Kalaparusha (Maurice Mcintyre) - Forces and Feelings
12.03.1997
Слово "Калапаруша" обозначает музыканта, играющегомузыку такую же странную, как и выбранный им псевдоним. Силы и чувства,Янь и Инь, небо и земля, рай и ад, быть или не быть — проблемы примернотакого масштаба его волнуют в первую очередь. Не удивительно, что у группыесть свой манифест, очерчивающий концепцию мировоззрения в данной парадигме.Он очень короткий. Состоит из одного слова: "Свет". Вполне достаточно,чтобы взять в руки инструменты и начать раскрывать миру свои соображенияпо этому поводу. Это и произошло достаточно давно, а именно в январе 1970года, когда кларнетист (он же флейтист, саксофонист, перкуссионист и т.д.)
Морис Макинтайр (Maurice McIntyre), приехавший в Чикаго из Нью-Йорка, собрал коллектив, с которым начал каждое воскресенье выступатьв городской Художественной галерее. Несмотря на полную вседозволенность,которую предполагает фри-джаз, для того чтобы из набора звуков складываласьмузыка, необходимо чрезвычайно тонкое чувствование музыкантами друг друга.В процессе еженедельных публичных импровизаций произошел определенный отбор,и те, кто остался, действительно образовали коллектив единомышленников.В него вошли гитарист Сарни Гарретт (Sarnie Garrett), самый молодой участникпроекта "The Light", обладает явным "неквадратным"мышлением, бас-гитарист Фред Хопкинс (Fred Hopkins), барабанщик Уэсли Тайес(Wesley Tyus), с очень необычной техникой и владеющий любыми перкашн, вокалисткаРита Омолокан (Rita Omolokun), ну и сам 63-летний Макинтайр, который, помере ухода группы во все более отдаленные философские области, постепенностал уже не Морисом, а Ара Дифда Калапаруша (Ahra Difda Kalaparusha).
Надо признать, что главную проблему фри-джаза — проблемусложности слушательского восприятия, "светлячки" решили весьмауспешно. Это действительно очень сыгранный коллектив, где музыканты внимательнослушают и хорошо понимают друг друга. И поскольку преобладающее настроениекомпозиций не агрессивное, а скорее созерцательное, атональные "навороты"проглатываются удивительно легко. Калапаруше удалось, используя средствафри-джаза, добиться легкости и гладкости нью-эйджа. Не случайно на обложкедиска изображен благостный фотопейзаж: море, далекая горная гряда, закат(или восход) солнца. Но самый привлекательный элемент в программе — голосРиты Омолокан. Она блестяще справляется с труднейшей задачей — на равныхвместе с другими инструментами участвует в создании звуковой картины. Идеальнаяинтонация, интересный тембр и опять же тонкое чувствование коллег.
Между прочим, фирма "Delmarc", сделавшая запись,опекает также Энтони Брэкстона и знаменитого джазового экспериментатораСан Ра. Это означает некоторое признание и явный интерес к Калапаруше впрогрессивных джазовый кругах. Если у вас уши не заложены ватой стандартов— стоит послушать.
Во всех записях этого диска, переизданного недавно в Москве, царствуют мелодии босса-новы. Самба души — так, может быть, чуть высокопарно, но, по сути, точно названо это изящное дитя от брака бразильской самбы с американским кул-джазом. Айк ...
Признаюсь сразу: мне впервые довелось познакомиться с работой композитора, клавишника и вокалиста Джимми Тенора. Так и не узнал — действительно у него такая музыкальная фамилия или это псевдоним. В любом случае, к его голосу, звучавшему на CD, ...
Альбом посвящается многочисленным поклонникам — тем, ктоверил и поддерживал музыкантов в течение всех лет их творческой деятельности. "The Jazz Crusaders" по праву можно считатьодними из создателей музыкального жанра, получившего название jazz ...
Московское переиздание классного старого блюзового альбома. Чарли Масселуайт был и остается одним из крупнейших мастеров игры на губной гармонике. Среди белых блюзменов он все годы после смерти Пола Баттерфилда (с которым Чарли в свое время вместе ...
Есть музыканты, которые всегда на виду: часто ездят на фестивали, часто гастролируют, часто записывают диски, ну и, разумеется, их имена у критиков всегда на слуху. А есть другие, подчас ничуть не уступающие в мастерстве первым, но редко попадающие ...
Уникальный бельгийский мастер джазовой губной гармоники удостоился своего персонального портретного альбома в известной серии лэйбла "Verve". Этот альбом в ней — уже 59-й по счету. Тутс Тилеманс занял место в одном ряду с такими корифеями, как ...
Альбом во многом необычный. Во-первых, нельзя определить, в каком году он был издан: известно лишь, что записывался он в самом начале 1996 года в Новосибирске. Во-вторых, издатели максимально "американизировали" его, и сибирский акцент присутствует ...
Для Москвы, российской столицы, где переплетаются самые разнообразные тенденции развития, это было бы вполне логично. Возможно в еще большей степени это логично для Петербурга, города, из которого никому из первых секретарей так и не удалось ...
Альбом далеко не новый, но в настоящее время готовящийся к переизданию. Впрочем, внимания уважаемых читателей этот диск заслуживает не только в данной связи. Дуэт гитары и сопрано-саксофона — явление не частое, а посему столь изысканное ...
Если вспомнить начало одной из наиболее значительных статей Владимира Фейертага, немного заострить "образ", слегка расширить "диапазон звучания", то может получиться примерно такая фраза: остановите на любом проспекте любого постсоветского города ...
Нью-Йорк — очень большой город, и музыкантов в нем очень много. Некоторым, чтобы познакомиться, приходится перебраться аж в Токио. Именно там в 1986г. встретились два нью-йоркских саксофониста: Майк Эллис и Том Александер. Встретились и ...
Согласитесь, что бельгийский джаз в России — вещь почти неизвестная. Но вот недавно заезжал на недлинные гастроли пианист Иван Падуар (Ivan Paduart), и все отметили превосходный технический уровень и незаурядное импровизационное мастерство гостя, ...