Махмуд Туркмани одинаково виртуозно играет на европейской гитаре и арабской лютне уд. Махмуд Туркмани родился в Ливане, учился в Москве (в первой половине 80-х), живет в Швейцарии. И творчество его — это тоже синтез двух музыкальных миров: Запада и Востока. Я бы обозначил то, что он делает, как two worlds music.
Вот и для участия в своем новом проекте он пригласил двух таких разных людей, как иранский исполнитель на национальном ударном инструменте томбак Кейван Хемирани и английский басист Барри Гай, работающий в основном в сфере авангардного джаза.
Fayka (это имя матери Махмуда) — альбом, где синкретичность творчества Туркмани проявляется в полной мере. Наряду с арабскими и персидскими мотивами (практически неотличимыми друг от друга для уха рядового европейского слушателя), здесь вполне явственно звучат мотивы фламенко, а богатство восточной ритмике соединяется с вполне западной политональной техникой. Впечатление довольно странное, тем более, что в отличие, скажем, от Раби Абу-Халила, другого музыкального «посла» Востока на Западе, Туркмани играет более сложную, герметичную, не приспособленную специально под западное ухо музыку. Этот музыкант более философ, чем развлекатель.
Но особо хотел бы я отметить в этом проекте даже не Туркмани, а Барри Гая. Искусство, с которым он ассистирует Махмуду в таких пьесах, как Yara или Zikra, их идеальное взаимопонимание, достойно восхищения. Контрабас Барри, этот большой неуклюжий европейский инструмент, неожиданно перевоплотился в нечто восточное, гибкое, таинственное и даже, черт побери, эротичное! А ведь Гай, в отличие от лидера проекта, насколько мне известно, не изучал специально восточную музыку где-нибудь в Касабланке, Каире или Тебризе...
Альбом «Узкие улицы», обложку которого украшает собственноручно выполненный автором фотоснимок в будапештском метро, - второй проект кларнетиста и композитора Скотта Хилла, в котором он выступает в качестве лидера. Первый его авторский ...
Живая запись специально подготовленной программы памяти Билла Эванса, сделанная в апреле 2000 года, оставляет очень неплохое впечатление. Альбом составили и пьесы, которые исполнял сам Эванс, и посвященные ему композиции авторства Лайла Мэйса/Пэта ...
Очень странный альбом. Его репертуар состоит сплошь из шедевров джазовой музыки: Жобим, Эллингтон, Гарнер, Портер, Юманс. Казалось бы, налей стаканчик чего хорошего, сядь поближе к камину и наслаждайся. Да вот не очень получается, хотя и хороший ...
Продолжение, углубление, развитие всего того, что было заложено музыкантами в альбоме, изданном ими годом ранее. Так что можно смело повторить все то, что было уже сказано. Хотя местами музыканты, опять же используя классику джаза как основу, ...
Попробуйте сходу назвать лучшего джазмена Америки или Европы, причем не победителя в каких-то там анкетах - опросах за какой-то год, а фигуру бесспорную, очевидную для любого компетентного собеседника! Трудно - невозможно? Это точно. А вот по ...
Старый добрый знакомый нашего журнала, частый гость «CD - Обзора», итальянский саксофонист Карло Актис Дато в новом проекте заметно реорганизовал состав своего ансамбля. Теперь это уже не квартет, а квинтет, появился дополнительно ...
Французское новоджазовое трио существует с 1993 года. Это их третий альбом. Музыка представляет собой сочетание монотонных, но прихотливых ритмов таблы со свободной линией препарированного фортепиано и чистых, открытых, вокализированных ...
Первый сольный альбом артистки, которой пришлось работать с Кларком Терри, Джонни Гриффином, Билли Кобэмом, Слайдом Хэмптоном, Харри "Суитсом" Эдисоном и еще много с кем. Альбом записывался в ноябре прошлого года в Италии с участием замечательных ...
Эл Ди Меола умело сочетает репутацию консерватора и новатора. Его стиль всегда узнаваем, но в лучших своих работах он постоянно умудряется открыть для нас какие-то новые грани как уже известной, так и заново сочиненной им музыки. В новом альбоме, ...
Московская эйсид-джаз группа Alissid Jazz пытается делать не пошлую музыку. Это у нее получается. Также она пытается делать интересную музыку. Это у нее получается не всегда. Потому что музыке для того, чтобы быть одновременно не пошлой и ...
Когда в 1996 году Элвин Харт получил приз им. У.Хэнди как лучший новый артист за альбом Big Mama's Door, все надеялись, что он и дальше продолжит петь традиционный акустический блюз — очень уж здорово и свежо у него это получалось. Однако ...
М-да. Похоже, одни из самых интересных работ в джазе в последнее время выходят не на мэйджор-лэйб- лах, а на независимых компаниях. С одной стороны это хорошо, что музыкантам для того, чтобы издать альбом, не надо обязательно идти на поклон к ...