nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ежи Радлинский - Гражданин Джаз (часть 11, Джаз или sexas? )

Ежи Радлинский - Гражданин Джаз (часть 11, Джаз или sexas? )  Джаз или sexas?


Вспомните «спор о джазе» из пятидесятых годов. Горячие «за» и «против» поклонников и противников, страстную полемику антагонистов; настоящая гражданская война разгоралась за то, чтобы «быть или не быть» синкопированной музыке.

Взгляд в прошлое доказывает, что всё это было уже значительно раньше, что если ещё не древние римляне, то уже, наверное, наши бабушки, точно так же, как и сегодняшние подростки, вели жаркие споры по поводу стихийных негритянских ритмов. С той, пожалуй, единственной разницей, что поскольку последняя такая война шла своим чередом под девизом «джаз или Texas», то для той с двадцатых годов призыв «джаз или sexas» 393 был бы более характерным, потому что в то время обдуманность публицистов не диктовала ещё им выпадов географического характера; музыкой «разнузданности и распутных обычаев» провозгласили джаз задолго раньше, прежде чем он вырос до ранга «скверны Запада». Не верите? А всё же…

В далёком 1927 году, году легендарного "Hot Seven" Армстронга и зарождения стиля суинг, в Польше рекорды популярности били "Is She Sweet?" 394 и "No Fooling" 395, а первыми апостолами джаза были танцевальные оркестры Фреда Мелодиста, Голда и Петерсбургского, а также Хенрика Голда 396. Несомненно, я использую для определения этой музыки термин джаз с полным осознанием неадекватности этого слова сегодняшним понятиям; джазом в то время называли не только всякую танцевальную музыку американского происхождения или подражание ей, но также и набор ударных инструментов. Можно было бы спародировать известное остроумное выражение 397: что ни время – то обычай… В то время Польша осмелилась на единственное для тех лет первенство на ниве джаза, именно в области журналистики: за 7 лет до возникновения старейшего европейского периодического издания, посвящённого джазовой музыке – шведского "Orkester Journalen" 398 – в Варшаве появился первый (и последний) номер обозрения сцены и эстрады под заглавием «Джаз». Тогдашний «спор о джазе» должен был находиться на серьёзном уровне и высвобождать настоящие общественные страсти, поскольку издатели журнала решили сделать это статьёй пера Збигнева Джевецкого.

Большой виртуоз и педагог, один из создателей польской фортепьянной школы и воспитатель двух поколений музыкантов – Збигнев Джевецкий уже тогда был большим авторитетом в области серьёзной музыки. Когда он выступил со своей, пожалуй, первой в Польше, защитой джаза, он имел за собой 11 лет профессуры в Варшавской Консерватории!.. В той защите под заглавием «Несколько слов о современной танцевальной музыке» мы находим живые отображения споров на тему джаза сорокалетней давности, а также отражение тогдашних суждений о джазе – и всё это исходило из уст одного из наиболее светлых и профессиональных свидетелей зарождения этой музыки в нашей стране. Итак, прочитаем эту давнюю защитную речь без малейшей издёвки, чтобы познанием прошлого обогатить свой взгляд на современный джаз.

«Суждения музыкантов о ценности джазовой музыки – писал в 1927 году профессор Джевецкий – противоречивы. Наиболее распространено отрицательное мнение, которое квалифицирует джаз как одно из проявлений общего послевоенного снижения художественного уровня и вкуса и так называемую повсеместно жажду потребления. Зато другие желают видеть в джазбанде провозглашение возникновения нового музыкального стиля и приписывают ему прямо-таки сенсационное значение. Среднее музыкальное общество трактует эту проблему более равнодушно, каждый раз как некий занимательный музыкальный эксперимент.

А всё же существуют в джазовой музыке определённые достоинства, о которых невозможно умолчать хотя бы по той причине, что они нашли отклик у многих выдающихся современных композиторов; необходимо также подчеркнуть некоторый психологический момент, который может способствовать объяснению небывалого успеха джазбанда не только причинами его негативной природы.

