Попробуйте сходу назвать лучшего джазмена Америки или Европы, причем не победителя в каких-то там анкетах - опросах за какой-то год, а фигуру бесспорную, очевидную для любого компетентного собеседника! Трудно - невозможно? Это точно. А вот по отношению к Африке такой человек есть и уже не одно десятилетие. Его зовут Абдулла Ибрахим и еще с середины 60-х, когда этот человек появился в Европе, спасаясь от апартеида в его родной Южной Африке, джазовый мир по достоинству оценил его таланты пианиста и композитора.
Программа, записанная на этом диске Enja, постоянном лейбле Абдуллы еще с 1972 года, была исполнена возглавляемым им трио летом 2001 года на фестивале «Джаз без границ» в берлинском Дворце мировых культур. Скажу сразу, что более интересного диска Абдуллы Ибрахима мне слушать не приходилось. Более того, за последний год я не слышал более захватывающей джазовой музыки вообще. При этом в рамках джазовой стилистики Абдулла ни на йоту не отклоняется от того, что принято называть мэйнстримом. Никакой электроники, никаких трюков, никаких штучек в угоду быстроменяющейся капризной моде. Волшебство! Настоящее волшебство — или, как определил свою музыку сам автор — африканская магия.
В музыке Ибрахима слышна его Африка, причем мастер такого высочайшего класса делает это очень бережно, тут нет никаких лобовой там-тамной экзотики, лишь тончайшая нюансировка ритма. В музыке Ибрахима слышна его любовь к европейской классике: его музыкальное мышление неотделимо от академических канонов и не случайно через всю программу сквозной темой проходит и завершает ее почти классическое Blue Bolero. Но больше всего в этой музыке все-таки джаза, который буквально составляет ее плоть и кровь. Так было у Ибрахима всегда, но в этой программе он еще подчеркивают свою любовь названиями тем: тут есть и The Stride, и Solitude, и In A Sentimental Mood, и Moten Swing, и даже For Coltrane, и конечно же здесь есть Duke — гений американского джаза, с которым по масштабу таланта часто сравнивают его выдающегося африканского коллегу. Внешне все выглядит очень просто, но это простота, идущая от высочайшего класса, это простота, в которой слились мудрость древнего континента, классическое чувство формы и джазовая свобода.
Ha Delta Crossroads легенда блюза Роберт Локвуд наряду с собственными старыми и новыми композициями представил подборку классических вещей Роберта Джонсона. Когда слушаешь альбом (дебют Роберта на Telarc), убеждаешься, что этот человек, никогда ...
Шотландский певец, гитарист и композитор Робин Уильямсон сплавляет воедино в своих песнях высокую поэзию, современный джаз, академическую импровизацию и мировой фольклор. Альбом имеет подзаголовок "Песни и переложения Уитмена, Блейка и Воэн". ...
Здесь все, кажется, ясно из названия. Альбом представляет собой запись последнего концерта известной певицы,который состоялся на Гавайях. Ее сопровождало сразу два оркестра: биг-бэнд Big Kahuna And The Сора Cat Pack и симфонический оркестр ...
Рой Роджерс и Нортон Баффало не записывались вместе уже более десяти лет, и теперь они своим новым альбомом продолжают традицию блюзовых дуэтов гитара-гармошка. Это не значит, что они играют и поют только вдвоем — в проекте задействованы и ...
Своего рода бенефис знаменитого трубача, "верного армстронговца" и одного из столпов традиционного джаза во второй половине XX века увековечен на его тринадцатом альбоме для Arbors Records. Обилие исполнителей вовсе не означает, что вам ...
Arbors представляет "издание второе, улучшенное и дополненное" дуэта двух известных мастеров традиционного джаза. В новый релиз вошел целиком одноименный альбом Руби Браффа и Дика Хаймена, изданный в свое время на Concord ...
Ну вот. Дневники кота Мурра нашли свое воплощение в фантазии писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а американский гитарист Скотт Филдс представляет нам выдержки из дневников песика Дрекселя. Судя по представленным отрывкам, жизнь у бедняги ...
Еще один пример того, как играли SHT в середине 90-х годов, на этот раз в концертном варианте. Лэйбл Fuzelicious Morsels выпустил в свет записи с концерта, который группа играла 8 и 9 сентября 1996 года в самом сердце нью-йоркского даунтауна: в ...
С умным потерять лучше, чем с дураком найти (народная мудрость). А если с умным найти? Представляете, как увеличится ценность такой находки? Люди, чьи основные творческие интересы лежат в несколько разных областях, тянутся друг к ...
Если вам уже довелось слышать последний альбом вокалистки Сера и показалось странным, что о нем идет речь в "CD-обзоре" джазового журнала, вспомните такое имя, как Джони Митчелл. Эта певица исполняет преимущественно фолк-рок и, тем не менее, ...
С первых же тактов музыки ее очарование и мощь буквально приковывают к месту, заставляя в то же время отбивать ритм любой свободной частью тела. А когда вступает голос Шемекии, совершенно не верится, что поет всего-то двадцатидвухлетняя черная ...
Второй альбом молодой норвежской джазовой вокалистки (первый, вышедший в 2000 г., назывался Port Of Call). За исключением трех стандартов, альбом состоит из песен самой Силье Нергаард, написанных ею (иногда в соавторстве с Тордом Густавсе- ном, а ...