Блюз живет везде: в дельте Миссисипи и в дельте Волги, в предгорьях Аппалачей и в сердце Кавказа. До статьи в "Jazz — Квадрате" № 6/01 я и слыхом не слыхивал о блюзовом трио "Ragtime" из Кабардино-Балкарии, а теперь слушаю их свежайший альбом, записанный в Нальчике весной этого года, и делаю это с большим удовольствием.
Что нравится в игре этих музыкантов? Прежде всего честность. Да, они очень много слушали Хендрикса или, скажем, Стиви Рэй Воэна, но не занимаются подражательством. Возможно, эту стадию они уже прошли раньше, не знаю, но в Heavy Steppin' я этого не услышал. Блюз-рок — да, но исполнители не пытаются делать вид, что родились и выросли, скажем, в Чикаго. Правда, не слышно и то, что они выросли на Кавказе, но это уже другой вопрос. Кстати, жаль, что не слышно. Вслед за этническим джазом поднимается и этнический блюз. Если афроамериканец Тадж Махал в меру удачно играет гавайский блюз, то почему не быть и блюзу кавказскому?
Впрочем, вернемся к тому, что есть. А есть добротный альбом с разумным соотношением энергичных треков и медляков, с аккуратными гитарными соло Арсена Шомахова, с девятью версиями классических блюзовых стандартов (приятно нестандартными, особенно Hoochie Coochie Man и Don't Bum Down That Bridge) и тремя собственными композициями лидера трио Шомахова. Последние, две инструменталки и одна композиция с вокалом, показались мне особенно любопытными. В этих треках более всего заметно стремление музыкантов и к самостоятельности мышления, и к свободе, для которой блюзовый квадрат — не клетка, а наоборот, трамплин для полета.
(p) 2002 A. Shomakhov
©2002 Dialog Music
12tks/61 min
(Arsen Shomakhov — g, voc Aslan Zhantuyev — b; Sultanbek (Bek) Mamyshev — dr;)
Леонид АУСКЕРН