… Проанализируем вкратце самые важные элементы джаза, а именно: форму, мелодику, гармонию, ритмику и звучание.

По своей форме джазбандовая музыка ограничивается почти исключительно короткими танцевальными формами, из которых общеизвестны фокстрот, шимми, блюз, чарльстон. Наиболее интересными в этих танцах являются ритмические элементы, а также звучание как следствие использования оригинальных инструментальных составов. Исключительная, совершенно своеобразная ритмика является самым ценным, наиболее существенным признаком джазбандовой музыки, которая оказала очень сильное влияние на всю современную музыку. Это также является беспримерным успехом джаза, так как проникает ритмика в одно из самых глубинных свойств человеческой природы, существования вообще – потребности слушать, двигаться, жить в ритме. Общеизвестны самые простые проявления человеческой ритмики: пульс, дыхание, ходьба. Джазбандовая музыка побуждает эти человеческие элементы сильнее, чем любая другая, ибо является четырёхдольной или двудольной (на 4 или 2), а стало быть, чётной, легче доступной понятной нежели трёхдольная, и темп её приближён к нормальному шагу (с небольшими отклонениями, медленнее или быстрее); доказательством этого может служить факт, что не смущают даже разнообразнейшие неожиданные паузы и даже более длинные перерывы звучания, потому что в это время ритм неистово пульсирует в ушах слушателей. Всем известны эти неслыханные разнообразные акценты, синкопы, сочетания самых разнообразных вторичных, несоразмерных ритмических периодов, например, трёхдольных и четырёхдольных, но, несмотря на это, главенствующий ритм не нарушается.

Своеобразие ритмики является важнейшим признаком мелодики этих танцев, которая бывает, естественно, более или менее ценной, однако, несомненно, несёт в своей общей линии признаки чувственности и североамериканского юмора. В области же гармонии трудно исследовать то, что основано на негритянском фольклоре. Всякий раз побуждает к рассуждению особое любование использованием септаккордов и очень симпатичное, неожиданное сочетание мажора с минором.

Свежесть и оригинальность звучания джазбанда опирается на использование разных, часто совершенно новых инструментов. Основа классического симфонического оркестра, а также и танцевального – смычковые инструменты – здесь почти полностью обойдена; лидируют духовые инструменты, в которых саксофоны играют доминирующую роль, струнные (банджо), самые различные ударные и фортепьяно, а в последнее время с необыкновенным эффектом также и человеческие голоса.

Продукция первоклассного джазбанда, какую удаётся слушать преимущественно на Западе, находится на очень высоком художественном уровне и далека от ещё распространённого у нас представления о шумливых и крикливых звучаниях, которые мы слышали несколько лет назад. В настоящее время удаётся наблюдать огромный прогресс в этой области, однако результаты не всегда сравнимы с западными образцами вследствие обильного использования смычковых инструментов, из-за слишком скудных в количественном отношении ансамблей, трудных для улавливания специфических ритмических ньюансов. Известные западные джазбанды насчитывают 10-20 и более человек, а в знаменитом американском оркестре Уайтмена 399, который выступал с концертами в прошлом сезоне в Европе, около 40 музыкантов.

В состав такого ансамбля должны входить первоклассные инструменталисты, умеющие играть на нескольких инструментах, которые они могут менять во время игры, наделённые превосходным чувством ритма и умением фантазировать ex promptu 400. Характерной чертой игры такого джазбанда является повторение одной темы каждый раз в иной инструментовке, солирование при проведении темы всякий раз других инструментов, контрапунктное введение разных голосов и ритмов и воспитанности и сдержанности, а не шумливости и грубости звучания. Среди танцевальной музыки такого типа, которой полны книжные полки, несомненно, существуют вещи разного уровня. Из числа целой фаланги 401 композиторов, не остающихся в рамках обыкновенной банальности, выделяются лёгкостью и свежестью замыслов, а также изысканным вкусом Гершвин 402, Конфри 403, Берлин 404, Виннер 405 и множество других.

