Kalaparusha (Maurice Mcintyre) - Forces and Feelings
12.03.1997
Слово "Калапаруша" обозначает музыканта, играющегомузыку такую же странную, как и выбранный им псевдоним. Силы и чувства,Янь и Инь, небо и земля, рай и ад, быть или не быть — проблемы примернотакого масштаба его волнуют в первую очередь. Не удивительно, что у группыесть свой манифест, очерчивающий концепцию мировоззрения в данной парадигме.Он очень короткий. Состоит из одного слова: "Свет". Вполне достаточно,чтобы взять в руки инструменты и начать раскрывать миру свои соображенияпо этому поводу. Это и произошло достаточно давно, а именно в январе 1970года, когда кларнетист (он же флейтист, саксофонист, перкуссионист и т.д.)
Морис Макинтайр (Maurice McIntyre), приехавший в Чикаго из Нью-Йорка, собрал коллектив, с которым начал каждое воскресенье выступатьв городской Художественной галерее. Несмотря на полную вседозволенность,которую предполагает фри-джаз, для того чтобы из набора звуков складываласьмузыка, необходимо чрезвычайно тонкое чувствование музыкантами друг друга.В процессе еженедельных публичных импровизаций произошел определенный отбор,и те, кто остался, действительно образовали коллектив единомышленников.В него вошли гитарист Сарни Гарретт (Sarnie Garrett), самый молодой участникпроекта "The Light", обладает явным "неквадратным"мышлением, бас-гитарист Фред Хопкинс (Fred Hopkins), барабанщик Уэсли Тайес(Wesley Tyus), с очень необычной техникой и владеющий любыми перкашн, вокалисткаРита Омолокан (Rita Omolokun), ну и сам 63-летний Макинтайр, который, помере ухода группы во все более отдаленные философские области, постепенностал уже не Морисом, а Ара Дифда Калапаруша (Ahra Difda Kalaparusha).
Надо признать, что главную проблему фри-джаза — проблемусложности слушательского восприятия, "светлячки" решили весьмауспешно. Это действительно очень сыгранный коллектив, где музыканты внимательнослушают и хорошо понимают друг друга. И поскольку преобладающее настроениекомпозиций не агрессивное, а скорее созерцательное, атональные "навороты"проглатываются удивительно легко. Калапаруше удалось, используя средствафри-джаза, добиться легкости и гладкости нью-эйджа. Не случайно на обложкедиска изображен благостный фотопейзаж: море, далекая горная гряда, закат(или восход) солнца. Но самый привлекательный элемент в программе — голосРиты Омолокан. Она блестяще справляется с труднейшей задачей — на равныхвместе с другими инструментами участвует в создании звуковой картины. Идеальнаяинтонация, интересный тембр и опять же тонкое чувствование коллег.
Между прочим, фирма "Delmarc", сделавшая запись,опекает также Энтони Брэкстона и знаменитого джазового экспериментатораСан Ра. Это означает некоторое признание и явный интерес к Калапаруше впрогрессивных джазовый кругах. Если у вас уши не заложены ватой стандартов— стоит послушать.
Основательность музыкального мышления и безупречное чувство формы, присущее Игорю Брилю, в его проекте с "Новым поколением" проявляются особенно ярко. В интерпретации этого состава, где проблема "отцов и детей" решена легко и конструктивно (здесь ...
Несмотря на то, что в названии данного коллектива присутствует слово "евро", услышать этот оркестр где-либо западнее Сибири можно лишь при невероятном стечении самых благоприятных обстоятельств.Во-первых, потому что гастрольные поездки биг-бэндов ...
Истинный приверженец свободной импровизации, Леонид Нарушевич уже много лет парит в бескрайнем музыкальном пространстве, не привязываясь к стилям, инструментам и средам обитания. Его гитару в окружении самых неожиданных исполнителей (постоянным его ...
Это один из наиболее джазовых и, на мой взгляд, самых удачных альбомов вокалиста Бобби Колдуэла (Bobby Caldwell). Музыка мгновенно переносит слушателя в романтическую атмосферу 30-х — 40-х годов. Нельзя сказать, что Колдуэлл создал что-то абсолютно ...
Вопрос для кроссворда: назовите известную в области джаза или рока исполнительницу, японку по происхождению. Десять из десяти сразу вспомнят Йоко Оно. Двое из десяти извлекут из памяти имя Тошико Акиоши, руководительницы известного биг-бэнда. ...
Проект гитариста Роба Корэл (Rob Koral) и вокалистки Сью Хоукер (Sue Hawker) — доказательство того, что традиционный джаз еще долго будет волновать современных музыкантов. Да и само творчество Корэла служит тому примером: ему довелось играть во ...
Тенор-саксофонист Игорь Бутман, живущий и работающий сейчас в США, часто наведывается на родину для концертов и записей. Этот диск— один из четырех, выпущенных с участием Бутмана в России в последнее время. Запись была произведена в Новосибирске с ...
Как хорошо, что российские аудио-пираты активно переиздают на своих подпольных заводах студиях диски самых разных лет и разных стилей все без разбору. Это дает возможность натыкаться прямо-таки шедевры, в свое время пропущенные или не замеченные. ...
Как приятно сознавать, что есть музыканты, относящиеся к джазу, как просто к ИГРЕ, а не к высоколобому искусству. В традициях многих, особенно больших джазовых оркестров всегда были музыкальные аллюзии, шутки, живые "переклички" между музыкантами. ...
Поначалу, еще до того, как опустить данный компактный диск в пасть проигрывателя, я опасался: ну вот, еще одно около джазовое порождение фирмы "Шаначи". Слава Богу, ошибся. Ибо альбом пианиста, которого представилось удовольствие слушать впервые, — ...
Судя по всему, эта сибирская издательская фирма способна наделать изрядного шума в среде собирателей джазовых записей. За три-четыре года издано около двух десятков альбомов с иногда уникальным для коллекционера музыкальным материалом. Но самое ...
Альбом Аркадия Шилклопера "Hornology" был записан в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре в июне 1995 года. Кроме него, в проекте приняли участие Александр Посвянский (мастеринг) и Олег Хорушев (сведение). Саунд-дизайн был выполнен самим ...