Поведя большую часть жизни в роли бродяги без гроша в кармане, Seasick Steve в свои 68 неожиданно обнаруживает себя среди самых успешных звёзд мирового блюза, неожиданно заводит Glastonbury, неожиданно выпускает очередной альбом на Atlantic Records. Не слишком ли много неожиданностей для старика, который свалился в современный шоубиз, как снег на голову в жаркий летний день? Его несомненно простодушные манеры и low-fi стиль исполнения – это ответ на отсутствие элементарного человеческого тепла в музыке, ответ на коммерционализированный поп. Это удар ниже пояса той неведомой силе, которая каждый день привязывает нас к мониторам наших компьютеров. С «Man From Another Time» мы возвращаемся на полсотни лет назад, а в 2009-ом такая возможность представляется слишком редкой, чтобы упустить её.
Первый трек на новой пластинке Seasick Steve (дословно – больной морской болезнью Стив) – старая блюзовая история о любви к гитаре. У B.B.King единственный и неповторимый инструмент звался Lucille, у Стива это однострунный Diddley Bo. В мире современного блюза едва ли найдётся второй такой чудак, который способен сыграть олд-скульный миссиссиппи-дрифт на перетянутой одной струной коробке от сигар, используя при этом отвёртку вместо слайдера. Остальные песни из альбома «Man From Another Time» исполняются на старинной модели Fender с тремя струнами и заштопанной липкой лентой акустике, у которой скоро намечается 100-летний юбилей. В этом весь Стив, весь его DIY-блюз, и соль тут даже не в копеечных инструментах, а в лозунге, который они несут: «Хочешь играть блюз? Даже коробка от сигар тебе в помощь, главное – это запал для твоей внутренней зажигательной смеси».
Альбом «Man From Another Time» - лишь четвёртый по счёту в карьере уже далеко не молодого блюзмена, которая началась всего 5 лет назад. Всю свою жизнь Стив скитался по безграничным просторам США и Европы, пересекая их вдоль и поперёк на любом попутном транспорте, ночуя, где придётся. Стив – самый настоящий хиппи-бродяга из 60-ых, и, собственно, странствиям и тяжёлой доли скитальца посвящается весь его репертуар. В этом отношении новый альбом совершенно не отличается от всех предыдущих, а лишь продолжает традиции кантри, рут и фолк направлений. Что самое интересное, именно в этой нарочитой традиционности и даже ординарности записей Стива состоит то парадоксальное противоречие в фигуре блюзмена, которое заставляет его альбомы с лёгкостью взлетать до топов в чартах Великобритании.
Во-первых, Стив не придумывает ничего нового в манере исполнения. J.B. Lenoir, Blind Willie Johnson, Willie Brown и конечно же John Lee Hooker, равно как и многие другие известные дельта-блюзмены, точно так же использовали слайд вкупе с бронебойным ритмом ещё лет этак 70 назад. Во-вторых, все его песни, в общем-то, на одну и ту же тему уже четыре альбома кряду. Речь идёт о бедняках и дорогах, что, казалось бы, едва ли может покорить сердца слушателей своим постоянным «квадратным» повторением на протяжении двенадцати треков. В чём же тогда состоит секрет этого потерявшегося во времени парня?
Именно во времени он и состоит. Стив – динозавр в мире современной музыки. Он подкупает своей архаичной наивностью и минимализмом, который, на удивление, даёт фору очередным коммерческим проектам с «запиленными» соло в стиле Joe Satriani. В рамках промоушена нового альбома Стив не брезгует даже ТВ-шоу «Готовим вместе» для домохозяек, где не устаёт рассказывать забавные истории, вроде «а вот в 68-ом в Сан-Франциско…». Жизнь Стива – это многие несбывшиеся мечты чьей-то далёкой юности или мечты, уже совершенно неуместные сегодня. Сам Стив – белый «бой», бородатый фрик из далёкого романтичного прошлого, блюзмен образца 30-40-ых, которому на самом деле нечего терять. В свою очередь его новый альбом – это «когда хорошему человеку плохо», в лучших традициях давно минувших дней.
Юозас Милашюс (р.1968г.) принадлежит к среднему поколению литовских джазменов – к тем, кто сегодня составляет его главную силу и продолжает славные традиции своих старших товарищей. К Юозасу это определение подходит в высшей степени. В 1986 ...
Наверное, лишь сами музыканты могут объяснить, почему на обложке альбома рядом с названием коллектива стоит только имя Виктора Уэйнрайта. Да, конечно, он хорошо играет на клавишных, а его голос – один из самых привлекательных моментов в ...
Если вы по жизни, в том числе и в музыке – поклонник устоявшихся аксиом, этот альбом вряд ли вам понравится. Но если вы любите пробовать все новое, смаковать неожиданные звукосочетания и строить собственную картину из паззлов разных комплектов ...
Дочь великого блюзмена Джона Ли Хукера Закия (при рождении она получила имя Вера Ли Хукер) начала свою карьеру еще при жизни отца. Первые альбомы дочери, выпущенные в 90-х годах, он еще имел возможность слушать и оценивать. Третий альбом Закии Хукер ...
Никогда ранее не приходилось мне слышать американского блюзмена по имени Дэннис Джонс, да и, наверное, не только мне, – у нас это имя пока не очень известно. Между тем уроженец Балтимора и нынешний житель Лос-Анджелеса совсем не новичок в ...
Этот дуэтный проект Джо Бек и Лаура Теодор задумывали в качестве трибьюта другому дуэту – знаменитой джазовой певице 40-х – 60-х годов Пегги Ли и ее мужу, гитаристу, аккомпаниатору и соавтору Дэйву Барбуру. Он и стал трибьтом, только, к ...
Сюжет, когда опытный сессионный музыкант, собравшись с духом, выпускает дебютный альбом в качестве лидера, не нов. Реже такие опыты сразу и повсеместно получают очень хорошую прессу. Но именно так случилось с альбомом Neon, изданным лейблом Whaling ...
Уж не знаю, почему из названия оркестра в 2008 году выпало слово «молодежный» - теперь это просто «Европейский джазовый оркестр» - но формула этого симпатичного проекта осталась неизменной. По-прежнему в состав оркестра ...
Новый проект молодого композитора из Германии Вахида Матейко во многом продолжает линию, намеченную его предыдущим альбомом Come Together, о котором «Jazz-Квадрат» писал в №6/07. Основной темой творчества Вахида остается синтез ...
Уроженка Южной Калифорнии Айрин Нахрейнер дала своему ансамблю «говорящее» название, но, исходя из содержания ее дебютного альбома Summer Samba и ставшего вторым в карьере певицы A Song Of You, определение Smooth Latin Jazz Band было бы ...
Персональные выставки художников обычно строятся по одной из двух концепций. Это может быть коллекция работ выполненных в одном стиле, посвященных одной теме. Второй вариант – лучшие работы за определенный период времени. Если принять за ...
Тас Кру – это, конечно, не имя, а псевдоним очень интересного блюзмэна из канадского Квебека. Таким довольно грубым выражением, означающим «сырая картофелина» охарактеризовал голос музыканта один из его фэнов в Канаде. Музыкант не ...