Как мы видим, джаз сформировал некий особый тип танцевального музыкального искусства, создавая во многих случаях совершенно законченные вещи. Джазбанды в профессиональном отношении стоят очень высоко, намного выше венгерских или румынских ансамблей. Попытки прививки джазового стиля к большим формам не дали пока что таких гармоничных результатов. Не тешась никакими предположениями относительно возможности дальнейшего развития этого музыкального стиля, следует констатировать большое и часто – очень положительное влияние ритмики, а также инструментовки джазбанда на многих выдающихся композиторов современности со Стравинским во главе.

…На основе этих, неизбежно коротких размышлений мы можем с лёгкостью сделать вывод, что сетования по поводу упадка и испорченности музыкального вкуса, а также снижения уровня художественной требовательности, в очень значительной мере не основаны на объективном анализе.

Не придавая стилю джазбандовой музыки места более высокого, в сравнении с принадлежащим ему в мире музыкального искусства, не видя в нём этого единственного ремедиума 406, который был бы способен излечить часто анемичное современное творчество, мы должны признать его определённую позитивность, мы должны быть благодарны ему за минуты отдыха, контраста на фоне музыкально осложнённой современности.

Успех джаза является в значительной степени триумфом ритма, а ритм лежит у праисточников существования человеческой жизни вообще».

– Да, Профессор, без малого сорок лет. Что же сегодня? На вершинах «серьёзной» пианистики и педагогики, где вы гостите давно, в сердце всё ещё находится местечко пристрастию к этой музыке, являющейся триумфом не интеллектуальной спекуляции, а ритма?

– Признаю со стыдом, что теперь я не хожу уже на джазовые мероприятия. Раньше, особенно в предвоенные годы, я посещал их; например, в Париже я слушал оркестр Дюка Эллингтона, который произвёл на меня приятное впечатление. У меня было довольно много джазовых звукозаписей; наибольшие симпатии я испытывал к менее шумным английским ансамблям. Ещё во время пребывания в Кракове, пожалуй, в 1954 году, я слышал Тшасковского и Курылевича. Сейчас джазом вместо меня увлекаются мои бывшие и настоящие ученики. Харашевич 407, например, обожествляет Эллу Фитцджеральд, имеет все её пластинки и слушает их по утрам, как только открывает глаза. Известные в среде джазовой молодёжи Вацек Киселевский и Марек Томашевский 408 часто импровизируют мне в Консерватории джазовые произведения в два рояля. Подающим надежды рэгтаймовым пианистом является Томаш Охальский 409. Среди моих прежних учеников блестящим джазовым музыкантом с превосходным даром импровизации был уже покойный Вальдемар Мачишевский 410, лауреат III премии на конкурсе им. Шопена в 1949 году, а позже – художественный руководитель «Голубого джаза» 411. Рьяным джазменом был также Влоджимеж Обидович 412. А в более ранние времена джазовые произведения мне играл, разумеется, вне учебной программы, Ян Экер 413.

– Профессор, Вы, кажется, тоже «замарались» игрой джаза?

– Замарался! Не то слово! Я интересовался этой музыкой с тех пор, как только она добралась до нас. Меня изумляла её свежесть и отличие от европейской музыки. В декабре 1926 года перед микрофоном Польского Радио я выступил с публичной лекцией, посвящённой джазу и иллюстрировал её собственным микроконцертом, в программу которой вошли популярные в то время произведения: "The Jazz Master" 414, "Somebody Wrong" 415, "Fascinating Rhythm" 416, «Шимми» 417, «Кот на клавишах» 418 и т.п., а также моя квазиджазовая 419 композиция. Если бы я даже не интересовался строго джазовыми композициями, я должен был бы столкнуться с джазом в творчестве «серьёзных» композиторов: Равеля, Мийо, Стравинского, которые привносили в свои произведения определённые элементы джаза. Я ведь сам играл "Rag-Time" для фортепьяно Стравинского 420…

– Теперь многие студенты консерваторий занимаются джазом. Считаете ли вы, что игра джаза благоприятно сказывается на развитии молодого музыканта?

