Юрий Кузнецов и Сергей Терентьев - Талант как мера веса
25.12.2012
26 декабря 2006 года на сцене одесской филармонии звучали два рояля. Стараниями «Клуба Высокой Музыки» в этот вечер «сеанс одновременной игры» дали два легендарных одесских пианиста-импровизатора: Сергей Терентьев и Юрий Кузнецов.
Как и практически на всех концертах «Клуба Высокой Музыки» - аншлаг! Три звонка и все усаживаются по местам. В шубах, не снимая: в зале очень холодно. Странно видеть публику на концерте «во всеоружии» одежды - не очень приятно! Зато концерт начинается почти вовремя - приятно необычайно!
На совершенно белую сцену с черным роялем выходит «завклуб» Юрий Кузнецов и смело берет на себя роль конферансье на время первого отделения концерта. Он признается, что всякий раз волнуется, когда судьба преподносит ему такой редкий подарок как выступление в одном концерте с Сергеем Терентьевым, личностью в одесской музыкальной среде легендарной. Юрий вспоминает, что когда он еще «только узнал, что есть такой «джаз», Терентьев «выдавал» его уже почти 10 лет».
«Я еще жил на Дерибасовской, 12, - вспоминает Кузнецов, - а Терентьев - на Дерибасовской, 10. Моя мама пригласила Сергея, чтобы он дал мне урок Он пришел, ничего мне не сказал, и просто начал играть на моем стареньком пианино. Потом спросил меня: «Ты что-нибудь понял?». Я ничего не понял. Но был в таком восторге! Этот маленький эпизод я считаю одним из главных в своей судьбе. Нас с Сергеем Терентьевым объединяет еще и тот факт творческой биографии, что мы оба с ним «внуки» легендарного Нейгауза: и мой педагог, и учитель Терентьева, Людмила Наумовна Гинзбург, - они были его учениками».
Итак, в первом отделении концерта Сергей Терентьев остается на сцене один на один с роялем. Играет классику. Своих любимых Листа, Рахманинова, Шопена. Предваряя эту музыку своими словами, Юрий Кузнецов также признался, что и тут их музыкальные вкусы совпали: «Если бы меня попросили: назови тройку самых любимых классиков, я назвал бы эти же имена!»
Сергей Терентьев. Он редко выступает теперь. Хотя, кажется, последнее его выступление было не так давно - тут же в Филармонии в мае, когда он праздновал свое 60-летие и 40-летие творческой деятельности. Но это исключение из правила - как его лучшее доказательство. Ведет Терентьев жизнь почти отшельника, в «джазовую тусовку» не входит, все чаще играет классику. У него в арсенале есть даже программа «От классики - к джазу», но сам он этот переход делает все реже и реже. Склонность к созерцательности и философствованию, свойственная Терентьеву-человеку, ныне охотнее находит созвучное себе в классических произведениях, нежели в джазовых экспериментах.
«...Нельзя, конечно, разделять музыку на высокую и невысокую. Есть уровень исполнительства - высокий и низкий. Есть мастер, а есть подмастерье. Я очень рад, что джаз вошел сейчас в элиту музыки, где он и должен был быть. А ведь были времена, когда нас никуда не подпускали. Терентьев был одним из тех, благодаря кому Одесса стала столицей джаза еще в те годы, когда джаз преследовался...» (Из интервью Юрия Кузнецова.)
На белой сцене с черным роялем появляется Музыкант. Он сухонький, аккуратно причесан, с двумя парами очков - одна специально для игры: он достает ее из кармана пиджака, протирает, затем потирает озябшие руки (не может музыкант позволить себе роскошь доступную публике - выйти на сцену холодного зала в шубе!), долго усаживается, потом еще смотрит в зал прищурившись, что- то бормочет... А в это время в зале ТИШИНА! Я слышу, как стучит сердце сидящего рядом человека! Тут же мне вспоминается титул знаменитейшего альбома Чика Кориа и Гарри Бертона «Хрустальная тишина». Ловлю себя на мысли, что слышу именно ее: звенящую хрустальную абсолютную тишину... Все замерли, словно Терентьев не музыкант, а волшебник, и словно все ждали его много сотен лет, и вот остались считанные мгновения до чуда... И вот оно свершилось под первые аккорды «Годов странствий» Ференца Листа...
После краткого перерыва - второе отделение концерта. Теперь уже на сцене два рояля и два музыканта. К Терентьеву присоединяется Юрий Кузнецов, скромно усаживаясь за старый филармонический рояль. Музыкальный разговор предваряет небольшая сцена кривляния: Кузнецов и Терентьев точно попадают в образы персонажей комедии дель-арте. Первый берет на себя роль Арлекино, второй становится Пьеро. Кузнецов не столько ради смеха копирует все движения (приготовления) Терентьева: это такая особая прелюдия. Когда музыканты играют на двух роялях - в этом есть некий эффект зеркала. Своей игрой на публику' Кузнецов это только подчеркивает.
