Юрий Кузнецов и Сергей Терентьев - Талант как мера веса
25.12.2012
26 декабря 2006 года на сцене одесской филармонии звучали два рояля. Стараниями «Клуба Высокой Музыки» в этот вечер «сеанс одновременной игры» дали два легендарных одесских пианиста-импровизатора: Сергей Терентьев и Юрий Кузнецов.
Как и практически на всех концертах «Клуба Высокой Музыки» - аншлаг! Три звонка и все усаживаются по местам. В шубах, не снимая: в зале очень холодно. Странно видеть публику на концерте «во всеоружии» одежды - не очень приятно! Зато концерт начинается почти вовремя - приятно необычайно!
На совершенно белую сцену с черным роялем выходит «завклуб» Юрий Кузнецов и смело берет на себя роль конферансье на время первого отделения концерта. Он признается, что всякий раз волнуется, когда судьба преподносит ему такой редкий подарок как выступление в одном концерте с Сергеем Терентьевым, личностью в одесской музыкальной среде легендарной. Юрий вспоминает, что когда он еще «только узнал, что есть такой «джаз», Терентьев «выдавал» его уже почти 10 лет».
«Я еще жил на Дерибасовской, 12, - вспоминает Кузнецов, - а Терентьев - на Дерибасовской, 10. Моя мама пригласила Сергея, чтобы он дал мне урок Он пришел, ничего мне не сказал, и просто начал играть на моем стареньком пианино. Потом спросил меня: «Ты что-нибудь понял?». Я ничего не понял. Но был в таком восторге! Этот маленький эпизод я считаю одним из главных в своей судьбе. Нас с Сергеем Терентьевым объединяет еще и тот факт творческой биографии, что мы оба с ним «внуки» легендарного Нейгауза: и мой педагог, и учитель Терентьева, Людмила Наумовна Гинзбург, - они были его учениками».
Итак, в первом отделении концерта Сергей Терентьев остается на сцене один на один с роялем. Играет классику. Своих любимых Листа, Рахманинова, Шопена. Предваряя эту музыку своими словами, Юрий Кузнецов также признался, что и тут их музыкальные вкусы совпали: «Если бы меня попросили: назови тройку самых любимых классиков, я назвал бы эти же имена!»
Сергей Терентьев. Он редко выступает теперь. Хотя, кажется, последнее его выступление было не так давно - тут же в Филармонии в мае, когда он праздновал свое 60-летие и 40-летие творческой деятельности. Но это исключение из правила - как его лучшее доказательство. Ведет Терентьев жизнь почти отшельника, в «джазовую тусовку» не входит, все чаще играет классику. У него в арсенале есть даже программа «От классики - к джазу», но сам он этот переход делает все реже и реже. Склонность к созерцательности и философствованию, свойственная Терентьеву-человеку, ныне охотнее находит созвучное себе в классических произведениях, нежели в джазовых экспериментах.
«...Нельзя, конечно, разделять музыку на высокую и невысокую. Есть уровень исполнительства - высокий и низкий. Есть мастер, а есть подмастерье. Я очень рад, что джаз вошел сейчас в элиту музыки, где он и должен был быть. А ведь были времена, когда нас никуда не подпускали. Терентьев был одним из тех, благодаря кому Одесса стала столицей джаза еще в те годы, когда джаз преследовался...» (Из интервью Юрия Кузнецова.)
На белой сцене с черным роялем появляется Музыкант. Он сухонький, аккуратно причесан, с двумя парами очков - одна специально для игры: он достает ее из кармана пиджака, протирает, затем потирает озябшие руки (не может музыкант позволить себе роскошь доступную публике - выйти на сцену холодного зала в шубе!), долго усаживается, потом еще смотрит в зал прищурившись, что- то бормочет... А в это время в зале ТИШИНА! Я слышу, как стучит сердце сидящего рядом человека! Тут же мне вспоминается титул знаменитейшего альбома Чика Кориа и Гарри Бертона «Хрустальная тишина». Ловлю себя на мысли, что слышу именно ее: звенящую хрустальную абсолютную тишину... Все замерли, словно Терентьев не музыкант, а волшебник, и словно все ждали его много сотен лет, и вот остались считанные мгновения до чуда... И вот оно свершилось под первые аккорды «Годов странствий» Ференца Листа...
После краткого перерыва - второе отделение концерта. Теперь уже на сцене два рояля и два музыканта. К Терентьеву присоединяется Юрий Кузнецов, скромно усаживаясь за старый филармонический рояль. Музыкальный разговор предваряет небольшая сцена кривляния: Кузнецов и Терентьев точно попадают в образы персонажей комедии дель-арте. Первый берет на себя роль Арлекино, второй становится Пьеро. Кузнецов не столько ради смеха копирует все движения (приготовления) Терентьева: это такая особая прелюдия. Когда музыканты играют на двух роялях - в этом есть некий эффект зеркала. Своей игрой на публику' Кузнецов это только подчеркивает.
Второе отделение - это импровизация. Так лучше сказать, нежели «джаз». Потому что даже джаз в руках Терентьева звучит так изысканно и филигранно, будто классические увертюры - он играет, словно вышивает тонкое кружево. В жизни яркий и громкий Кузнецов, на сцене становится лириком: им вдвоем не нужно искать темы для бесед. Они единомышленники на сцене. «То, что мы сейчас вам сыграем, мы репетировали вчера по телефону, - предваряет музыку словами Юрий. - Это в 70-80-х годах на концертах, постоянно нужно было заполнять какие-то рапортички: «Что вы позволите себе сыграть? Как вы поведете себя на сцене?»...»