– Да, если это делать в меру. Игра джаза даёт иной взгляд на музыку и даже на пианистику; может быть, расширяет также интеллектуальные и эстетические горизонты. Искусство импровизации, которое проявляется также и в новейшей европейской музыке, имеет свой источник в джазе и должно влиять на обогащение воображения, фантазии. Иногда я также думаю, что на «серьёзного» музыканта джаз действует как передышка: возобновляет силы, даёт творческую изобретательность.

– Что Вы, господин Профессор, думаете, об эволюции, произошедшей в джазе во время минувших сорока лет?

– Хотя я и очень отрывисто знаю современный джаз, однако с полной определённостью могу констатировать, что прогресс его громадный и совершенно неожиданный. Как и в серьёзной музыке, классические каноны вывернуты наизнанку. В пору, когда я писал эту статью, джаз был лишь одним из видов танцевальной музыки, а сейчас он является музыкой не только самостоятельной, но к тому же и концертной. Теперь видно, что хотя я и писал то высказывание с самыми лучшими намерениями и симпатией к джазу, однако в прогнозах на тему места, принадлежащего ему в мире музыки, я оказался слишком сдержанным…

– А что продиктовало вам ту историческую защиту джаза?

– Уже в то время джаз был слишком значительным явлением, чтобы о нём можно было умолчать. Стало быть, поскольку он существовал, если вторгался в нашу жизнь, я считал, что стоит высказать своё мнение о нём. Тем более что недопонимание, эпитеты и фальшивые оценки джаза провоцировали к попытке его реабилитации, возвращения ему доброго имени; его ведь считают проявлением плохого музыкального вкуса и моральной испорченности, а многие музыканты консервативного толка даже публично протестовали против терпения появления на наших эстрадах этого «музыкального уродца», этой «карикатуры музыки», которой якобы должна была наслаждаться исключительно «пресыщенная, заражённая джазом» молодёжь. Таким образом, я стремился показать достоинства этой музыки, обратить внимание на её близость человеческой природе и её своеобразную красоту.

