнаруживаем Хэмпти-Дэмпти из кэрроловского Зазеркалья на улицах Нью-Йорка (Streetcar Track), мы любуемся сюрреалистическими образами в Uncovered («небеса зеленые, как сырая морковь»). И все это под атональную музыку с рваным, постоянно меняющимся ритмом, музыку, в которой на сей раз очень много синтезаторных звучаний. И авангардную суть музыкальной ткани альбома не меняют дополнительные краски в виде звучания гитары или аккордеона в отдельных треках. Таков Ричард Бливас образца 2009 года. От милых образчиков кантри и биг-бита его отделяют парсеки. Но связь времен не прервана. Не верите – послушайте Uncovered.
Хотя гитарист и вокалист Дэйв Райли и исполнитель на губной гармонике Боб Корриторе всего пять лет работают вместе, оба они – музыканты зрелые и весьма опытные. Дэйв родился в штате Миссисипи, начинал с увлечения музыкой госпел, позже переехал ...
Благодаря любезности коллег из известного польского джазового журнала, мы получили возможность познакомиться с творчеством колоритных представителей поколения next польского джаза. Альбом Maya от Wierba & Schmidt Quintet издан собственным лейблом ...
Юозас Милашюс (р.1968г.) принадлежит к среднему поколению литовских джазменов – к тем, кто сегодня составляет его главную силу и продолжает славные традиции своих старших товарищей. К Юозасу это определение подходит в высшей степени. В 1986 ...
Наверное, лишь сами музыканты могут объяснить, почему на обложке альбома рядом с названием коллектива стоит только имя Виктора Уэйнрайта. Да, конечно, он хорошо играет на клавишных, а его голос – один из самых привлекательных моментов в ...
Если вы по жизни, в том числе и в музыке – поклонник устоявшихся аксиом, этот альбом вряд ли вам понравится. Но если вы любите пробовать все новое, смаковать неожиданные звукосочетания и строить собственную картину из паззлов разных комплектов ...
Дочь великого блюзмена Джона Ли Хукера Закия (при рождении она получила имя Вера Ли Хукер) начала свою карьеру еще при жизни отца. Первые альбомы дочери, выпущенные в 90-х годах, он еще имел возможность слушать и оценивать. Третий альбом Закии Хукер ...
Никогда ранее не приходилось мне слышать американского блюзмена по имени Дэннис Джонс, да и, наверное, не только мне, – у нас это имя пока не очень известно. Между тем уроженец Балтимора и нынешний житель Лос-Анджелеса совсем не новичок в ...
Этот дуэтный проект Джо Бек и Лаура Теодор задумывали в качестве трибьюта другому дуэту – знаменитой джазовой певице 40-х – 60-х годов Пегги Ли и ее мужу, гитаристу, аккомпаниатору и соавтору Дэйву Барбуру. Он и стал трибьтом, только, к ...
Сюжет, когда опытный сессионный музыкант, собравшись с духом, выпускает дебютный альбом в качестве лидера, не нов. Реже такие опыты сразу и повсеместно получают очень хорошую прессу. Но именно так случилось с альбомом Neon, изданным лейблом Whaling ...
Уж не знаю, почему из названия оркестра в 2008 году выпало слово «молодежный» - теперь это просто «Европейский джазовый оркестр» - но формула этого симпатичного проекта осталась неизменной. По-прежнему в состав оркестра ...
Новый проект молодого композитора из Германии Вахида Матейко во многом продолжает линию, намеченную его предыдущим альбомом Come Together, о котором «Jazz-Квадрат» писал в №6/07. Основной темой творчества Вахида остается синтез ...
Уроженка Южной Калифорнии Айрин Нахрейнер дала своему ансамблю «говорящее» название, но, исходя из содержания ее дебютного альбома Summer Samba и ставшего вторым в карьере певицы A Song Of You, определение Smooth Latin Jazz Band было бы ...