nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Harry Babasin - Несправедливо забытый

стиль:

Harry Babasin - Несправедливо забытый
История обошлась с ним несправедливо: несмотря на его, без преувеличения, огромный вклад в джазовую музыку, имя Хэрри "Медведя" Бабасина известно сегодня лишь большим любителям джаза. И уж совсем мало кто знает, что настоящая его фамилия Бабасинян.

Вот уже много лет Вон Бабасин и его мать Барбара пытаются вернуть творческое наследие их отца и мужа широким кру­гам любителей джаза. Они со­здали интернет-сайт, посвя­щенный Хэрри Бабасину, об­щаются с прессой, пытаются переиздавать его записи. Стена молчания вокруг этого замеча­тельного музыканта хоть и медленно, но все же начинает рушиться. Очень надеюсь, что и эта статья внесет посильную лепту в данный процесс Ведь ее герой этого заслуживает Ерванд Хэрри Бабасин II был джазовым музыкантом на про­тяжении почти 50 лет и играл до самой своей смерти в 1988 году. Родился он 19 марта 1921 года в Далласе. Его отец Ерванд Бабасинян быт одним из сотен тысяч армянских эмигрантов, прибывших в Америку в поисках лучшей доли в конце 1915 года, сразу посте страш­ного геноцида армян, органи­зованного турками в Осман­ской империи. Трудные годы на чужбине не сломили его. Он смог получить образование и стал прекрасным дантистом.

В студенческие годы Ерванд встретил учительницу музыки Майнет Тернер, и вскоре они обвенчались в церкви. Естест­венно. что ребенка своего они отдали учится музыке. Начав с фортепиано. Ерванд Хэрри за­тем освоил контрабас,вилончель и даже тубу. Учился музыке он всю жизнь. А в Колледже Северного Техаса не только совершенствовал навыки в классической музыке, но еще ув­лекся джазом и стал занимать­ся им всерьез. Там же он встре­тился с учившимися в колледже будущими звездами джаза — гитаристом Эрбом Эллисом (Herb Ellis) саксофонисгом Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre) и композитором и мультиинструменталистом Джином Роландом (Gene Roland). "Мы были лучшими джазменами в колледже . — вспоминал Хэрри Бабасин.

После окончания учебы он с другом Эллисом отправился прямиком к руководителю популярнейшего в те годы биг- бэнда Чарли Риску (Charlie Risk Orchestra). Молодые люди предложили себя в качестве ин­струменталистов. при этом уверяли, что они — лучшие музыканты из тех. которые когда-ли­бо попадались бэнд-лидеру То, что Риск взял их в свой оркестр через несколько минут прослушивания говорит, что ребята не очень-то зазнавались. Вер­нее. имели на то полное право. Но счастье длилось недолго — через полгода оркестр при­шлось распустить, и они оста­лись без работы. Дальше эти два замечательных музыканта по­шли каждый своей дорогой.

За первые годы музыкальной карьеры Бабасин поиграл в оркестрах Джимми Джоя (JimmyJoy). Боба Стронга (Bob Strong). Джина Крупы (Gene Krupa), Чарли Барнета (Charlie Barnet). Вуди Германа (Woody Herman), Бенни Гудмена (Benny Goodman), с которым, кстати, сделал много записей, Фрэнка ДеВола (Frank DeVol) и Билли Ричардса. Именно в ор­кестре последнего Хэрри встретил своего будущего луч­шего друга — барабанщика Роя Харта (Roy Harte). Они стали неразлучны. Доходило до того, что если один получал работу в каком-то коллективе, то требо­вал, чтобы взяли и его друга. К 1946 году оба осели в Лос Анжелесе: Хэрри устроился играть у Бенни Гудмена, а Рой—у Лакки Миллиндера.

"Мы были большими друзья­ми, — вспоминал Харт, — мы все всегда делали вместе. Хэр­ри был музыкальным гением. Он все делал сразу, с первого же подхода, ему все всегда уда­валось. Он обладал очень горя­чим темпераментом и энер­гичным характером — настоя­щий техасец (а может, сказы­вались папины гены?) Почему он не был любим репортерами и заправилами шоу-бизнеса? Потому, что мог высказать и не очень лицеприятную правду, а главное, всегда отстаивал соб­ственное мнение, чего бы это ни стоило. Ему было трудно среди людей. Я его даже не­много побаивался. Он был ог­ромного роста и казалось, что может свалить любого с ног не только ударом, а даже просто дунув на него. Но. несмотря на кажущуюся свирепость, Хэрри был ужасно скромным и за­стенчивым по натуре челове­ком". Очевидно, из-за своей комплекции и лривычки идти напролом Хэрри и получил позже прозвище "Медведь", прочно закрепившееся за ним на всю оставшуюся жизнь.