«...В консерватории и в школе мое увлечение подбиранием музыки на слух считалось хулиганством. Разве что статью не паяли! И где бы инструмент ни ломался, значит, Кузнецов своим джазом сломал! Джаз играют, как и классику, как Шопена. Современную классическую музыку необходимо играть даже более жестко, чем джаз! Но почему-то от слова «джаз» у всех першило в горле, и если инструмент ломался, то только от джаза! Так было, когда в Москву приехал Оскар Питерсон, и ему сказали: «Мы хороший рояль даем только великим музыкантам». И до сих пор это убеждение сидит в подсознании «старой гвардии»: если музыкант играет джаз, значит, хороший инструмент ему не стоит давать - он его разобьет. Пару лет назад эта история повторилась, когда в одесской филармонии появился новый рояль, и я посчитал совершенно естественным играть на нем. Я написал на афише своего концерта: «Впервые на новом рояле!». Поднялась такая паника, таким «совком» вдруг потянуло! «Что он себе позволяет! Это новый рояль - на нем только Шопена играть!»... Нет роялей для Шопена, Шостаковича или Баха. Есть рояли для музыки!». (Из интервью Юрия Кузнецова.)
То, что два человека, совершенно разных по темпераменту и жизненной истории переживаний, вдруг начинают звучать в унисон - разве это не чудо! Публика снова заворожено притихла: Кузнецов произносит первую фразу - Терентьев тут же с полуслова понимает его, вторит, дополняет. Живая импровизация в дуэте - это всегда беседа по душам. Только не словами, а нотами. Их всего семь. Не нужно многословия. В этом и есть чудо музыки.
«..Я живу как в 19 веке, как Шопен: сыграл, встал и ушел. Но от Шопена остались хотя бы ноты... Я не композитор, и никогда им не был. В том смысле, что нот я не пишу: сразу играю звуки. Я импровизирую, играю свою музыку, и так получилось, что люди назвали меня композитором. Для меня же вся моя биография - это быстротечная музыка: вот она прозвучала, - и ее больше нет. И никогда не будет. Такова судьба импровизации, которая, еще не успев родиться, уже умерла. И остается где-то в воспоминаниях людей. Живыми материально остаются только записанные импровизации. На концертах я практически из воздуха, с неба беру звуки, которые складываются вместе, нанизываются друг на друга, и получается либо весело, либо печально, либо страшно, либо смешно... Иногда получаются звуки, которыми я горжусь. Я горжусь тем, что еще никто не сказал мне, что услышал в моей музыке хотя бы фрагментарный плагиат. Хотя, казалось бы, все это комбинации из семи нот...» (Из интервью Юрия Кузнецова.)
‘N.B. Из интервью Сергея Терентьева: «Что такое талант? Да это же мера веса!»
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...
Посетив с гастролями Киев, всемирно известный джазовый вокалист, сказал, что главное, что он увезет с собой - это вид на Днепр с обзорной площадки города. "Я не хочу делать фото, я знаю, что буду хранить это в памяти. Я могу забыть, где я видел ...
Дебора Браун и Майк дель Ферро приехали в Минск по приглашению посольства США как представители American Voices. Какое отношение к американским голосам имеет голландец Майк, толком никто не понял. Но с American Voices он сотрудничает уже несколько ...
Это был первый за последний десяток-полтора лет джазовый концерт армянских исполнителей в Москве. Нет, конечно, армянские джазмэны много раз играли в Москве на открытии казино, ресторанов, различных презентациях "армянских" объектов российской ...
О концертах МакФеррина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всем мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Одним из громких событий, открывших нынешний осенне-музыкальный сезон, стал приезд и совместное выступление 7 сентября 2004 года авангардных академистов Кронос Квартет и передовика в деле аккордеонно-баянных мехов — финна Киммо Похйонена ...
Субшри Джанардан (Индия) – уникальный музыкант и певица, хорошо известная у себя на Родине и далеко за ее пределами. На данный момент она является единственной женщиной, выступающей с концертами и мастер-классами по всему миру, представляющей сразу ...
В октябре в Ереване царила настоящая культурная суматоха — многочисленные "Дни культуры" бывших братских республик, праздники, фестивали, концерты... Один из них остался в тени, прошел незамеченным СМИ и, самое грустное, любителями джаза. ...
Знаменитого соотечественника, а ныне жителя немецкого города Вупперталя, Аркадия Шилклопера в Москве видимо "сильно не ждали". 2 июня в столичном зале ЦДХ срамно зияли пустотами добрых ? мест. Автора этих горьких строк, внезапно оказавшегося ...
20 - 22 июня, в честь празднования 8-летия клуба, в Le Club выступили специальные гости: легендарный саксофонист Кеппу Garrett и его группа (США): Carlos McKinney (рояль), Kristopher Funn (бас), Ronald Bruner (барабаны). Сегодня Кенни Гарретту 45 ...
Джазовый поезд тронулся... Трудно сказать, завершением прошедшего или началом нового концертного года был проект 19 августа в Мариинском парке с ярким названием "Звезды украинского джаза". Участвовали тольео киевские музыканты, и публики при цене ...