Владельцем джазового лейбла Sketch Records является довольно известный в мире джаза продюсер Филипп Гильметти (Philippe Ghielmetti). Он старается записывать наиболее интересных джазистов Европы и Даунтауна. Среди его клиентов вы найдете Kenny Wheeler, John Taylor, Daniel Humair, Bill Caruthers, Marc Ducret, Steve Lacy, Mal Waldron.
Что не имя, то джазовая легенда, не правда ли?
Итак, перед нами диск «Еще один раз» прекрасного пианиста и аранжировщика Мэла Уолдрона. Ах, как скромничает маэстро! Какой там один, здесь целых восемь раз звучит МУЗЫКА, которую хочется слушать в любое время суток, в любую погоду, при любых обстоятельствах и в любых частях света. Но, желательно, в одиночестве.
Скупое пианино на первой вещи «Сплошное одиночество» оправдывает свое название: своего рода экзерсис, разработка рук и погружение в соответствующее настроение. Какой-то дрожащий и зыбкий звук. Чудесно слушается при свечах и с бокалом хорошего красного вина (но, настаиваю на одиночестве). Вторая вещь - «Церемония инициирования». (Ах! Какое модное нынче слово, особенно в парламентских кругах!) В «бой» вступает Жан-Жак Авенель на сдвоенном басу. Кажется, пламя свечи дрожит еще больше, да и мелодия звучит продолжительно, почти 12 минут. Иногда такой дуэт доходит до абсурда, бас забивает уолдронское фортепиано (двойной же!) и все это напоминает уже джазовый авангард в духе литовского ГТЧ. На этой вещи свечи лучше погасить, а бокал с вином отложить в сторону. Очень напряженно, эмоционально и вещь требует предельного внимания. А вот третья композиция «Ты», и вся троица вместе, подключился Стив Лейси на сопрано-саксофоне. Тоже не короткая вещица, звучит более 8 минут. Здесь пригласите подругу (друга), пейте красное вино, слушайте и наслаждайтесь вместе, особенно, когда играет Уолдрон в унисон с саксофоном, двойной бас здесь менее выразителен. Он (бас) будет куда интереснее в следующей композиции «Блюз для баса Жан-Жака». Басовый блюз, честно, такое слышу впервые! Нет, это не мой любимый старина-блюз Дельты или другой американской глубинки. Чисто-европейский блюзовый авангард, но очень душевно, а сделано все просто безукоризненно. Еще две следующие вещи исполняются дуэтом: «Морские чайки Кристианзунда» и «Вальс для Марианны». Первая, ну просто «чеховские мотивы» Киры Муратовой, только где-то в каком-то Кристианзунде. Явно слышны крики чаек, реющих над морем и от этого настроение какое-то тревожное и неуютное, так и хочется накормить этих несчастных птиц корками хлеба. (В этом месте явно не до вина!) А вот в ритме «Вальса для Марианны» не хочется кружиться, к вящему удовольствию опустошив еще один фужер с вином. Мелодия пьянит, уносит и дарит любовь. Но не в традиционном понимании этого танца (в духе Клавдии Ивановны Шульженко или модного нынче хита «Тучи в голубом» из киноромана «Московская сага» по В. Аксенову). Это тоже авангардный вальс для внимательного созерцания (почти находясь в Нирване). Предпоследняя вещь снова исполняется сольно. In The Land Оf Clusters (с переводом затрудняюсь) – слушается без особого энтузиазма, но техника исполнения безукоризненна.
И, наконец, SOUL EYES! Полагаю, это квинтэссенция всего альбома. Трио снова вместе (так жаль, что втроем они только на двух композициях, сопрано-саксофон очень красивый духовой инструмент). Но, пожалуй, последняя вещь стоит всего альбома и особенно та часть, где вступает Стив Лэйси. Браво, Маэстро! Как жаль, что Вас так мало на этом диске!
Красивый джазовый авангард одиночества, но в очень доходчивом ключе даже для мало-смыслящих в этом жанре.
Sketch Records. Recorded in 2001, released in 2002
8 tks, 55 mins
M. Waldron ℗, J-J Avenel (d/b), S. Lacy (sop/sax)
Композитор Курт Вайль занимает совершенно особую нишу в музыке двадцатого века. Только ему удалось соединить в своем творчестве вековые традиции немецкой композиторской школы, приемы популярного в Германии полит-кабарэ (Вайль был близким другом и ...
Не успели мы анонсировать в новостях выход очередного альбома британской группы Down To The Bone, как прибыл в редакцию и сам этот диск. Что ж, в анонсе все было правильно: англичане действительно демонстрируют некий джаз-рок ХХI века, диско-джаз ...
Дюк Робиллард выдает классные диски с постоянством опытного пекаря, готовящего вкуснейшие пирожки, лишь слегка меняя рецептуру начинки. Вот и в альбоме Living With The Blues Дюк предложил нашему вниманию вместо привычного в его исполнении ...
Гитарист с внушительной дискографией Enrico Rosa занят во многих сферах музыкального бизнеса.Композитор и аранжировщик, сессионный музыкант, преподаватель нескольких музыкальных вузов Дании, он концертирует как с небольшим бэндом, так и соло. ...
Двойной концерт. Хайлайтс ов зе ласт йиэрз уорлд туур. Очень просто, супер профессионально. И скучно настолько, что я перестал жалеть о непопадании на московский концерт Клаптона. Тот, кто следит за творчеством г-на Slowhand, слышал это все уже не ...
После целого ряда отличных студийных записей Этта Джеймс решилась на выпуск концертного альбома — и не прогадала. Она не растеряла с возрастом ни энергии, ни умения завести публику. Ее голос, правда, за тридцать с лишним лет сильно изменился, и ...
Всего лишь вторая за все годы издания «Jazz - Квадрата» встреча с очень известным и ценимым как в Европе, так и в Штатах венгерским гитаристом Ференцом Шнетбергером. Первая состоялась в № 5/98 и тоже на альбоме мюнхенского лэйбла Enja. ...
Тенор-саксофонист Аврам Фефер записывает уже третий альбом. У нас музыкант практически неизвестен, 1что неудивительно — музыка, которую он играет со своими коллегами, в целом тяготеет к модальному джазу и фри-джазу. Эти направления, увы, не ...
Дебютный альбом нью-йоркского трио, состоящего из молодых, но уже достаточно приметных в здешнем джазовом обществе музыкантов. Причем в основном в той его части, где предпочитают не мэйнстрим, а более свободную импровизацию. И пианист Виджай Айер ...
Фортепианное трио, представленное в этой записи, является ритм-секцией квинтета Билли Харпера. Вместе музыканты работают уже много лет и поэтому идеально, прямо-таки на телепатическом уровне, понимают и дополняют друг друга. Пианистка Франческа ...
Даже не очень большие знатоки латинского джаза почти наверняка слышали имя Тито Пуэнте. Так вот, перкуссионист Франсиско Агуабелла более пятидесяти лет знал, дружил и работал с этим патриархом афро-кубинской музыки. Его памяти Агуабелла и посвятил ...
Кларнет, аккордеон, туба. Два итальянца и француз. Европа. Американским джазом здесь почти и не пахнет: единственная, тоненькая ниточка — "восточная" пьеса Билли Стрейхорна Isfahan. А чем пахнет? Европой, отчасти Ближним ...