Среди выступлений и запи­сей Бабасина следует особо отметить партнерство с такими гигантами джаза эпохи становления бопа, как один из лучших пианистов этого стиля Додо Мармароза (Dodo Marmarosa), гений джаза Чарли Паркер (Charlie Parker), не менее великий Лестер Янг (Lester Young), и, наверное, самый лирический трубач джаза Чет Бэкер ( Chet Baker).

В 1952 году в Нью-Йорк, где тогда жили и работали неразлучные друзья, приехали Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Они через день играли в клубе Trade Winds. где в другие дни играли Ба5асин, Харт и их друзья. Паркеру очень понравились эти музыканты, и он пригласил их поиграть. Совместное музицирование в один из вечеров было записано и позднее мно­гократно издавалось в качест­ве знаменитого альбома Live! At the Trade Winds. Это была первая запись и ставшего позд­нее знаменитым трубача Чета Бэкера. На одной из самых из­вестных фотографий Чарли Паркера того периода за спи­ной Птицы хорошо видны Чет Бэкер и Хэрри Бабасин. Но, тем не менее, ни в одном изда­нии в подписях к этому фото не найдешь упоминания о Ба- басине...

Но еще до этого замечатель­ного периода жизни и творче­ства Хэрри Бабасина, в 1948 году его пригласил киноре­жиссер Говард Хоукс для съе­мок в музыкальном фильме ки­нокомпании Метро-Голдвин- Мейер A Song Is Born. В главных ролях снимались тогдашние звезды Дэнни Кэй (Danny Kaye) и Вирджиния Майо (Virginia Mayo), в съемках было задействовано много извест­ных музыкантов — Бенни Гудмен, Луис Армстронг, Лайонел Хэмптон, Луис Беллсон, Чарли Барнет. Томми Дорси, другие звезды джаза. И среди них — Хэрри "Медведь" Бабасин. Фильм сыграл в его жизни зна­чительную роль — Хэрри не только приняли в ряды джазового сообщества, но он еще послужил своеобразным толчком к дальнейшей его карьере — Бабасин встретился с изве­стным бразильским гитарис­том Лауриндо Альмейда (Laurindo Almeida). Результатом этой встречи и их последующего сотрудничества стало рождение нового направле­ния з музыке — босса-нова. И хотя распространено мнение, что пионерами этого стиля являются Стэн Гетц (Stan Getz) и Антонио Карлос Жобим (Аnтonio Carlos Jobim), по твердому убеждению джазовых критиков, опубликованному в серьезнейшем и авторитет­нейшем журнале DownBeat, именно коллективу, состояще­му из гитариста Лауриндо Аль­мейда, басиста Хэрри Бабаси­на, барабанщика Роя Харта и саксофониста Бада Шанка принадлежит первенство. Причем именно у Хэрри родилась идея скрестить со­временный джаз с традицион­ными бразильскими ритмами байяо (baiao). Их эксперимент в 1954 году был записан на двух пластинках-миньонах, кото­рые включали в себя авторские композиции в новой манере (гораздо позднее эти записи были собраны и переизданы на альбоме Brazilliance). Лишь через шесть лет после этой группы Стэн Гетц, Антонио Карлос Жобим и Жоао Жильберто (Joao Gilbertо) сделали этот стиль сверхпопулярным.

