nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Серьезный джаз на фестивале "Єдність" в Киеве

стиль:

Серьезный джаз на фестивале  Єдність  в Киеве С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных" музыкантов, реже – своих украинских. Особого внимания на этом фоне, заслуживает, конечно, пока единственный(!) на киевском джазовом небосклоне фестиваль "Єдність". Он проходит уже в четвертый раз, благодаря настойчивым усилиям горячего любителя и тонкого ценителя джазовой музыки Сергея Грабаря, при поддержке музыкального агентства "Театр джаза".

Двухдневная фестивальная программа включала в себя на этот раз, представителей разных "весовых" категорий из мира джаза : от детского "продвинутого" состава "Little Band Academia" п/р Виктора Басюка, квартета молодого, но опытного пианиста Тимура Полянского, культового "Er.J.Orcestra", через "около джазового" бразильца Андре Пинто дос Сантоса, всегда экзотического Энвера Измайлова, экспериментатора Владимира Соляника, - до крепкого профессионального трио Вячеслава Горского и,наконец, уникального "Второго приближения".

Возможно, благодаря такой пестрой стилевой палитре представленной на фестивале, киевская публика имела редкую возможность - присоединиться к огромному пространству джаза, а также обозначить основные тенденции, существующие в нем на сегодняшний день.

Кредо фестиваля, отразившееся в его названии (единство) с одной стороны, а также, понимание сущности джаза как современного высокопрофессионального вида музыкального творчества, с другой, на мой взгляд, особенно ярко прослеживалось в выступлениях двух участников, а именно - киевского пианиста В. Соляника и московского трио "Второе приближение".

Отличительной чертой джазмена Владимира Соляника является спонтанный характер творчества. Именно это свойство позволяет ему чувствовать себя уверенно в любых джазовых "ситуациях", свободно балансировать между различными стилевыми проявлениями современной музыки, а также выстраивать свое дополнительное инструментальное "окружение" в зависимости от внезапно пришедшей идеи. Эти, неожиданно рожденные музыкальные идеи, проживают в импровизациях Владимира богатую бурную и каждый раз наполненную новыми художественными смыслами жизнь.

Одним словом, джазовая импровизация для В. Соляника – это не просто необходимая технологическая атрибутика, а сущностная черта его жизни в музыке. Наверно поэтому, его "Киев Арт ансамбль" - это коллектив, открытый всем возможным джазовым "ветрам", с нефиксированным составом участников, который Соляник использует как "плацдарм" для очередного творческого эксперимента.

Каждое сольное выступление музыканта - это новая захватывающая история. Одна, из которых и была "рассказана" фестивальной публике.

С первых звуков стало понятно, что действие будет разворачиваться в сторону драматической коллизии. Лирическая струя, которая оформилась через "ноктюрновые" интонации, с типично романтической фактурой, стала резко вытесняться монотонными "страйдовыми" образованиями, причем, с каждым новым проведением они становились все ожесточеннее и грубее. Доведенные до динамического и темпового апогея они насильно внедрялись в лирические, теплые высказывания. И вдруг, на кульминации все эти контрастные метания были "отодвинуты" новой блюзовой темой, окрашенной в сентиментально-ностальгические тона.

Так закончилась схватка двух контрастных образных линий, олицетворяющих высокое, одухотворенное, человеческое и низкое, вульгарное, враждебное начала.

Удивительно, как в подобного рода сиюминутных творческих актах проступает вся красота личности, переживающей особое состояние интуитивного прозрения. Возможно, в этом сокрыта ценность спонтанной импровизации. Выплескивая на "общее обозрение" свои сокровенные мысли автор-исполнитель делиться со слушателями свежими эмоциональными открытиями, ароматами новых звучаний, радостью от постижения неизвестных музыкальных измерений…

Помимо многочисленных профессиональных достоинств пианиста, особо хотелось бы выделить его "композиционный" талант. Все спонтанные проявления в процессе музицирования он подчиняет общей логике развития, акцентируя при этом узловые моменты, добивается смыслового единства, не допуская интонационного хаоса.

В. Соляник всегда новый, неожиданный и интересный. Но куда бы, в какое экспериментальное смысловое поле не устремлялся взор импровизатора, его манера игры остается, подчеркнуто узнаваемой - эмоционально – раскованной, с налетом грустной созерцательности.

На сегодняшний день, можно с уверенностью сказать, что участники "Второго приближения" в полной мере усвоили опыт "разных музык" и осознали себя как единый культурно – стилевой конгломерат. Их музыкальный кругозор настолько расширился, что всем троим исполнителям, не составляет особого труда переключиться из одной "культурной среды" в другую, будь то русский или цыганский фольклор, современный академический авангард, ну и конечно любое джазовое направление.

Одной из характерных черт мировоззрения ансамбля является, на мой взгляд, преодоление "интонационных" стереотипов, и как следствие, поиск новых стилевых взаимосвязей, привлечение необычных звучаний, усиление жанрового колорита. И доказательством тому было фестивальное выступление "Второго приближения" - яркое, запоминающееся, прошедшее на одном дыхании.

Эстетическая специфичность ансамбля отразилась в использовании игровых, ритуальных импульсов, что лишний раз подчеркивает мысль о том, что джаз – музыка не предназначенная для пассивного прослушивания. В представленных концертных версиях композиций "Тарантелла","Танец", "Иванушкин - буги" был использован весь возможный "перкуссивный" арсенал выразительных средств включая возгласы, выкрики, реплики-передразнивания всех участников коллектива, что невероятно подстегивало реакцию публики. Ситуация стимулирования общения подогревалась также эксцентричными скэт - перепалками Татьяны Комовой и Андрея Разина.

Очень разнопланово прозвучала новая композиция трио - "Два настроения". Характерной чертой номера была постоянная смена типов изложения, что подчеркивало импровизационный склад музыки. Все элементы – будь то стилизовано оперные или "восточные" интонации в партии Т.Комовой, остинатные фигуры И.Иванушкина или "шопено - листовские" фактурные приемы А.Разина - органично "врастали" в общий композиционный план, создавая ощущение невероятного полистилевого разнообразия.

Новую трактовку получила знакомая пьеса "Пьеро"( с одноименного альбома). Дуэт Иванушки – Разин достиг настолько объемного звучания, что казалось на сцене, присутствовало еще несколько музыкантов. Каждый из участников проявил себя как опытный знаток сущности своих инструментов (фортепиано, контрабас), "вытаскивая" из их глубин проникновенно лирические звучания. Поистине - редкий пример джазовой кантилены!

Острый капризный ритм, краткие шуршащие мелодические фразы, необычные звукоподражательные эффекты - "частые гости" в наборе выразительных средств Т.Комовой. Виртуозно владея голосом, певица включала свои тембровые находки в различные культурно стилевые контексты.

Вообще, все музыканты "Второго приближения" своим выступлением продемонстрировали неограниченные возможности импровизационного мышления: молниеносная реакция на все ритмические, мелодические и другие характерные для процесса музицирования изменения, ассимиляция внешних и внутренних импульсов, ассоциативность музыкального языка. Своим творчеством они продолжают доказывать, что современный джаз - сугубо авторская музыка, с высокой степенью креативного начала, и в тоже время – в ней есть особый узнаваемый драйв, присутствующий в любых высококлассных образцах этого вида искусства.

Елена Супрун (Киев) музыковед

2005г.


страна
Украина
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2005 - 2007 года
Джаз над Волгой. Некоторые сюжеты фестиваля Первый Минский Международный Фестиваль «KlezmerШОК!» Грузинское чудо в Саулкрасты Международный музыкальный фестиваль «Длинные руки-2»
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com