392 Zbigniew Drzewiecki (1890-1971) – польский пианист и музыкальный педагог. Один из тех, кто стоял у истоков Международного конкурса пианистов имени Фридерика Шопена.
393 Игра слов, основанная на идентичности ударений в словах "Texas" и "Sexas". Texas – секс в любой форме с партнёром из американского штата Техас.
394 Имеется ввиду "Ain’t She Sweet" (рус. «Разве она не мила») — популярная американская эстрадная песня, написанная в 1927 году Милтоном Эйджером (Milton Ager; 1893-1979; – американский пианист, композитор, поэт) и Джеком Йелленом (Jack Selig Yellen (Jacek Jeleń; 1892-1991; – польского происхождения американский поэт и киносценарист).
395 "No Fooling" – эстрадная песня, популярный фокстрот в исполнении оркестра Пола Уайтмена с горячим соло на тромбоне (запись 1926 г.).
396 Melodysta - варшавская клезмерская семья, из которой происходили: - Фред Мелодист (Fred Melodyst, (1894-1960) – композитор, виолончелист и банджист; - Xенрик Голд (Henryk Gold, 1899-1977) – композитор, аранжировщик; - Артур Голд (Artur Gold, 1897-1943) – композитор, скрипач; (братья Хенрик и Артур Голд – двоюродные братья Ежи Петерсбургского); Ежи Петерсбургский (Jerzy Petersburski, (1895-1979) – дирижёр и композитор, Автор музыки танго «Утомлённое солнце» и вальса «Синий платочек». В годы жизни в СССР был известен как Ежи (Юрий, Георгий) Петербургский и как «Петербургский Гарри», в конце 1939 г. возглавил в Белостоке Белорусский республиканский джаз-оркестр. Среди самых знаменитых танго Петерсбурского – танго «Последнее воскресенье» (польск. "To ostatnia niedziela"), которое под названием «Утомленное солнце» с русским текстом приобрело особую популярность в СССР.
397 "Co kraj to obyczaj" – дословно рус. «Что ни страна – то обычай».
398 "Orkester Journalen" – старейший в мире (c 1933 г.) функционирующий шведский джазовый журнал.
399 Paul Whiteman (1890-1967), американский композитор, дирижёр, скрипач. Был известен как «Король джаза». Руководитель популярного в 1920-х г.г. в США танцевального оркестра. Основоположник стиля симфоджаз (термин Уайтмена).
400 Ex promptu (лат.) – экспромтом, сразу.
401 Фаланга (греч.) – тесно сомкнутый боевой порядок (строй) в несколько шеренг.
402 George Gershwin – (наст. имя Jacob Gershowitz — Я́ков, или Дже́йкоб Гершович; 1898-1937) — американский композитор, пианист-импровизатор. Виднейший представитель симфоджаза. Жемчужина творчества Гершвина – "Rhapsody in Blue" («Рапсодия в блюзовых тонах»); самая масштабная работа– «фольклорная» опера «Порги и Бесс».
403 Edward Elzear "Zez" Confrey (Зез Конфри; 1895-1971) – американский актёр, пианист, композитор. Его фортепьянная композиция "Kitten on the Keys" («Котёнок на клавишах»; 1921) стала хитом.
404 Irving Berlin (наст. имя Израиль Исидор Бейлин; 1888-1989) – американский композитор, который написал более 900 песен, 19 мюзиклов и музыку к 18 кинофильмам. Первое признание композитору принесла песня «Александр рэгтайм бенд» (1912). Самое известное произведение Берлина – гимн «Боже, благослови Америку» (God Bless America, 1918), считающийся неофициальным гимном США.
405 Joseph Eastburn Winner (1837-1918) – американский композитор и музыкальный издатель. Хорошо известен его композицией "The Little Brown Jug" (1869). Иногда пользовался псевдонимом "R.A. Eastburn".
406 Remedium (лат.) — средство от чего-либо.
407 Adam Harasiewicz (1932) – известный польский классический концертный пианист, педагог. Сосредоточил свои интересы почти исключительно на интерпретации музыки Шопена.
408 Вацлав Киселевский (польск. Wacław Kisielewski; 1943-1986) – польский пианист, сын польского композитора Стефана Киселевского, автора предисловия к данной книге. Марек Томашевский (польск. Marek Tomaszewski; 1943) – польский пианист, «Ма́рек и Ва́цек» (польск. Marek i Wacek, также Marek & Vacek) — популярный польский виртуозный фортепианный дуэт, существовавший с 1963 по 1986 год. Дуэт трагически распался в
1986 г. в связи с гибелью Вацлава Киселевского в автокатастрофе.
409 Томаш Охальский – польский джазовый пианист.
410 Waldemar Maciszewski (1927-1956) – польский пианист. В 1940-х и 1950-х г.г. под именем Вальдемар Валди играл в первых польских джазовых ансамблях.
411 "Błękitny Jazz" – «Голубой джаз» – первый в послевоенной Польше государственный оркестр, играющий джазовую музыку. В 1956 оркестр гастролировал в Советском Союзе. Концерты в парке Эрмитаж и им. Горького в Москве собирали тысячи зрителей. Голубой Джаз концертировал также в Ленинграде, Одессе, Киеве и Львове. 412 Włodzimierz Obidowicz (1930) – польский пианист и Профессор музыки.
413 Jan Ekier (1913) – известный польский композитор, пианист и шопеновед.
414 "The Jazz Master" – рэгтайм мастера лёгкой музыки, известного английского пианиста и композитора Билли Мейерла (Billy Joseph Mayerl, 1902–1959).
415 В оригинале в названии темы опечатка. "Somebody's Wrong" – композиция пионера немецкого джаза, кларнетиста и альт-саксофониста, бэндлидера Эрика Борхарда (Eric Borchard (настоящее имя – Erich Borchardt), 1886-1934).
416 "Fascinating Rhythm" – популярная песня, написанная широко известным американским композитором и пианистом Джорджем Гершвиным (George Gershwin,1898–1937) на слова его брата Айры Гершвина (Ira Gershwin, 1896–1983).
417 Шимми – бальный танец американского происхождения, двухдольного размера, быстрого темпа, сходный с фокстротом.
418 «Котёнок на клавишах» ("Kitten on the Keys") – рэгтайм американского пианиста и композитора Зэза Конфри (Edward Elzear "Zez" Confrey, 1895–1971).
419 Квази – приставка со значением «почти».
420 Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971) — русский, французский и американский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.

