Владельцем джазового лейбла Sketch Records является довольно известный в мире джаза продюсер Филипп Гильметти (Philippe Ghielmetti). Он старается записывать наиболее интересных джазистов Европы и Даунтауна. Среди его клиентов вы найдете Kenny Wheeler, John Taylor, Daniel Humair, Bill Caruthers, Marc Ducret, Steve Lacy, Mal Waldron.
Что не имя, то джазовая легенда, не правда ли?
Итак, перед нами диск «Еще один раз» прекрасного пианиста и аранжировщика Мэла Уолдрона. Ах, как скромничает маэстро! Какой там один, здесь целых восемь раз звучит МУЗЫКА, которую хочется слушать в любое время суток, в любую погоду, при любых обстоятельствах и в любых частях света. Но, желательно, в одиночестве.
Скупое пианино на первой вещи «Сплошное одиночество» оправдывает свое название: своего рода экзерсис, разработка рук и погружение в соответствующее настроение. Какой-то дрожащий и зыбкий звук. Чудесно слушается при свечах и с бокалом хорошего красного вина (но, настаиваю на одиночестве). Вторая вещь - «Церемония инициирования». (Ах! Какое модное нынче слово, особенно в парламентских кругах!) В «бой» вступает Жан-Жак Авенель на сдвоенном басу. Кажется, пламя свечи дрожит еще больше, да и мелодия звучит продолжительно, почти 12 минут. Иногда такой дуэт доходит до абсурда, бас забивает уолдронское фортепиано (двойной же!) и все это напоминает уже джазовый авангард в духе литовского ГТЧ. На этой вещи свечи лучше погасить, а бокал с вином отложить в сторону. Очень напряженно, эмоционально и вещь требует предельного внимания. А вот третья композиция «Ты», и вся троица вместе, подключился Стив Лейси на сопрано-саксофоне. Тоже не короткая вещица, звучит более 8 минут. Здесь пригласите подругу (друга), пейте красное вино, слушайте и наслаждайтесь вместе, особенно, когда играет Уолдрон в унисон с саксофоном, двойной бас здесь менее выразителен. Он (бас) будет куда интереснее в следующей композиции «Блюз для баса Жан-Жака». Басовый блюз, честно, такое слышу впервые! Нет, это не мой любимый старина-блюз Дельты или другой американской глубинки. Чисто-европейский блюзовый авангард, но очень душевно, а сделано все просто безукоризненно. Еще две следующие вещи исполняются дуэтом: «Морские чайки Кристианзунда» и «Вальс для Марианны». Первая, ну просто «чеховские мотивы» Киры Муратовой, только где-то в каком-то Кристианзунде. Явно слышны крики чаек, реющих над морем и от этого настроение какое-то тревожное и неуютное, так и хочется накормить этих несчастных птиц корками хлеба. (В этом месте явно не до вина!) А вот в ритме «Вальса для Марианны» не хочется кружиться, к вящему удовольствию опустошив еще один фужер с вином. Мелодия пьянит, уносит и дарит любовь. Но не в традиционном понимании этого танца (в духе Клавдии Ивановны Шульженко или модного нынче хита «Тучи в голубом» из киноромана «Московская сага» по В. Аксенову). Это тоже авангардный вальс для внимательного созерцания (почти находясь в Нирване). Предпоследняя вещь снова исполняется сольно. In The Land Оf Clusters (с переводом затрудняюсь) – слушается без особого энтузиазма, но техника исполнения безукоризненна.
И, наконец, SOUL EYES! Полагаю, это квинтэссенция всего альбома. Трио снова вместе (так жаль, что втроем они только на двух композициях, сопрано-саксофон очень красивый духовой инструмент). Но, пожалуй, последняя вещь стоит всего альбома и особенно та часть, где вступает Стив Лэйси. Браво, Маэстро! Как жаль, что Вас так мало на этом диске!
Красивый джазовый авангард одиночества, но в очень доходчивом ключе даже для мало-смыслящих в этом жанре.
Sketch Records. Recorded in 2001, released in 2002
8 tks, 55 mins
M. Waldron ℗, J-J Avenel (d/b), S. Lacy (sop/sax)
Омар Дайкс выпустил альбом, на две трети состоящий из каверов его же собственных песен самых разных лет. Его вокал все больше и больше приближается по саунду к Хаулин Вулфу — рычащему и ревущему. С первой же секунды записи голос Омара заполняет все ...
Навязчивый, монотонный, акустический и даже не трех-, а буквально одноаккордный блюз в духе Джона Ли Хукера. Серьезно, мрачно, адекватно, но все же до самого Хукера пока что Тэйлор не дотягивает. Очень это коварная штука — примитивный с виду ...
Большинство критиков утверждает, что теперешний Питер Грин — это только бледная тень прежнего, незабвенных времен Fleetwood Mac. Может быть, оно и так, но вот поклонники у него остались. Его теперешняя группа Peter Green Splinter Group ...
Чистый гитарный инструментал без вокала встречается нечасто — это коммерчески не очень выгодный вариант. Основанный в свое время американским гитаристом Джоном Фэхи (John Fahey) лейбл Takoma Records записывал в основном гитаристов без ...
Поупа Чабби выпускает один альбом за другим. Что-то более удачное, что-то менее. Этот проект явно относится к первой категории. Блюз, блюз-рок, немного рок-н-ролла — и все это с изрядной долей вкуса и отличным чувством мелодии. Все песни в ...
Rabih Abou-Khalil — известнейший в Европе джазовый музыкант, продавший более полумиллиона копий своих записей. У знатоков его имя ассоциируется с неповторимым стилем, впитавшим в себя элементы арабской традиционной музыки, американского джаза и ...
Когда шеф одного из самых знаменитых в мире джазовых лэйблов лично пишет liner notes к альбому и отзывается об исполнительнице в превосходных тонах, это уже само по себе привлекает к релизу особое внимание. Брюс Лундвалл ...
Блюз живет везде: в дельте Миссисипи и в дельте Волги, в предгорьях Аппалачей и в сердце Кавказа. До статьи в "Jazz — Квадрате" № 6/01 я и слыхом не слыхивал о блюзовом трио "Ragtime" из Кабардино-Балкарии, а теперь слушаю их ...
Рэй Браун был одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза, и, разумеется, непревзойденным свинговым и особенно би-боповым басистом. Количество записей, в которых он принимал участие, трудно даже сосчитать. Достаточно сказать, что Рэй ...
Запись этого трио — последняя в жизни Рэя Брауна. И одна из лучших, несмотря на преклонный возраст и недуги. Но он и не демонстрирует исключительно свою технику — он сливается с трио и умудряется делать одновременно идеальный аккомпанемент и ...
Будучи главной движущей силой канадского ансамбля Shuffle Demons, автор этого проекта носил имя Демон Ричард Андерхилл. Начав сольную карьеру дебютным альбомом Tales From The Blue Lounge, он отказался от соответствующего ...
Рик Холмстрем с 1995 года играет на гитаре в составе известной блюзовой группы Rod Piazza's Mighty Flyers. У нас его знают плохо, но в Америке он считается одним из лучших молодых гитаристов. Он выпускает уже третий собственный сольный альбом, ...