Кроме этого у Хэрри Баба­сина есть еще одна заслуга: он первым стал играть джаз на ви­олончели, используя ее и как смычковый инструмент, и иг­рая на ней пицикатто. Еще в пе­риод работы в биг-бэндах он заметил, что у контрабаса звук настолько низкий, что его не всегда слышит аудитория, и поэтому ей трудно оценить иг­ру музыканта. Тогда он решил взяться за свой второй инстру­мент, которым владел так же хорошо, и отыграть на нем партию контрабаса. Виолон­чель, обладая срединным тем­бром, на взгляд Бабасина мог­ла точно продемонстрировать слушателю замысел исполни­теля. Он перестроил строй ви­олончели на контрабасный и исполнял на ней партии баса, за счет высокого звучания да­вая возможность хорошо слы­шать и чувствовать свою тех­нику. В 1947 году им в составе трио Додо Мармарозы были впервые в истории музыки за­писаны джазовые произведе­ния, исполненные на виолон­чели. Дальше — больше. С это­го времени он включает джа­зовую виолончель во все свои последующие записи. Он за­писывает альбомы в формате трио, квартета Хэрри Бабаси­на. И даже один альбом — дуэ­том. Это был дуэт двух виолон­челей, на одной из которых иг­рал он, а на второй — другой известный джазовый басист, виолончелист по образова­нию, Оскар Петтифорд.

Почувствовав вкус к соль­ным записям, Хэрри основы­вает студию Nocturne Records. Но, записав и выпустив не­сколько собственных альбо­мов, он был вынужден закрыть студию по экономическим со­ображениям. Зато Хэрри орга­низовал коллектив под назва­нием Harry Babasin and the Jazzpickers, где обрел свободу действий и мог сколько угодно экспериментировать с джазо­вой виолончелью. С ним со­трудничали такие известные музыканты, как флейтист Бад­ди Коллет (Buddy Collette), вибрафонисты Ред Норво (Red Norvo) и Терри Гиббс (Terry Gibbs). Этот коллектив записал большой материал, часть ко­торого вышла на пластинках, но большая все еще ждет опуб­ликования. Критики характе­ризовали исполняемую им му­зыку, как "мягкий, лиричный камерный свинг, предназна­ченный для прослушивания поздним вечером".

Шестидесятые годы были не очень благосклонны к джазу — наступала эра рок-н-ролла. Хэрри Бабасин перебивался отдельными заказами и при­глашениями. Однажды ему пришлось даже аккомпаниро­вать знаменитому комику Бобу Хоупу, разъезжая с ним по во­инским частям и развлекая солдат. Выступления случа­лись все реже и реже. Вместе с закадычным другом Роем Хар­том они пытались восстано­вить деятельность Nocturne Records, но затея эта провали­лась. В семидесятых друзья со­здали Los Angeles Theaseum, своеобразный музей истории джаза Западного Побережья (территория эта, как известно, стоит особняком в джазовом сообществе). Они первыми в Лос Анджелесе приобрели вы­сококачественную цифровую аппаратуру, перевели "на циф­ру" старые записи и даже смог­ли кое-что издать на лазерных дисках. В 1985 году Хэрри Бабасин совершил последнее турне в Нью-Йорк с пианистом Джоном Банистером (John Banister), тем самым, кто дал ему прозвище "Медведь". Гастроли прошли очень успешно. Это сильно вдохновило Хэрри и он стал подумывать о триумфальном возвращении на джазовую сцену. Но у него появились проблемы со здоровьем, и в 1988 году Хэрри Бабасин: скончался от эмфиземы.

Многочисленные критики и джазовые теоретики назьвают его "невоспетым героем джазового контрабаса". Подсчитано, что он участвовал в более чем 1500 записях в качестве басиста-аккомпаниатора, не считая его собственных записей и работы в качестве виолончелиста.

Почему же его так мало зна< музыкальный мир? В первоначальной версии джазовой Энциклопедии знаменитого критика и популяризатора джаза Леонарда Фэзера (Leonard Feather) Хэрри Бабасину было уделено более чем достаточное количество страниц. Но, как рассказывают очевидцы, однажды на званном вечере Хэрри в очень нелестных выражениях отозвался о Фэзере-человеке, и тот затаил на него большую обиду. И уже в повторном издании статья о Бабасине уменьшилась до размере обычной энциклопедической статьи — год рождения, пара фраз об образовании, перечисление записей и все. Личная скромность и прямота суждений сыграли с ним и его популярностью злую шутку, а талан Хэрри Бабасина остался не до конца узнан и востребован.

Армен МАНУКЯН




<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t"> </o:lock>
JAZZ-KBAДlPAT №5 2004


авторы
Армен МАНУКЯН
музыкальный стиль
боп
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела басисты
Brian Bromberg - Недооцененный Бромберг Charles Mingus - жизнь, как струна Jaco Pastorius - Хроника легенды Marcus Miller - бас-сказы
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com