Второе отделение - это импровизация. Так лучше сказать, нежели «джаз». Потому что даже джаз в руках Терентьева звучит так изысканно и филигранно, будто классические увертюры - он играет, словно вышивает тонкое кружево. В жизни яркий и громкий Кузнецов, на сцене становится лириком: им вдвоем не нужно искать темы для бесед. Они единомышленники на сцене. «То, что мы сейчас вам сыграем, мы репетировали вчера по телефону, - предваряет музыку словами Юрий. - Это в 70-80-х годах на концертах, постоянно нужно было заполнять какие-то рапортички: «Что вы позволите себе сыграть? Как вы поведете себя на сцене?»...»
«...В консерватории и в школе мое увлечение подбиранием музыки на слух считалось хулиганством. Разве что статью не паяли! И где бы инструмент ни ломался, значит, Кузнецов своим джазом сломал! Джаз играют, как и классику, как Шопена. Современную классическую музыку необходимо играть даже более жестко, чем джаз! Но почему-то от слова «джаз» у всех першило в горле, и если инструмент ломался, то только от джаза! Так было, когда в Москву приехал Оскар Питерсон, и ему сказали: «Мы хороший рояль даем только великим музыкантам». И до сих пор это убеждение сидит в подсознании «старой гвардии»: если музыкант играет джаз, значит, хороший инструмент ему не стоит давать - он его разобьет. Пару лет назад эта история повторилась, когда в одесской филармонии появился новый рояль, и я посчитал совершенно естественным играть на нем. Я написал на афише своего концерта: «Впервые на новом рояле!». Поднялась такая паника, таким «совком» вдруг потянуло! «Что он себе позволяет! Это новый рояль - на нем только Шопена играть!»... Нет роялей для Шопена, Шостаковича или Баха. Есть рояли для музыки!». (Из интервью Юрия Кузнецова.)
То, что два человека, совершенно разных по темпераменту и жизненной истории переживаний, вдруг начинают звучать в унисон - разве это не чудо! Публика снова заворожено притихла: Кузнецов произносит первую фразу - Терентьев тут же с полуслова понимает его, вторит, дополняет. Живая импровизация в дуэте - это всегда беседа по душам. Только не словами, а нотами. Их всего семь. Не нужно многословия. В этом и есть чудо музыки.
«..Я живу как в 19 веке, как Шопен: сыграл, встал и ушел. Но от Шопена остались хотя бы ноты... Я не композитор, и никогда им не был. В том смысле, что нот я не пишу: сразу играю звуки. Я импровизирую, играю свою музыку, и так получилось, что люди назвали меня композитором. Для меня же вся моя биография - это быстротечная музыка: вот она прозвучала, - и ее больше нет. И никогда не будет. Такова судьба импровизации, которая, еще не успев родиться, уже умерла. И остается где-то в воспоминаниях людей. Живыми материально остаются только записанные импровизации. На концертах я практически из воздуха, с неба беру звуки, которые складываются вместе, нанизываются друг на друга, и получается либо весело, либо печально, либо страшно, либо смешно... Иногда получаются звуки, которыми я горжусь. Я горжусь тем, что еще никто не сказал мне, что услышал в моей музыке хотя бы фрагментарный плагиат. Хотя, казалось бы, все это комбинации из семи нот...» (Из интервью Юрия Кузнецова.)
‘N.B. Из интервью Сергея Терентьева: «Что такое талант? Да это же мера веса!»
Давно я не делал музыку с замечательным контрабасистом из сибирского Томска - Асхатом Сайфуллиным, только слышал о его крупных продюсерских успехах. А тут звонок и я выезжаю. С Асхатом я участвовал в своём первом CD в начале 90 х. "Ночной спектакль ...
Конечно, Ремарк был прав, говоря, что "человек велик в намерениях, а не в их осуществлении". И всё же иногда эту крылатую фразу хочется укоротить. Ибо непостижимы повороты судьбы, когда над всем этим стоит мечта и вера в недостижимое. Могли ли ...
В Москве не составляет труда найти место, где вечером можно послушать джаз. Открыв любую афишу с анонсами концертов или посетив джазовые сайты, каждый поклонник этого рода музыки (будь то любитель-меломан или искушённый джазофрен) найдёт место и ...
Группа Take 6 образовалась из организованного Клодом МакНайтом (Claude McKnight) в 1980-м году Gentlemen's Estate Quartet (позаимствовавшего свое название от названия жилого комплекса для первокурсников) в Oakwood College – небольшой христианской ...
Tuck and Patti уже выступали раньше в клубе Blue Note в Милане и вернулись сюда с хорошей вестью: недавно вышел их новый DVD под названием Tuck & Patti Live in Holland, который содержит 2 CDs – концертные записи их последних альбомов: Chocolate ...
О концертах Макферрина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всём мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как ...
Don`t Worry. К вам приехал Бобби МакФеррин. Be Happy Now. 12 мая 2005 года московский КЗ им. Чайковского встречал Бобба МакФеррина с программой, которую трудно назвать таковой, учитывая исполненные номера, включившие буквально всё – от оперных ...
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...
Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но— обо всем по порядку. Представлять Арто Тунчбояджана (Arto Tunçboyaciyan), я ...
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...