nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Четвертый детский фестиваль Jazz Атлант М - Добрые "дядьки" из Киева

стиль:

Четвертый детский фестиваль Jazz Атлант М - Добрые  дядьки  из Киева
Первые три декабрь­ских дня прошлого 2006 года были отмечены в Киеве событием внешне незаметным и даже негромким, хотя и было оно самым не­посредственным об­разом связано с музы­кой. И пока по улицам совсем не зимнего еще города шествовала ко­лонна Дедов Морозов, жалуясь на то, что на­кануне праздника их оставляют без работы, в традиционном месте сбора — арт-клубе 44, что на Крещатике, суе­тились не по возрасту серьезные музыканты. Четвертый детский фестиваль Jazz Атлант М начинал работу.

Несмотря на явную тесноту клуба, который с каждым годом принимает все боль­шее количество участников, организаторы фестиваля решили не ломать тради­цию. Да, пусть и тесновато, во время выступлений уча­стников фестиваля пройти между сценой и стойкой бара практически невоз­можно, отчего фотографы заранее занимали места просто на той самой стойке, но все это компенсировала непередаваемая атмосфера, конечно же, буквально са­мого тесного общения ор­ганизаторов и участников. Одним из атрибутов этой самой атмосферы были оранжевого, на сей раз, цвета маечки с эмблемой фестиваля и надписями на спинах «Добрая тетя» или «Добрый дядя».

Четвертый по счету фес­тиваль был отмечен рас­ширением географии уча­стников: к уже привычным представителям Украины, России и Беларуси доба­вилась юная Эмиле Ганусаусалкайте, как оказалось, родственница известного не только в Литве пиани­ста Артураса Анускаускаса. Кстати, пела она именно вы­учено, а не заученно, вполне взрослый репертуар, но при этом ни на секунду не дава­ла повода усомниться в ес­тественности исполнения. Именно в естественности, органичности, а вовсе не в слепом копировании и, тем более, - каком-то кривля­нии, что столь часто можно наблюдать на всевозмож­ных детских песенных кон­курсах вплоть до «Евровиде­ния».

Впрочем, эти же слова о естественносги жизни начинающих исполните­лей джаза в музыке можно говорить и в отношении практически всех участни­ков этого фестиваля. Вто­рой раз я приезжаю на этот фестиваль, и ни разу у меня не появлялось сомнения в том, что организаторы фес­тиваля - люди прежде все­го предельно искренние и лишенные даже намека на какие-то меркантильные моменты типа стремления во что бы то ни стало «сделать" из юного музыканта звезду. Нет, понятно, ну кто же из педагогов не желает видеть своего воспитанника известным и даже знаменитым. Но если на уже упомянутых конкурсах во главе угла стоит занятое место, размер приза и прочие меркантильные, хотя и вполне понятные приятные штучки, то здесь, в Киеве, на первом месте все же находится умение исполнять живую музыку. То есть, в принципе и там, и там подход к процессу одинаков, но если юных (условно!) "попсовиков" натаскивают. то юных джазмэнов учат. И кроме всего прочего, киевский фестиваль не называет лучших, не вносит в атмосферу фестиваля аб­солютно не нужный детям элемент соперничества, стремления добыть победу любой ценой. Здесь все рав­ны изначально, все лучшие, здесь не может быть побе­дителей уже хотя бы потому, что в итоге победители - все без исключения участники фестиваля.

В этом смысле очень по­казательно участие в фести­вале постоянного стэйдж- бэнда, который состоит из уже давно сложившихся музыкантов под руково­дством пианистки Натальи Лебедевой. В сравнении с прошлым годом бэнд был усилен ведущим в недавнем прошлом трубачом Белару­си Валерием Щерицей. И нужно было видеть, как во время репетиций эти опыт­ные музыканты совершен­но на равных разбирали подготовленные к фести­валю композиции, как они общались, совершенно не обращая внимания на по­рой очень существенную разницу в возрасте. Это, кстати, все о том же: о выуч­ке. Именно в результате та­кового вот общения юные музыканты и набираются настоящего исполнитель­ского опыта, получают азы работы в команде, что для джазовых музыкантов столь важно и необходимо. Не со­перничество, а сотрудни­чество! В этом - едва ли не главный воспитательный момент фестиваля. Да и предельная добро­желательность ведущего концерты Алексея Когана, иных по-настоящему доб­рых дядь и теть, очень помо­гали детям настроиться на выступление.

Наблюдая второй год подряд джазовые «тылы» ближайших соседей, при­ходишь в целом к не совсем приятным для нас, бело­русов, выводам. Возьмем, скажем, Украину. Здесь уже давно обозначились при­знанные центры воспита­ния молодых музыкантов джаза. Одесса, Херсон, Киев, Кривой Рог, наконец. Заме­чу, что саксофонист мин­ской группы Apple Tea Игорь Лютый - воспитанник как раз криворожской школы, откуда его бывший педагог Олег Грузин привез в Киев тех, кто будет через каких- то десяток-полтора десятка лет "делать" авторитет, по всей вероятности, не только украинского джаза.