Перевод с польского, комментарии и примечания: Георгий Искендеров (Россия, Москва, 1974 г., 2014 г.)
Литературный редактор: Михаил Кулль (Израиль, Иехуд, 2014 г.)


стиль
джаз
страна
Польша


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела проза

  • стиль: джаз, джаз
Продолжение. Начало в #9–10'98 Из главы II "Consilium" Начало официальной деятельности В конце 1974 года музыкальный критик Людас Шальтянис, в то время работающий в Министерстве культуры Литвы и единственный в этом министерстве, кто нас поддерживал, ...
  • стиль: джаз, джаз
Джазовая проза — что это? Просто рассуждения о музыке? Наверное, нет. Это литература, пропитанная духом джаза, его рваным ритмом, нервной, но такой притягательной мелодикой, воплотившейся в слова. Познакомьтесь со вступительной новеллой в книгу ...
  • стиль: джаз, джаз
Мы начинаем презентацию книги Владимира Тарасова "ТРИО", которая недавно вышла в одном из крупных книжных литовских издательств. Автор любезно предоставил нам для публикации отрывки своих воспоминаний, представляющие собой как бы маленькие отдельные ...
  • стиль: джаз, джаз
Глава из книги "Джаз — народная музыка" Сиднея ФИНКЕЛЬСТАЙНА, изданной в Нью-Йорке в 1948 году и переизданной в Лондоне в 1964 году. Перевод осуществлен в Минском джаз-клубе в 1978 году. ( Окончание, начало в № 4(6)'98). Было достаточно много ...
  • стиль: джаз, джаз
Глава из книги "Джаз — народная музыка" Сиднея ФИНКЕЛЬСТАЙНА, изданной в Нью-Йорке в 1948 году и переизданной в Лондоне в 1964 году. Перевод осуществлен в Минском джаз-клубе в 1978 году. Едва ли не основное отличие джаза от другой музыки — его ...
  • стиль: джаз, джаз
Глава из книги "Джаз — народная музыка" Сиднея ФИНКЕЛЬСТАЙНА, изданной в Нью-Йорке в 1948 году и переизданной в Лондоне в 1964 году. Перевод осуществлен в Минском джаз-клубе в 1978 году. Существующее ныне деление всей музыки на "серьезную" и ...
  • стиль: джаз, джаз
От редакции сайта: Совсем недавно мы рассказывали об этой книге, изданной в 2012 году в Новосибирске. Сегодня, с любезного разрешения одного из переводчиков и редактора издания Евгения Черепанова, мы начинаем печатать полный текст работы немецкого ...
  • стиль: джаз, джаз
Глава 2. Афро-американская музыка в Южной Америке и Вест-Индии Переселение африканцев в качестве рабов в Новый свет имело принципиальное значение для большей части всего американского континента, не только потому, что негры в то время насильным ...
  • стиль: джаз, джаз
Глава 3. Афро-американская музыка в Северной Америке Для рассмотрения афро-американской музыки в Северной Америке нам кажется необходимым еще раз упомянуть важнейшие основные линии, по которым происходило развитие американского негритянского ...
  • стиль: джаз, джаз
Глава 4. Блюз Следствие применения европейских мелодических принципов, использование простых гармонических рядов, при ограничении на главных ступенях нашей функциональной системы можно заметить в спиричуэлс. В блюзе же это, принятое в среде ...
  • стиль: джаз, джаз
Глава 6. Конец классического джазового стиля и начало эры свинга Подражание джазовому стилю белыми музыкантами соотносится с тем периодом времени, когда классический джазовый стиль Нового Орлеана только начал образовываться. В 1892 году был создан ...
  • стиль: джаз, джаз
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ Перевод с немецкого В.Феклистова и Е.Черепанова Под редакцией Е.Черепанова Новосибирск ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com