Или Россия. Ростовская школа знаменита давно. На сей раз Ростов-на-Дону по­казал пианистку Лию Григо­рян с весьма непростой для ее возраста программой. Она же выступила в дуэте с вокалисткой Алиной Ен- гибарян. И хоть на сей раз Ростов был представлен по числу участников достаточ­но скромно, нет причин со­мневаться в том, что сколько будет жить этот фестиваль, столько его участниками будут юные музыканты из Ростова.
А что Беларусь? Не сомне­ваюсь, что у нас нет подоб­ных Кривому Рогу или же Ростову школ. Ну разве что Центр детского творчества в Солигорске, чей вполне при­личный биг-бэнд хорошо показался в прошлом году на фестивале в Пружанах, А ведь была возможность у педагогов этого центра по­казать своих воспитанни­ков и в Киеве. Почему этой возможностью не восполь­зовались, остается только догадываться. И в результа­те на сей раз из Беларуси в Киев поехал 15-летний сак­софонист Тимофей Коротеев, сын известного педа­гога Александра Коротеева, который подробно фикси­ровал на видео все высту­пления. Отыграл Тимофей программу, честно говоря, не по возрасту уверенно. Но вот кто будет представлять Беларусь в Киеве в этом году, предсказать не берусь. Похоже, страну в первую очередь интересует как раз место на конкурсе песни, а не воспитание музыкантов, которые в будущем будут помогать этим самым кон­курсантам записывать фо­нограммы. Впрочем, есть уже проторенный путь: приглашать исполнителей на духовых из того же Ростова. Или Кривого Рога. Вот и остается надеяться разве что на редких энтузиастов, которые вопреки всему про­должают растить музыкан­тов, способных играть, а не занимать места. А Александр Коротеев будет показывать коллегам по цеху, как, кто и что делает за пределами Беларуси...

Одним из самых запоминающихся моментов по­следнего фестиваля было выступление двух юных трубачей из Херсона - Николая Ревы и Романа Ку­приянова. Да, особенности детского организма не всегда позволяли им уверенно "выдувать" положенное, но нужно было видеть, с какой одержимостью, с каким чувством места и времени работали эти музыканты, Именно работали! И можно было понять Валерия Ще­рицу, который попросил юных коллег сфотографи­роваться с ним. Уж кто-кто, а Валерий Петрович, как прожженный профессионал, понимал, что ему удалось услышать! Вполне возможно, останься он в Минске да получи выгодное в том числе и в материальном плане предложение, уже через пару-тройку лет он сам с гордостью показывал бы в Киеве собственных учеников. Да вот, видимо, у нас принято брать со стороны уже готовых музыкантов, чем воспитывать своих. А |ведь нужно понимать, что можно дешевле решить проблемы да без всяких этих педагогических хлопот...

Что еще следует отметить ш фестивале, так это тщательный подбор гостей, тех музыкантов с именем или же просто с необычной, оригннальной музыкой, которые дают юным исполнителям что-то вроде мастер-классов. На сей раз это были *Гурт «Йо-ГУРТ", Аня Коханчик и Руслан Егоров, а также Аркадий Шилклопер. *Гурт «Йо-ГУРТ» — это молодой украинский коллектив, который исполняет в основном инструменталь­ную музыку, густо замешан­ную на фольклоре, прежде всего ирландском. Аран­жировки, исполнение - все вкусно, стильно, с очень положительной энергети­кой. А если учесть тот факт, что возраст участников и гостей фестиваля не силь­но отличался, становилось понятным, что участники этого «гурта» представали не как учителя, а опять же скорее как коллеги по сце­не. Выступление Ани. Коханчик и Руслана Егорова, каюсь - пропустил, а вот не послушать да не посмотреть Аркадия Шилклопера было невозможно. Аркадий де­монстрировал прежде все­го эдакий «техногенный» подход к созданию музыки и исполнению, пропуская звучание валторны через всякие мудреные приспо­собления, преобразовате­ли звука, во время наладки этой аппаратуры подробно отвечая на вопросы заинте­ресованных. А затем теоре­тическую часть он подтвер­дил на практике, завершив свое выступление несколь­кими номерами, которые исполнил на громадном альпийском роге. Опять же, используя, в том числе, и технологии.

Нужно ли говорить, что доброжелательность му­зыканта, его открытость и отсутствие какого-либо высокомерия, столь харак­терного для тех, кто счита­ет себя звездами песенной эстрады, настраивали мо­лодых участников фести­валя опять же на сотвор­чество. Нет, я не возьмусь утверждать, что буквально все участники фестива­ля достигли уже полного понимания важности по­добного рода общения с опытными мастерами, его несомненной пользы для собственного будущего. Но то, что с детьми здесь никто не сюсюкает, не умиляется их таланту все же, думаю, помогает прежде всего самим детям осознать всю важность происходящего, настраивая их скорее не на праздник, а все же на продолжение учебы. А в такой атмосфере дети быстро 'взрослеют. Не физически —духовно.

На фестивале Jazz Атлант М тихо, ненавязчиво прививается очень невредная привычка учиться без превращения этого процесса в нечто унылое и неотвра­тимое. Здесь учат детей ощутить себя личностью и творцом, когда очень многое зависит от того, что ты сам себе пожелаешь.

И что самое суцественное, в Киев-то никого никакой дядька приезжать не принуждает. А розги из бузины всегда можно отведать на дому...

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ

Jazz-Квадрат, №3 /2007



авторы
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Украина
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2005 - 2007 года
Фестиваль Джаз-Транзит, Екатеринбург, апрель 2007г. - часть 2 Фестиваль Джаз-Транзит, Екатеринбург, апрель 2007г. - часть 1 II фестиваль "Русский стиль. Усадьба. Джаз" Vilnius Jazz 2007
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com